АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ИЗ «ХРОНИКИ» РЕГИНОНА

Прочитайте:
  1. ИЗ «ХРОНИКИ» РЕГИНОНА

Регинон Прюмский (ум. 915) – аббат Прюмского монастыря в Лотарингии. Автор Всемирной хроники («Reginonis Chronikon»), основное содержание которой посвящено истории Франкского государства. Хроника состит из трех книг, самая ценная из них – третья книга (892–906) составлена на основе личных наблюдений, рассказов современников и некоторых документов.

Год 890. Король Арнульф1 уступил Святополку, королю моравских славян, королевство чехов, которые до тех пор имели над собой князя из собственной династии и племени и соблюдали франкскому королю обещанную верность и нерушимую дружбу... Шаг этот послужил началом огромного возмущения и привел к их отпадению, так как, с одной стороны, чехи перестали соблюдать эту верность, а с другой, Святополк, поняв вскоре, что благодаря присоединению второго княжества сильно возросло его могущество, в пылу гордости выступил против Арнульфа.

Год 894. В это время умер Святополк, король моравских славян, мудрейший и умнейший человек среди своего народа.

Княжеством овладели его сыновья, но правили недолго и несчастливо, так как венгры все опустошили.

Примечание: 1. Арнульф – король Восточнофранкского государства (887–899), сын Карломана.

 

Хрестоматия по истории средних веков. В 3 т. М., 1961–1963. Т. I С. 322–323.

 

4. ПРОСТРАННОЕ ЖИТИЕ КИРИЛЛА

 

Наиболее подробное жизнеописание одного из основоположников славянской письменности Константина-Кирилла было написано вскоре по его кончине группой учеников Кирилла и Мефодия. Одним из них, по-видимому, был Климент Охридский.

В городе Солуни1 жил муж некий по имени Лев, благородного рода и богатый, имевший сан друнгария2 под начальством стратига3. Был он благоверен и праведен, строго соблюдал заповеди Божьи, как некогда Иов4. Живя со своей женой, родил он семерых детей, из них же самый младший, седьмой, Константин Философ – учитель и наставник наш.

…Когда же было отроку семь лет, видел он сон, поведал о нем отцу и матери, сказав: «Собрал стратиг всех девиц нашего города и предложил мне избрать себе супругой в помощь одну из них, сверстницу свою. Я же, разглядев всех, приметил самую красивую с сияющим ликом, украшенную золотыми ожерельями, жемчугом и всей красотой. Имя же ее было София5, сиречь Мудрость. И ее я избрал». Услышав его слова, родители сказали ему: «Сын наш храни заповедь отца своего и не отвергай наставление матери своей, ибо заповедь есть светильник, а наставление – свет! Скажи Мудрости: ты сестра мне; и разум назови родным своим. Ибо Мудрость сияет ярче солнца. И если возьмешь ты ее супругой себе, избавишься от многого зла».

…Когда отдали его в научение книжное, превзошел он в науках всех учеников благодаря быстрой памяти и редкой смышлености, да так, что все дивились.

…Когда же прибыл он в Царьград6, отдали его в ученье учителям. И за три месяца освоил он грамматику и взялся за другие науки: изучил Гомера и геометрию, а у Льва и Фотия7 обучился диалектике и философским наукам, а помимо них, и риторике, арифметике, астрономии, музыке и остальным эллинским наукам. И овладел он ими так, как другой освоил бы лишь одну из них, ибо быстрота ума соединилась у него с прилежанием, и они обгоняли друг друга. А ведь так и достигается совершенство в науках и искусствах. Еще более, нежели способность к учению, проявлял он кроткий нрав свой, беседуя с теми, от кого можно почерпнуть много пользы, и сторонясь тех. кто ударяется в злобу.

…Увидев, что он такой человек, логофет8 наделил его властью над домом своим и разрешил входить в царский дворец. И спросил он его однажды: «Философ, хотел бы я знать, что есть философия?» Он же, быстрый умом, тотчас ответил: «Понимание вещей Божьих и человеческих, дабы приблизиться человеку к Богу, поелику это возможно, и научиться через добродетели становиться таким, как Тот, кто сотворил его по образу и подобию своему». И с того времени столь великий и честной муж полюбил его еще больше и обо всем расспрашивал. Он же растолковал ему философское учение, изложив великие мысли в немногих словах.

