АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ЛАВРЕНТИЯ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ
Автор «Гуситской хроники» Лаврентий (по-чешски Вавржинец) из Бржезовой (ок. 1370-после 1437) родился недалеко от Кутной Горы, в деревне Бржезовой в небольшом имении своих родителей. Окончив Пражский университет, Лаврентий стал служить при чешском королевском дворе. В это время он знакомится с учением Яна Гуса и становится его последователем. В 1419 г., находясь на городской службе Нового Города Пражского, Лаврентий непосредственно оформляет различную гуситскую документацию и ведет эту работу вплоть до 1434 г. «Гуситская хроника» охватывает события с 1414 до начала 1422 г. и служит основным источником по истории гуситского движения. Она тем более ценна что подлинные документы гуситов почти не сохранились. Отмечая большое значение данной хроники, следует, однако, учесть, что Лаврентий принадлежал к зажиточному бюргерству и разделял взгляды умеренных. Поэтому и хроника его отражает воззрения представителей гуситского центра, гуситского пражского бюргерства.
Начало причащения под обоими видами
В лето от воплощения господа 1414-е досточтимое и божественное причащение евхаристии под обоими видами, т. е. хлеба и вина, было начато в славном и великом Городе Пражском и предоставлено всему народу верных [христиан] достопочтенным и выдающимся мужем, утвержденным бакалавром священной теологии, магистром Якубеком из Мизы1 и некоторыми другими священниками, помогавшими ему в этом деле. Прежде всего [это началось] в храмах св. Адальберта (Войтеха) в Новом Городе2, св. Мартина в стене, у св. Михаила3 и в часовне Вифлеемской4 в Старом Городе Пражском5.
Это священнейшее причащение с течением времени стало преследоваться страшными угрозами и заключением в тюрьму королем римским и богемским Венцеславом6 или, при опоре на его власть, духовными лицами и в особенности архиепископом Пражским Конрадом, другими прелатами и монахами, магистрами и докторами Пражского университета, старавшимися всеми силами его окончательно уничтожить. Но от этого оно только еще больше получало силы и настолько распространялось среди верующего и преданного [церкви] народа обоего пола, что по истечении двух лет примкнувшие к магистру Иоанну Гусу пресвитеры-виклефисты7, названные так противной им партией, именовавшейся махометистами, не только могли свободно проповедовать и, как утверждают, причащать народ в двух или трех церквах, но почти во всех приходских церквах Праги; мало того, они заняли даже некоторые монастыри и, несмотря на то, что архиепископ и прелаты отлучали их и налагали интердикт8 на весь город Прагу, они привлекали к себе много народа. Таким образом, не только в Праге, но во многих городах, крепостях, замках и селах королевства Богемии и маркграфства Моравского9 простой народ толпами и с большим усердием и благоговением приходил к священнейшему причастию под обоими видами, хотя противники и гонители самой святой истины, как духовные, так и светские, негодовали и шипели от злобы, однако не могли побороть истины причащения под обоими видами. Ибо написано у Ездры (2 кн. 10 гл.): «Истина пребывает и укрепляется вечно и будет жить и утверждаться во веки веков».
Примечания: 1. Якубек из Мизы (Якубек из Стршибра) – сын крестьянина, (ок. 1370–1422). С 1397 г. – магистр свободных искусств Пражского университета, позже – бакалавр богословских наук. С 1410 г. стал проповедником в костеле св. Войтеха; после смерти Гуса (1415) – его преемник в Вифлеемской часовне в Праге. До взрыва революционного движения (1419) Якубек резко критиковал прелатов и церковные злоупотребления. Однако, как только начались бои, Якубек оказался на стороне шляхты и богатых горожан, интересы которых он уже раньше защищал. В результате этого возникли противоречия не только с таборитами, но и с выразителем интересов пражской бедноты и мелкого бюргерства, Яном Желивским. 2. Новый Город Пражский (Move Mesto Prazske) – самостоятельная часть Праги, возникшая в XIV в. как ремесленный центр на правом берегу Влтавы 3. Костел св. Мартина в стене – приходский костел, о котором известно с 1187 г Костел св. Михаила находился в Старом Городе, как приходский упоминается в 1331 г 4. Вифлеемская часовня основана в 1391 г. на частные средства для проповедей на чешском языке. С 1402 по 1413 г. проповедником в Вифлеемской капелле был Ян Гус, пламенные проповеди которого привлекали громадные толпы пражан. Часовня становится центром реформации, колыбелью чешского национального движения. С начала гуситских войн она теряет значение революционного центра, но остается в руках протестантов до XVII в. После битвы у Белой Горы она была отдана иезуитам, а в 1786 г. снесена; в 1954 г. восстановлена в первоначальном виде и является музеем. 5. Старый Город Пражский (Stare Mesto Prazske) – самая старая часть Праги, возникшая на правом берегу Влтавы. С XIII в. имела самостоятельное общинное управление. В XIV и XV вв – аристократический купеческий центр, центр немецкого патрициата. 6. В средние века немецкий король считался наследником римских императоров, поэтому он и назывался королем римским. Когда же римский король был коронован в Риме, он назывался римским императором. Венцеслав – Вацлав IV, король чешский (1378–1419), император германский («король римский») в 1378–1400 гг. 7. Так назывались последователи английского реформатора Джона Виклефа (ум. в 1384 г. 8. Мера католической церкви против еретиков. В местности, где был объявлен интердикт, не должен был совершаться ни один церковный обряд: нельзя было крестить детей, не совершались мессы, были запрещены похороны и т. д. 9. Моравия в ту эпоху называлась маркграфством, несмотря на то, что звание маркграфа после смерти маркграфа Иосифа (1411) стало постоянным титулом чешского короля.
