АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ИЗ СТАТЬИ К. ГАВЛИЧЕКА-БОРОВСКОГО

Прочитайте:
  1. ИЗ СТАТЬИ Й. ЮНГМАНА
  2. ИЗ СТАТЬИ Й. ЮНГМАНА
  3. ИЗ СТАТЬИ Ф. ПАЛАЦКОГО
  4. Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи закона.
  5. Ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи закона.
  6. Последние статьи
  7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ
  8. Четыре пражские статьи
  9. Четыре пражские статьи

«СЛАВЯНИН И ЧЕХ».

Карел Гавличек-Боровский (1821–1856) – чешский публицист, писатель и критик. Учился на философском факультете Пражского университета. Как активно пишущий журналист много сделал для борьбы с австрийским абсолютизмом. В 1846 г. стал редактором «Пражских новин», а в 1848 г. возглавил первую газету чешских либералов «Народни новины», был избран депутатом имперского сейма. Гавличек считается основателем чешской политической журналистики. В статье «Славянин и чех», опубликованной в газете «Пражске новины» (1846), излагаются содержание, цели и задачи национального движения. Опираясь на опыт, приобретенный им в Польше и в России, Гавличек отрицает идиллическое представление о славянстве, опровергает колларовскую теорию «единого славянского народа», подчеркивая право каждого народа на свое политическое и культурное развитие.

Одновременно с пробуждением национального духа и деятельности во имя высоких идеалов на родине у нас появилась идея славянства… Русских, поляков, иллиров1 и других славян каждый называл своими братьями, радел об их успехах так же, если не больше, как о судьбе своего народа, а самые практичные вынашивали в сердце своем полную убежденность, что со временем все 80 миллионов славян (да еще с теми, что за эти годы прибавятся) будут иметь единый литературный язык, одни и те же симпатии и проч., что называть не полагается, да и нельзя, короче говоря, что все они составят единый народ в том смысле, как, например, французы и др. являются единым народом...

Эта славянская идея широко распространилась и глубоко проникла в жизнь в первую очередь у нас и в Иллирии2, принеся несомненную пользу нам и иллирам. Однако эта популярность как раз и сослужила ей плохую службу, вызвав те издержки и вредные последствия, что подобно шлаку всегда примешиваются в этом мире к любому полезному делу...

Прояснить, насколько возможно, ситуацию, устранить вредные мысли из умов соотечественников, особо же поддерживать полезные, словом, одобрить все положительные стороны славянской идеи, указав на пагубные – вот цель нашей статьи.

В те годы, когда юноша способен мгновенно увлечься – не всегда разумно – новой привлекательной идеей, когда одна, большая часть молодых людей влюбляются в девушек, другая же, меньшая, в идеи, впервые у меня – студента пражского университета – блеснула мысль о великом славянском народе, о братстве, единомыслии различных его племен, о будущем величии его и т. д.; мы повторяли про себя и декламировали во весь голос советы из «Дочери Славы», сами сочиняли (но не публиковали) подобные сонеты, взялись мы за азбуки и грамматики различных славянских наречий, полагая для себя великой честью уметь исполнять две польских, одну русскую и две иллирийских песни. В блаженные годы, почерпнув из книг различные сведения о языках, деяниях и обычаях славянских племен, я твердо решил обойти все эти земли и познакомиться со своими славянскими братьями в их странах. Я узнал Польшу и она не понравилась мне… в суровые морозы трясся в кибитке в Москву, согреваем одним лишь жаром сердечной всеславянской взаимности. Русские морозы и иные русские дела угасили во мне последние искры всеславянской любви; космополитизма у меня и без того никогда не было ни капли, так я и вернулся в Прагу чехом, всего лишь упрямым чехом, да еще с каким-то скрытым предубеждением против имени славянин, от которого теперь на меня, довольно хорошо знакомого с Россией и Польшей, слегка повеяло иронией. – По истечении некоторого времени, когда я уже почти забыл о немалых впечатлениях от путешествия, смирилась во мне кровь и я оказался в состоянии сравнять в своей душе все странные пестрые мысли, ненависть и привязанность и хладнокровно соразмерить результаты, полученные на месте, досадный личный опыт с предшествующим поэтическим воодушевлением. Короче, я сформулировал для себя основные положения, касающиеся славян и чехов, которые я намерен предложить здесь читателям для размышления.

Итак, переходя прямо к делу, я выражаю свое твердое и неопровержимое убеждение, что славяне, а именно русские, поляки, чехи, иллиры и т. д., не являются одним народом… Кому когда-либо приходило в голову говорить о романском либо германском народе? Кому придет на ум называть итальянца братом испанца и француза, либо причислять к одному народу англичанина и немца? Однако же как испанцы, португальцы, французы, итальянцы – романские народы, а немцы, датчане, шведы, норвежцы, голландцы – германские народы, точно так же мы, поляки, иллиры, русские и т. д., являемой славянскими народами, и имя славянин есть и должно всегда оставаться лишь географическим и научным понятием, но отнюдь не символом сердечной симпатии, с которой каждый народ произносит свое имя.

Как не следует быть порядочному человеку космополитом (кто утверждает, что любит всех, на самом деле не любит никого), как смешно было бы признаваться в индоевропейском патриотизме и сочинять о нем восторженные стихи, точно так же, хотя, разумеется, и в меньшей степени, ложен патриотизм всеславянский…

Время и обстоятельства издавна разделили великое множество людей славянского происхождения на четыре существенно отличные друг от друга нации, каждая из которых (исключая иллиров) давно уже является единой самостоятельной нацией и имела либо имеет все необходимое для того, чтобы быть нацией...

 

Примечания: 1. Так назывались в XVII–XVIII вв. православные, не принявшие унии, славяне в Венгрии, главным образом сербы. В этом смысле со времен Марии Терезии (1740–1780) говорили об иллирийской нации Венгрии. 2. Иллирия – историческая область в северо-западной части Балканского полуострова.

Титова Л. Н. Чешская культура первой половины XIX века. М., 1991. С. 190–192.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 677 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)