…Оказывал ему логофет всяческие почести и предлагал много золота, однако он не брал. Однажды логофет сказал ему: «Твоя красота и мудрость заставляют меня любить тебя еще больше. Есть у меня духовная дочь, которую воспринял я от купели, – красивая, богатая, из хорошего и знатного рода. Если пожелаешь, то я отдам ее тебе в жены. И примешь ты от царя великую честь и княжение, а затем ожидай и большего, ибо вскоре станешь стратигом». Философ же сказал ему, говоря: «Велик этот дар для жаждущих его, но для меня нет ничего выше учения, через которое, обретя мудрость, хочу искать чести и богатства прадеда». Услыхав ответ, логофет, придя к царице, сказал: «Сей юный философ не любит этой жизни, но не отпустим его от двора, а рукоположим в священники и дадим службу библиотекаря у патриарха в святой Софии9. Может, так удержим его». И он согласился.

Послужив немного, Константин тайком отправился на Узкое море10 и укрылся в одном из монастырей. Искали его шесть месяцев и едва нашли, но не смогли принудить к прежней службе и уговорили занять место учителя философии и учить местных и иноземцев, обещая поддержку и помощь. И стало так.

Затем же агаряне, называемые сарацинами11, воздвигли хулу на единое Божество святой Троицы, говоря: «Как вы, христиане, думая, что Бог един, потом разделяете его натрое и говорите, что есть Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух? Если можете объяснить, то отправьте нам мужа, способного растолковать это и переспорить нас». Философу же тогда было двадцать четыре года. Царь созвал собор и, призвав его, сказал: «Слышишь, Философ, что говорят скверные агаряне о нашей вере? Ты же, как слуга и ученик святой Троицы, иди и вступи с ними в борьбу. … Услышав это, Константин ответил: «С радостью пойду бороться за христианскую веру. Что может быть сладостнее для меня на этом свете, чем жить и умереть за святую Троицу?» … Когда же они добрались туда, то увидели странные и гнусные вещи. совершенные богопротивными агарянами для надругательства и всяческих насмешек над христианами, которые жили в тех местах в благочестии и во Христе, но подвергались немилосердным оскорблениям. Они же… его спросили: «А как вы, веруя в существование единого Бога, прославляете его в трех лицах? Объясни, если знаешь. Ведь называете вы его и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Раз вы так говорите, то и жену ему дайте, дабы расплодилось от него множество богов». Философ же ответил им: «Не произносите столь бесчестную хулу. Хорошо научили нас отцы, пророки и учители славить Троицу: Отца, Слово и Духа – три ипостаси единого существа. Слово же то воплотилось в деве и родилось ради нашего спасения, как свидетельствует об этом и ваш пророк Магомет12, написавший следующее: «Послали мы дух наш к деве, ибо хотели, чтобы она родила». Это и есть мое разъяснение Троицы».

Пораженные этими словами, агаряне прекратили спор о Троице.

После они задали ему и много других вопросов по всяким искусствам, которыми владели сами. Он ответил на все, и сарацины подивились: «Откуда ты столько знаешь?».

…Спустя немного времени, Константин отрекся от мира сего и уединился в одном месте, храня безмолвие и внимая лишь себе самому. И ничего не оставлял он на завтра, и когда ему, случалось, выпадала телесная пища то раздавал ее нищим, возлагая надежду на Бога, пекущегося обо всех ежедневно.

…Затем он пошел на Олимп к своему брату Мефодию13 и стал там жить, неустанно молясь Богу и беседуя только с книгами. День и ночь учился он вместе с братом…

…Тогда же пришли к греческому цесарю посланники от хазар14, говоря: «Знаем мы искони единого Бога, стоящего над нами, кланяемся ему на Восток, а в остальном придерживаемся постыдных обычаев своих. Евреи же побуждают нас принять их веру и обычаи, а с другой стороны, сарацины, обещая мир и множество даров, склоняют нас к вере своей, говоря: «Среди всех народов наша вера – наилучшая?» Поэтому, памятуя о нашей старой дружбе и верной любви, ибо вы – народ великий и владеете царством от Бога, направляем к вам посланников. И, спрашивая совета, просим послать к нам мужа книжного. Ежели одолеет он евреев и сарацин в споре, то примем мы веру вашу».