Охранная грамота, данная Яну Гусу
На этот же собор1 прибыл лично магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, назначенный проповедником часовни в Праге, называемой Вифлеемской, который постоянно нападал в своих проповедях на лицемерие, роскошь, алчность, пышность, симонию2 и другие грехи духовенства и обличал их, чтобы вывести самый клир на путь апостольской жизни, чем и вызвал в духовенстве, погрязшем и пороках, большую к себе ненависть. Он лично прибыл в том же [1414] году в субботу, после праздника Всех святых3, с охранной грамотой4 короля венгерского Сигизмунда5, после того как предварительно многократно и публично заявлял в Праге, что готов сам перед лицом Констанцского собора дать кому угодно отчет о своей вере. Но, несмотря на эту охранную грамоту вышеназванного короля, по проискам враждебного ему в Чехии духовенства, в особенности же прелатов и магистров города Праги, в шестой день недели6 после дня св. Екатерины7 того же года он был захвачен в плен самим же собором. Будучи обманным образом вызван к папе и к кардиналам как бы для переговоров, он был заключен в мрачную тюрьму в монастыре братьев проповедников8, расположенном там же на берегу озера у самого города, и охранялся стражей из разных народностей.
Покровители его, присутствовавшие в Констанце, как духовные, так и светские, хотя и усердно старались помочь ему против собора и короля венгерского, но не могли добиться его освобождения, так как некоторые же магистры и прелаты из богемского духовенства и особенно доктор теологии магистр Стефан Палеч9 и Михаил de Causis10 – настоятель храма святого Адальберта в Новом Городе Пражском – были охвачены против него сильной ненавистью и злобой: они ковали и вымышляли много фальшивых и лживых обвинений для осуждения его самого, верного католического проповедника евангелия, обвиняли его перед собором, конечно, ложно, что он в своих проповедях стремился всеми силами лишить значения духовенство, возбуждая мирян к упразднению самого клира. Но магистр Иоанн Гус и в самом заключении, сохраняя мужество, предпочитал умереть, нежели одобрить чудовищные преступления погрязшего в пороках духовенства. Он тайно писал своим друзьям, присутствовавшим в Констанце, много писем и полезнейших посланий, которые предназначались также и для Богемии. В свою очередь он получал моральную поддержку от подбадривающих писем своих друзей и покровителей и имел мужество быть твердым в своем добром и святом намерении. Стража названной тюрьмы, подкупленная подарками друзей магистра Иоанна Гуса, осторожно и осмотрительно, боясь собора, доставляла эти его письма покровителям магистра Иоанна и, наоборот, их собственные письма и послания передавала самому магистру Иоанну удивительно искусно, скрывая их в каких-либо приношениях. Там же по просьбам друзей и некоторых сторожей своей тюрьмы он, хотя и не имел книг под руками, составил несколько прекрасных и обстоятельных небольших трактатов, именно: «О заповедях божиих», «О молитве господней» и еще «Как совершается смертный грех», и еще «О познании бога», «О трех врагах человека», «О покаянии», «О браке», «О таинстве тела и крови господней».
