АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Бранные слова

Прочитайте:
  1. E. Мембранные белки гистосовместимости тканей
  2. Вопрос: Слова о том, что разум — главное препятствие для Осознания, сбивают с толку.
  3. Выразить словами
  4. Детский страх наказания и слова-невидимки.
  5. Из истории открытия клещевого энцефалита и значение слова энцефалит.
  6. ИЗ РЕЧИ Л. ШТУРА НА ЗАСЕДАНИИ ЧЕШСКО-СЛОВАЦКОЙ СЕКЦИИ
  7. ИЗ «ПРЕДИСЛОВИЯ К «ЗЕРКАЛУ СЛОВАКИИ»
  8. Извлечения из Терминологического словаря
  9. К глаголам подберите 1-3 слова.
На этом уроке ты: · выделяешь нравственную сущность человека; · знакомишься с историей возникновения бранных слов на Руси; · признаешь необходимость противостояния нецензурным словам. Основные понятия темы: · обаяние; · манеры; · этикет; · вкус. ОБАЯНИЕ – очарование, притягательная сила личного воздействия. Обаяние не совместимо с грубостью и нецензурщиной. МАНЕРЫ – внешние формы поведения человека. ЭТИКЕТ – установленный порядок поведения где-либо. ВКУС – способность человека понимать и оценивать прекрасное, красивое во всех сферах человеческой жизни и в искусстве. Пометки на полях   Брань - оружие низменных. С. Гудрич. Гудрич, Самюэл Грисоулд (1793-1860) – американский детский писатель и педагог.   Брань всегда служила признаком дефектного мышления Л. Леонов. Леонов Леонид Максимович (1899-1994) – русский писатель.     Брань во время споров должна запрещаться и ка­раться, как другие словесные преступления. Какого только вреда не причиняет и не нагромождает она, не­изменно порождаемая злобным раздражением, М. Монтень. Монтень, Мишель де (1533-1592) – французский философ-гуманист, писатель.     Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь. Плутарх. Плутарх (46-126) – древнегреческий философ и писатель.     Брань правды не любит. Русская пословица У человека возникают разные привычки – полезные и вредные, предосудительные и вызывающие одобрение, иногда – смешные и трогательные... В привычку входят не только действия, но и слова. И очень хорошо, если человек имеет привычку вовремя сказать Спасибо или Простите, а когда потребуется, даже Я неправ. И среди словесных привычек есть такие, которых лучше бы не было. Например, может стать привычным применение брачных слов. Можно привыкнуть и к так называемым словам-паразитам. Кому не знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать, на свое место. А начальник, значит, говорит, так сказать: "Иди домой – говорит, - я тебе, значит, как бы отгул даю за прошлый выходной, значит". Вот, значит, я, так сказать, по-жизни и получил дополнительный день отдыха. Это пример засо­рения речи словами-паразитами. Сами по себе такие слова могут быть вполне литературными и полезными. Но они могут "прилипнуть" к человеку, войти во вредную речевую привычку. Проникая чуть ли не в каждое высказывание, эти слова лишают его строгости, точности, выразительности и силы воздействия. Человека, речь которого пересыпана словечками-паразитами (а иногда и целыми оборотами-высказываниями вроде как тебе сказать, вот какая штука, как бы, по-жизни, блин, трудно слушать, а подчас и смешно.   УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА! Нередко приходится сталкиваться с засорением устной речи бранными и вульгарными словами и вы­ражениями. Сквернословие не имеет никакого оправдания. Наше общество борется за новые, подлинно человечные и прекрасные отношения между людьми, основанные на глубоком взаимном уважении и понимании, товарищеской поддержке и помощи. В резком н остронепримиримом противоречии с обликом современного человека оказывается сквернословие. Многие, видимо, не понимают того, что слова и мысли едины и что, следовательно, каковы бы ни были внутренние побуждения человека, употребляющего брань, этот человек объективно обнаруживает неуважение к людям. Употребление бранных слов и выражений, сквернословие следует рассматривать не просто как речевой сор, но как нарушение человеческих норм, как оскорбление чести и достоинства современного человека. Заслуживает всяческой поддержки и в свое время нашла сочувственный отклик инициатива писателя Ф. В. Гладкова, выступившего с призывом объявить войну "позорному пережитку" – сквернословию. Гладков писал: "В нашем быту есть еще заразительные пережитки, которые держатся упорно, как трудно излечимый порок. К таким пережиткам... я отношу сквернословие и всякую похабщину, вошедшую в язык некоторых людей... Это блудословие придает речи таких людей особый пакостный стиль, который бытовал когда-то в ночлежках, в кабаках, притонах и на постоялых дворах. На фоне огромного роста духовной культуры народа этот позорный пережиток особенно заметен... Я убежден, что наша здоровая, передовая молодежь, для которой дорого достоинство нашего человека, со всей решительностью поднимется на борьбу с отвратительным пережитком – со сквернословием и на предприятиях, и в общественных местах, и в частных разговорах. Нельзя оставлять без внушения и взыскания хулиганские слова, нельзя относиться снисходительно к этой словесной мерзости, оправдывая людей тем, что они употребляют ругательства не злонамеренно..."