Тогда стал цесарь искать Философа и, найдя, передал ему слова хазар, сказав: «Иди к этим людям, Философ, и дай им ответ на вопрос о святой Троице с ее помощью. Ибо никто, помимо тебя, не сможет этого сделать подобающе».

…И Константин немедля отправился в путь, и, достигнув Херсона15, выучился там еврейской речи и письму, и перевел восемь частей грамматики, приумножив богатство ума своего. Жил здесь и некий самаритянин16, приходивший к Философу на беседы и состязавшийся с ним в спорах. Однажды он принес книги самаритянские и показал ему. Взяв у него книги, Философ затворился в храме и отдался молитве. И, приняв знание от Бога, он начал читать их без ошибок. Узнав об этом, самаритянин возопил великим гласом: «Воистину верующие во Христа быстро принимают от него Святой Дух и благодать!» И после этого крестился сын его и сам он вслед за ним.

И нашел он там Евангелие и Псалтырь, писанные русскими письменами17, и человека, говорящего на том языке. И, побеседовав с ним, уловил он смысл речи и, сравнив ее со своей, выделил гласные и согласные. И, отправив молитву Богу, вскоре стал читать и говорить. И все дивились ему, и славили Бога.

Услышав, что мощи святого Климента18 все еще лежат в море, Константин помолился и молвил: «Верю я в Бога и надеюсь, что с помощью святого Климента найду их и извлеку из моря». И, убедив архиепископа, он со всем клиром19 и благочестивыми мужами взошел на корабль и отправился в путь. И когда море спокоилось, они пришли туда, где лежали мощи, и начали с пением копать. И сразу же разнеслось сильное благоухание, словно от множества кадил, а затем явились и святые мощи. Их же приняли с великою честью и славой, и все горожане внесли их в город, как пишется в Слове об обретении мощей.

Воевода же хазарский, придя с воинами, окружил христианский город Херсон и осадил его. Узнав об этом, Философ, не раздумывая, отправился к нему и, приводя в беседе с ним поучительные слова, укротил его. И, пообещав креститься, воевода удалился, не причинив никакого вреда людям.

…Сев на корабль, Константин поплыл в Хазарию к Меотскому20 озеру и Каспийским воротам21 Кавказских гор… Когда же Констанин прибыл на обед к кагану22 и хотел сесть, его спросили: «Каков твой сан, чтобы посадить тебя в соответствии с ним?» Он же ответил: «Был у меня славный и великий дед, стоявший близ самого царя. Но отверг он данную ему великую честь, за что был изгнан на чужбине, он обнищал и родил меня. Я же, желая снискать былую дедову честь, не удостоился ее, ибо я Адамов внук»23. Они же согласились: «Достойно и правильно говоришь ты, гость». И оказывали ему всяческие почести.

Каган взял чашу и сказал: «Пью во имя единого Бога, сотворившего всякую тварь». А Философ, взяв чашу, молвил: «Пью во имя Бога единого и Слова Его, ибо Словом сотворена всякая тварь и Словом утверждены небеса; и за Духа животворящего, от коего исходит сила их». И возразил ему каган: «Говорим мы об одном и том же. Разница лишь в том, что вы славите Троицу, а мы единого Бога, как учат нас книги». Философ же добавил: «Книги проповедуют Слово и Дух»…

…Когда же выслушали каган и вельможи его сладкие и уместные слова, то сказали ему: «Послан ты нам самим Богом для назидания нашего. Изучил ты с Его помощью все книги Его и все разъяснил нам по чину, досыта насладив нас медоточивыми словами из святых книг. Хоть и неученые мы люди, но верим, что ты от Бога…

…Сказал же первый советник своим сарацинским друзьям: «Поверг Божьей помощью этот гость гордыню иудейскую наземь, а вашу отбросил на другой берег реки словно скверну». И сказал он всем людям: «Раз дал Бог христианскому царю совершенную мудрость и власть над всеми народами, значит дал он им и такую веру, без которой никто не обретет вечной жизни. Богу слава вовеки!»

