АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ИЗ «ПРЕДИСЛОВИЯ К «ЗЕРКАЛУ СЛОВАКИИ»
ЧЕРВЕНАКА»1 ЙОЗЕФА МИЛОСЛАВА ГУРБАНА
Йозеф Милослав Гурбан (1817–1888, евангелический приходской священник, принимал участие во всех важнейших национальных начинаниях словацкого народа, в том числе в революционных выступлениях 1848-1849 гг. (их участников называли по его имени гурбановцами) Он основал первый словацкий литературный журнал «Словацкие взгляды по вопросам науки, искусства и литературы» (1846), который выходит до сих пор. В «Предисловии к «Зеркалу Словакии» Червенака» Гурбан выдвигает идею о роли народов и наций в развитии абсолютного духа от состояния небытия и недействительности до состояния полной конкретности и развитости. Каждый человек и каждая нация имеет возможность участвовать в исторической реализации абсолютного духа, если постигает духовное самосознание и опредмечивает свой национальный дух в жизненных проявлениях. На этом основании словаки представляют собой нацию, поскольку обладают особым национальным духом, который проявляется в духовной культуре прошлого.
…В последнее время, когда столько народов поднимают свой голос и ворошат свою историю, когда мы так часто слышим о борьбе народов за свои права, особенности, своеобразия, поднимает свой голос и племя словацкое, населяющее Татры2. Сыновья этого племени – первородцы, люди, никогда еще не проявлявшиеся в своей исконности. Каждый пробужденный словак ищет дух и принцип своего племени и скорбит чрезвычайно над тем, что повсюду находит лишь его уничтожение; напрасно некоторые хотят его создать, напрасно выдумывают планы и системы, по которым он должен был бы быть найден и достигнут; нынешний словак обращает взор своего духа на иное. Уж такова ныне действительность; что бы положительного или отрицательного, доброго или злого дух народа ни совершил, что бы из себя не вывел, все это в равной мере стоит перед пытливостью словацкой. Во все, что совершил народ, вплетен он сам и дух его; и этот дух хочет познать дух словаков. Все житие и прозябание поставить перед судом идеи – вот задача поколения новейшего. Куда это поведет, к жизни ли, к гибели – безразлично, пусть только [это поколение] выберется из руин своих и высвободится из забывчивости. Каждый сегодня думает, что он и завтра жить будет, поэтому кто бы мог осудить словаков или поставить им в вину, что и они думают о грядущем, как о своей собственной жизни? Свою будущую жизнь словаки сумеют устроить наиболее совершенно, если они усвоят в идее своей все то, что в прошлом создал дух этого народа. Перебирают они, таким образом, прошлое существование словаков, чтобы увидеть те моменты, через которые дух уже прошел, чтобы познать момент, в котором он сейчас находится, и знать, до какого поворота он должен дойти в ближайшем будущем. У этого новейшего поколения [жителей] Татр горячо забился пульс жизни Словакии, их озарила заря будущего, и у всех теперь зреет одно чувство, что не должно быть больше того, что было, что новый мир и век должны принять их в лоно свое. Дух юношеский вознесся уже выше, чем были взлеты духа отцов их. Истина эта хорошо нами прочувствована и понята, хотя многим будет казаться самодовольством…
Примечания: 1. «Предисловие…» было написано для посмертного издания работы словацкого историка, деятеля Национального возрождения Б. П. Червенака (1816–1842). 2. Татры – самые высокие горы в Словакии. Гурбан и его поколение деятелей национального Возрождения называли так и саму Словакию; соответственно «народ татранский» означает «народ словацкий». Согласно романтическим представлениям «будителей», Татры – колыбель всех славянских народов.
Антология чешской и словацкой философии. М., 1982. С. 278.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 560 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |
|