Примечания: 1. Констанцский собор 1414-1418 гг. 2. Так в устах критиков церкви называлась порочная практика церкви, когда за деньги совершались религиозные обряды, продавались места священников, совершалась торговля индульгенциями и т. д. 3. То есть 3 ноября 1415 г. Все повествование о Гусе основывается на сведениях Петра из Младонёвиц, друга Гуса и очевидца его смерти. 4. Охранная грамота, обеспечивающая безопасный путь (приход и уход из Констанца), привезена была Гусу в Констанц 5 ноября 1414 г. защитником Гуса, паном Вацлавом из Дубы. 5. Сигизмунд — король венгерский (1387-1437), германский император (1411–1437). 6. В средние века счет дней недели велся от воскресенья, следовательно, шестым днем недели считалась пятница. 7. В действительности должен быть в среду после дня св. Екатерины, т. е. 28 ноября 1414 г. 8. То есть монашеского ордена доминиканцев. 9 Стефан Палеч – с 1391 г. магистр свободных искусств Пражского университета, с 1399 г. – декан, с 1400 г – ректор, с 1410 г. – магистр теологии. Заклятый враг Яна Гуса. В 1414 г. в Констанце выступал на соборе с обвинениями против Я. Гуса. Позже поселился в Польше, где преподавал в Краковском университете. Умер ок. 1422 г. 10. Михаил de Causis – немец по национальности, с 1399 г. – приходский священник в костеле св. Войтеха под Здеразом в Новом Городе Пражском. В 1408 г. бежал из Чехии Рим с большой суммой денег, полученной от Вацлава IV на подъем золотых разработок. В Риме промышлял юридической практикой при дворе папы Иоанна XXII (отсюда «го названи de Causis) Из Рима перебрался в Констанц, где с Стефаном Палечем выступал против Гуса. Умер в Базеле в 1432 г.
О пленении и заключении в темницу
магистра Иеронима Пражского
И еще, в месяце мае магистр Иероним1, муж, выдающийся по своей учености и красноречию, направлявшийся в Богемию из Констанца, где он вывесил открытые объявления у городских ворот, на дверях храмов и на домах кардиналов и других знатных прелатов, желая добиться от часто уже называвшегося короля Сигизмунда и от собора надежной охранной грамоты, чтобы открыто и публично перед всеми и каждым в отдельности опровергнуть любое обвинение в заблуждении или ереси, если кто-либо пожелал бы выставить таковое против него, и чтобы доказать перед вышеназванным Констанцским собором чистоту своей правильной ортодоксальной веры. Он, несмотря на охранную грамоту, вовсе не достигшую той цели, о которой было сказано выше, и вследствие предательства своих противников на обратном пути домой был схвачен в Гиршау слугами герцога Баварского Иоанна, сына Клема, графа Палатинского, и приведен в Зульцбах пред лицо самого герцога. Когда об этом узнали Сигизмунд, король римский и венгерский и пр. и собор, они предъявили вышеназванному герцогу Иоанну требование переправить магистра Иеронима к ним в Констанц. Вышепоименованный герцог Баварский Иоанн, подчиняясь их требованиям и желаниям, переправил магистра Иеронима в оковах в Констанц со своим письмом, в котором велеречиво и пространно превозносил собор и призывал мужественно вести войну во имя божие для искоренения заблуждений и ересей, а магистра Иеронима и ему подобных осудить на плотскую смерть, чтобы спасти души их в день суда господня2. Итак, в оковах Иероним был привезен в Констанц и представлен собору и затем, после многих поношений и хулений, ввержен был в мрачнейшую темницу в одной из городских башен близ кладбища церкви св. Павла; там он был поставлен на тяжелую колоду, ноги его были закованы в ножные оковы, а руки прикованы к железным поручням, и гак он висел в течение почти 11 дней; силы его поддерживались лишь весьма скудной пищей, и по причине слабости он едва не был замучен до смерти. Когда же после нескольких дней перерыва в мучениях он стал оправляться, то в расчете на то, что он на соборе со всем согласится и признает все постановления самого собора, суровые условия его заключения были смягчены. И так он пролежал в этой башне в оковах почти в течение целого года.
Примечания: 1. Иероним – Иероним Пражский. Он происходил из состоятельной пражской семьи. Друг Я. Гуса, он стал университетским профессором в Праге, учился также в Оксфорде (1399–1401), откуда привез в Чехию переписанные им произведения Виклефа и стал ревностным поклонником и распространителем его взглядов. Был необычайно образованным ученым, магистром четырех европейских университетов, выдающимся оратором, преподавал во многих университетах Европы (Париже, Гейдельберге, Кёльне-на-Рейне, Вене). Резко критиковал состояние современной церкви, пытался найти союзников чехам против католической церкви в православном русском и белорусском народе. Для этого отправился в 1413 г. к литовскому князю Витольду и посетил Витебск и Псков, где общался с православными свщенниками. 2. Согласно католическому верованию – день последнего суда при конце света.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 592 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |
|