…Философ же отправился в Царьград и, повидав цесаря, стал жить в церкви святых Апостолов, проводя время в молитвах Богу.

…Пока радовался Философ о Боге, подоспело другое дело, не менее трудное, чем первое. Ибо по Божьему наущению моравский князь Ростислав24 созвал на совет своих моравских князей и послал к цесарю Михаилу25 посланников, говоря: «Хоть и отвергли люди наши язычество и придерживаются христианского закона, нет у нас такого учителя, который растолковал бы на языке нашем истинную христианскую веру, чтобы и другие страны, на нас глядючи, уподобились нам. Пошли нам, владыка, такого учителя и епископа, ибо от вас во все страны исходит добрый закон».

Цесарь же, собрав собор, призвал Константина Философа, заставил его выслушать эти слова и сказал: «Знаю, что устал ты, но надо идти, ибо никто другой не сможет справить дело так, как ты». Философ же ответил: «Пусть утомлен я и слаб телом, но с радостью отправлюсь туда, если у них есть буквы для их языка». И сказал ему цесарь: «Дед мой и отец и многие другие искали их, но не обрели. Да как же я смогу обрести их?» Философ же спросил: «Кто сможет написать евангельскую беседу на воде и хочет заслужить себе прозвище еретика?» И отвечали ему снова цесарь с дядей своим Вардою26: «Если захочешь, то это тебе может дать Бог, как дает Он всем просящим без сомнения и отворяет всем стучащим».

Пошел Философ и, по старому обычаю, стал молиться вместе с другими помощниками. И вскоре Бог, прислушавшись к молитвам рабов своих, явился ему. И он сразу же сложил буквы27 и начал писать евангельскую беседу: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И так далее. Возрадовался цесарь и со своими советниками прославил Бога. И послал он его со множеством даров, написав Ростиславу так: «Бог, желающий, чтобы всякий пришел к познанию истины и подвигнулся на большее совершенство, увидя твою веру и старание, ныне исполнил просьбу твою: явил в наши годы буквы языка вашего,– то, чего раньше не было, кроме самого древнего времени, чтобы причислились вы к великим народам, славящим Бога на языке своем. И послали мы тебе мужа, честного и благоверного, весьма книжного и Философа, коему явился Бог. Так прими дар сей, больший и лучший, чем любое золото и серебро, драгоценные камни и преходящее богатство. Не медли и продвинь дело это и приклони сердце свое к Богу. Не отринь общего спасения, но побуди ленивцев ступить на путь праведный! Научи их познавать Бога, и за подвиг добрый, за все те души, что поверят в Христа Бога нашего отныне и до скончания века, воздается тебе в веке этом и в будущем, и оставишь ты память о себе, подобно великому царю Константину»28.

Когда же пришел он в Моравию, принял его Ростислав с великой честью и, собрав учеников, отдал ему в учение. И вскоре перевел он весь церковный чин, научив их заутрене, часам, вечерне, малой вечерне и тайной молитве. И отверзся по слову пророческому слух у глухих, чтобы слышали книжные слова, и очистился язык у косноязычных. Бог же этому возрадовался, а диавол был посрамлен.

Когда же стало шириться учение Божье, не мог стерпеть добра сего извечный злой завистник, треклятый диавол. Взявшись за орудье сие, подстрекал он многих, говоря: «Так Бога не славят. Коли было бы ему это угодно, то мог бы он с самого начала устроить так, чтобы письменами этими писались слова, прославляющие Бога! Ибо избрал он только три языка: еврейский, греческий и латинский. Ими же и подобает воздавать хвалу Ему». Говорили так единомышленники латинян: архиереи, иереи и ученики. И, сражаясь с ними, словно Давид с иноплеменниками, одолел он их словами книжными и назвал триязычниками и пилатниками29, ибо написал так Пилат на кресте Господнем.

