Акустико-гностическая афазия
По классификации А. Р. Лурия, в основе акустико-гностической сенсорной афазий лежат нарушения речевого (фонематического) слуха — способности анализа и синтеза речевых смыслоразличительных звуков в системе данного языка. Нарушение фонематического слуха ведет к нарушению всей речевой системы. нарушению речевой системы, к возникновения афазий.
Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется нарушениями экспрессивной и импрессивной речи, чтения и письма. Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от степени выраженности нарушается от «словесной окрошки», представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обед-ненной речи. Приблизительно в половине случаев наблюдается логорея или склонность к речевой расторможенности. Экспрес- сивная речь без произносительных затруднений, интонационно выразительная и эмоциональная, что дает возможность в ка- кой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь резко нарушена.
Изменена грамматическая структура речи. Она производит впечатление предикативной из-за обилия в ней глаголов, ввод-ных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются дефекты согласования частей речи. Много нестойких литераль- ных и вербальных парафазий.
Грубо нарушена отраженная речь — повторение отдельных звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая па-мять. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстра-ивается способность называть части тела, предметы и особенно их изображения (при этом подсказка практически не помогает). Понимание ситуативной речи тотально нарушается только при очень грубой степени афазий со «словесной окрошкой» и логореей, когда не удается привлечь внимание больного к сказанному. В большинстве случаев сохраняется возможность понимания отдельных слов и простых команд, хотя в целом понимание ситуативной речи обычно недостаточное, легко возникает отчуждение смысла слов.
Письменная речь страдает у всех больных, но в неодинаковой степени, а полный ее распад происходит редко. Письмо, как правило, страдает более значительно. В тяжести нарушений устной и письменной речи нет полного параллелизма — возможна относительная сохранность чтеиия и письма при тяжелой степени афазий и распад письма при афазий умерешгой.
Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, является забывание названий букв. Запись диктуемых букв и выбор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за счет дефектов слухового различения и удержания услышанного. Понимание читаемого не требует обязательного прочтения вслух и может быть лучше, чем понимание услышанного.
При глубоком распаде чтения могут сохраниться остатки глобального чтения (например, подкладывание названий под картинки), при меньшей глубине распада используются оба способа чтения — глобальный и аналитический. Чтение вслух обычно характеризуется теми же искажениями структуры сло ва, какие характерны для устной речи. Тяжесть нарушения чтения вслух и про себя зависит от состояния номинативной функции, т. е. от степени распада смысловой структуры слова. Очевидно, что доступ в лексикон затруднен не только через слуховой, но и через зрительный вход.
Распад письма также связан с дефектом номинации и речевой имитации, но наибольшее значение имеет степень нарушения фонематического анализа услышанного и способность к его удержанию. В целом, нарушения письменной и устной речи взаимосвязаны и взаимно зависимы, составляя единый синдром, возникновение которого обусловлено в основном нарушением речеслуховой функции, которая избирательно может страдать на уровне слухового различения, удержания и объема слухового восприятия. Теменные симптомы при акустико-гностической афазий в большинстве случаев отсутствуют.
Очаг поражения локализуется преимущественно в задневерхних отделах 1-й височной извилины левого полушария («зона Вернике»).
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 962 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
|