*. Часто говорят, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. А кроме того, как правило, привычка извергать потоки словесной брани и хулы начинает действовать во вполне определенных случаях, когда сквернослов хочет оскорбить или унизить другого человека. Значит, такой пакостник прекрасно отдает себе отчет в своих речевых действиях. Наше общество не может и не хочет терпеть оскорблений человеческой чести и человеческого достоинства – ни делом, ни словом, которое тоже оказывается одной из разновидностей людского дела. Обязанность граждан уважать других, их честь и достоинство предусмотрены Конституцией. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" – призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев. Что значит "беречь" язык? От кого или от чего "беречь"? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности? Да. На своем историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку. Первая опасность – это слова-паразиты, вторая – тюремно-лагерно-блатной жаргон и третья опасность – матерщина. Зона... При этом слове подсознательно настораживаешься и испытываешь нечто невнятно-тревожное, недоброе. Подсознательно же отстраняешься от него, открещиваешься, отталкиваешь его от себя. Нормальная реакция. Короче: что мы ей (зоне) и что она нам? Мы ей, как уже сказано, презрение. И недоумение, и забвение, и отвращение с отстранением, конечно. И желание вымыть руки и срочно посмотреть "Лебединое озеро". На худой конец – немедленно отдаться целительной "Апассионате". Чтобы очиститься. Жаргон с успехом обслуживает известную и ставшую уже несколько анекдотической формулу "украл – выпил – в тюрьму". Собственно, и "украл", и "выпил", и "тюрьма", а еще – "употребил наркотик", "избил", "отнял" и т. д. и т. п. – суть жизненного цикла блатного. Использование нецензурных и грубых слов – это тоже своего рода психологая зависимость, такая же зависимость, какая бывает в результате потребления табака, алкоголя и других наркотиков. Лингвисты и историки считают, что нецензурные (бранные) слова пришли на Русь с монголо-татарским игом. До этого на Руси не было таких слов. Оказалось, что матерные слова имеют ряд однокоренных слов в монгольском языке. Вот и получается, что татаро-монгольского ига в России давным-давно нет, а иго нецензурщины, к сожалению, процветает. Великие русские писатели – А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. П. Чехов, М. Горький и другие – великолепно понимали обязанность литераторов – освобождать речь от чуждых литературному языку слов и устойчивых оборотов. Своим творчеством эти писатели содействовали очищению нашего языка от словесного и фразеологического "мусора", рождаемого небрежным, безответственным отношением к речи, незнанием богатств родного языка. По убеждению Ушинского, "в языке одухотворяется весь народ и вся его родина", в нем "отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь". Борьба за речевую культуру, как видим, прямо переходит в борьбу за моральную культуру человека. Если общество сумеет преодолеть словесную грубость, тем самым будут резко увеличены душевные силы людей. Вежливость, тактичность, заботливое отношение к товарищу, умение вовремя подумать о настроении и заботах ближних – все это не совмещается с речевым хулиганством. И каждый человек, преодолевая в себе порывы к речевой распущенности, привычку к вульгарности, помогает утверждению подлинной человечности, во имя которой живет и борется новое общество. Борьба за культуру речи, за правильный, доступный и яркий язык – это насущная общественная задача, осознаваемая особенно ясно в свете современного понимания языка. Ведь язык, работая, постоянно участвует в деятельности сознания, выражает эту деятельность, активно влияет на нее. Отсюда – колоссальная сила влияния слова на мысли, чувства, настроения, желания, поведение людей...

 


Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 906 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)