…Пробыв в Моравии сорок месяцев, пошел Константин освятить учеников своих. Принял его на пути Коцел30, князь паннонский. И сильно возлюбил книги славянские, научился им и дал ему в ученье около пятидесяти учеников. И, оказав великую честь, проводил в дорогу. Не взял же Константин ни у Ростислава, ни у Коцела ни золота, ни серебра и ничего иного, помимо пищи, как и велит слово евангельское. Только выпросил он у обоих девятьсот пленных и отпустил их на волю.

…Когда же был он в Венеции, накинулись на него, словно вороны на сокола, епископы, священники и черноризцы и воздвигли триязычную ересь, говоря: «Скажи нам, человек, как создал ты книги славянам и учишь им? Ведь в древности никто не обрел их – ни апостол, ни папа римский, ни Григорий Богослов, ни Иероним, ни Августин31? Знаем мы лишь три языка, на которых подобает славить Бога: еврейский, греческий и латинский». Отвечал же им Философ: «Не посылает ли Бог дождь равно для всех? Или солнце не светит всем повсюду? Или не дышим мы воздухом одинаково все? Так как же не стыдно вам признавать лишь три языка, а всех иных племен народов за слепых и глухих почитать? Скажите, отчего выставляете вы Бога немощным либо завистливым, не могущим или не желающим свершить сие? Ведь знаем же мы много народов, понимающих книги и воздающих славу Богу на своих языках. Это – армяне, персы, абхазы, грузины, согдийцы32, готы33, авары34, турки35, хазары, арабы, египтяне и другие. Коли не желаете слышать сие, то признайте хотя бы свидетельство Писания. Ибо Давид вопиет, говоря: «Пойте Господу, вся земля, воспойте Господу песнь новую». И снова: «Воздайте Господу, вся земля, пойте, и веселитесь, и воспойте». А в другом месте: «Вся земля да поклонится Тебе и да поет Тебе, да провозглашает имя Твое, Всевышний». И еще: «Славьте Господа, племена народов, и восхвалите Его!»

Этими и многими другими словами оставил он их посрамленными и ушел.

И прослышав про него, папа римский36 послал за ним. Когда же прибыл Константин в Рим, вышел ему навстречу, неся свечи, сам апостолик37 Адриан с горожанами, ибо узнали они, что везет он мощи святого Климента – мученика и папы римского.

…Приняв книги славянские, освятил их папа и положил в церкви святой девы Марии, называемой Фатне38. И совершили там святую литургию. Затем повелел папа двум епископам, Формозе и Гаудериху39, посвятить учеников славянских. И после этого отслужили они в храме святого апостола Петра40 литургию на славянском языке. А на другой день пели они в церкви святой Петрониды, а на третий – в храме святого Андрея. А потом еще и в храме великого вселенского учителя и апостола Павла. И всю ночь пели они славословия по-славянски, а утром отслужили и литургию у святого гроба его…

…Выпали на долю Философа труды тяжкие, и расхворался он. И после многих дней страданий от недуга своего узрел он явленье Божье и запел: «Возвеселился дух мой, и сердце возрадовалось о сказавших мне: пойдем в дом Господень». И, облачившись в честные ризы, пребывал так весь день, радуясь и говоря: «Отныне не слуга я ни царю, ни кому иному на земле, а только Вседержителю Богу…». Назавтра облекся он в святой иноческий образ и, приняв свет к свету, нарекся именем Кирилл. И пребывал в образе том пятьдесят дней...

И так почил он во Господе в возрасте сорока двух лет, в четырнадцатый день месяца февраля, индикт второй41, в лето от сотворения мира сего 6377-е [869].

И повелел апостолик всем грекам, бывшим в Риме, а также и римлянам, собравшимся со свечами, петь над ним и похоронить, словно папу. Так и сделали.

Брат же его Мефодий просил апостолика, говоря: «Заклинала нас мать наша: ежели один из вас умрет первым, то другой должен перенести его в братский наш монастырь и похоронить там». И приказал папа положить его в раку42 и забить ее железными гвоздями. И держали его так семь дней, снаряжаясь в путь.

И сказали епископы римские апостолику: «Если привел Бог сюда того, кто ходил по многим землям, и тут принял душу его, здесь и подобает ему как честному мужу погребенным быть». И ответил им апостолик: «За святость и любовь погребу я его, вопреки обычаю римскому, в усыпальнице моей, в церкви святого апостола Петра». Попросил же брат его: «Раз не вняли вы словам моим и не отдаете его мне, то, если угодно, положите его в храме святого Климента, с мощами которого пришел он».

Апостолик так и повелел. И собрались снова епископы с людьми, желая достойно проводить его, и сказали: «Давайте вытащим гвозди, откроем раку и посмотрим, цел ли он и не взял ли кто от мощей его?» Но, намаявшись, не смогли они, по велению Божьему, открыть раку. И положили его в гробницу по правую сторону алтаря храма святого Климента, где стали совершаться многие чудеса. Приметив это, римляне еще больше започитали святость его. И. написав над гробницей икону, возжигали денно и нощно лампаду и восхваляли Бога, который прославляет тех, кто славит Его. Ибо слава и честь Ему и поклонение во веки веков. Аминь.

 

Примечания: 1. Солунь – совр. Фессалоника, в средние века – крупнейший византийский город на побережье Эгейского моря. 2. Друнгарий – средний военный чин в Византии, командир сотни (друнги), собранной из населения небольшой военно-административной области, которой друнгарий в мирное время управлял. 3. Стратиг – глава войска, собранного в фем – основной единице административного деления Византии в IX в. 4. Иов – легендарный библейский праведник. 5. София – персонаж православного пантеона святых, олицетворение божественной премудрости, мать Веры, Надежды и Любви. 6. Царьград – славянское название Константинополя. 7....изучил Гомера... а у Льва и Фотия обучился диалектике – во второй половине IX в. в Константинополе процветал университет (Магнаврская школа), но Константин, видимо, получил образование до ее восстановления, в частных кружках, где преподавали будущие наставники Магнавры Лев Математик, крупнейший ввизантийский ученый, и Фотий, тонкий знаток античной философии и богослов, впоследствии глава Константинопольской патриархии. 8. Логофет – крупный чиновник, глава императорской канцелярии. В данном случае имеется в виду логофет Феоктист – всесильный временщик при малолетнем императоре Михаиле III в 40–50 гг. IX в. 9. у патриарха в святой Софии – в церкви св. Софии, главном храме византийской столицы, находились кафедра константинопольской патриархии и ее богатейшая библиотека, хранителем которой одно время был Константин-Кирилл. 10. Узкое море – Босфор, пролив между Черным и Мраморным морями, на берегу которого расположен Константинополь. 11. агаряне, называемые сарацинами...— арабы, жители Арабского халифата, главного ближневосточного соперника Византии в IX в. 12. Пророк Магомет (Мухаммед) (570–632) – основатель ислама и Арабского государства. 13.... на Олимп к своему брату Мефодию… – После ухода с военной службы Мефодий постригся в монахи и жил в одном из многочисленных монастырей на г. Олимп и Малой Азии, близ г. Бруса (совр. г. Бурса в Турции). 14.... посланники от хазар – послы Хазарского каганата, раннефеодального государственного образования в Прикаспии и Причерноморье, официальной религией которого был иудаизм. Объяснение целей хазарского посольства носит легендарный характер. Видимо, речь шла не о принятии хазарами христианства, а о неких политических шагах. Константин же был включен в состав посольства как духовное лицо и в этом качестве вел полемику с местными служителями культа. 15. Херсон – древний и средневековый город, центр византийских владений в Крыму в IX в. (на терр. современного Севастополя). 16. Самаритянинн – представитель одной из этнических групп древних евреев. 17. …писаные русскими письменами... – Смысл этого указания неясен. Многие ученые считают, что речь здесь идет о славянской докириллической письменности, другие полагают, что данное мест – результат поздней интерполяции. Вероятнее всего, в оригинале текста на месте «русских» стояло «сурских», т. е. сирийских, арабских письмен. 18.... мощи святого Климента… – К IX в. в Херсоне сложилась легенда, что здесь принял мученическую смерть римский епископ I в. Климент (см. ниже «Слово на перенесение мощей Климента Римского»). 19. Клир – собрание духовных лиц, персонал (причт) церкви или соборного храма. 20. Меотское озеро – Азовское море 21. Каспийские ворота – Дербентское ущелье на Кавказе. 22. Каган – титул государей Хазарского каганата, заимствованный у более ранних кочевников – аваров и перешедший к болгарам и руссам. 23. Адамов внук – весь рассказ Константина представляет собой аллегорию – пересказ библейской притчи о грехопадении Адама. 24. Ростислав – князь Великой Моравии (846–870). 25. Михаил III – византийский император (842–867). 26. Варда – временщик и фактический соправитель Михаила III. 27....сразу же сложил букв… – Конечно, на самом деле составление первой славянской письменности, т. н. глаголицы, явилось результатом длительной работы Константина, Мефодия и их учеников. 28....великому царю Константину. – Имеется в виду Константин I. 29. Пилатники – начиная с VII в. в Западной Европе распространяется представление, что Священное писание может существовать лишь на тех трех языках, на которых, по преданию, была написана табличка над распятым Иисусом Христом – древнееврейском, греческом и латыни. Авторы «Жития» считают это представление ересью, называя ее именем Понтия Пилата – римского наместника Иудеи, в правление которого был распят Христос. 30. Коцел – правитель славянского Блатенского княжества в Паннонии (на терр. совр. Венгрии близ озера Балатон). 31. Григорий... Иероним... Августин... – наиболее почитаемые западной церковью раннехристианские богословы, «отцы церкви». 32. Согдийец – древняя восточноиранская народность, жители Согдианы – области в Средней Азии, предки современных таджиков. 33. Готы – союз восточногерманских племен, во II–IV вв. расселившихся на обширных пространствах от Причерноморья до Испании и Северной Африки. К IX в. уцелели лишь т. н. крымские готы. 34. Авары – кочевые тюркские племена, в VI в. создавшие в Восточной и Центральной Европе огромное государственное объединение – Аварский каганат. В IX в. были разгромлены и уничтожены в войнах с Франкской империей, Болгарским государством и славянскими княжествами Центральной Европы. 35. Турки – тюркские народы Центральной Азии, имевшие собственную руническую письменность. 36.... папа римский… – Имеется в виду Николай I (857–867). В IX в., несмотря на обострение политических и богословских споров, христианская церковь формально сохраняла единство, и римский папа считался главой и западных и восточных христиан. 37. Апостолик – римский папа Адриан (867–872), сменивший на престоле Николая I, умершего вскоре после вызова братьев в Рим. 38. …в церкви святой девы Марии, называемой Фатне – Знаменитый храм Санта Мария Маджиоре в Риме. 39. …епископы Формоза и Гаудерих...— епископы Формоза Портуэнский (впоследствии – папа) и Гаудерих Веллетрийский – иерархи западной церкви, советники папского престола, идеологи и проводники активной восточной политики папства. 40.... в храме святого апостола Петра… – Кафедральный храм римских пап, где, по преданию, погребены останки основателя римской церкви апостола Петра – любимого ученика Иисуса Христа. 41. Индикт. Индиктом называлось место года в пятнадцатилетнем цикле, применявшемся в Византии для удобства учета налогообложения. Чтобы вычислить индикт, нужно разделить порядковый номер года «от сотворения мира» на 15. Остаток будет равен индикту. 42. Рака – специальный ларец для хранения мощей, т. е. нетленных останков святого.

 

«Родник златоструйный // Памятники болгарской литературы IX–XVIII веков». М., 1990. С. 110–126.

 

5. ПОВЕСТЬ О МЕФОДИИ

 

Пространное житие Мефодия было написано в конце IX в. учениками создателей славянской письменности, видимо, в комплексе с пространным житием его брата Константина-Кирилла. Однако житие Мефодия написано позже, когда положение учеников Кирилла и Мефодия в Великой Моравии осложнилось в связи с происками немецкого духовенства и в связи с этим иначе, нежели Житие Кирилла, излагает некоторые события.

 

Милостивый Бог, желающий, чтобы всякий человек спасен был и постиг истину, подвиг на дело доброе учителя нашего, блаженного пастыря Мефодия, и послал его в наше время народу нашему, о коем никто никогда не заботился. Поэтому не постыдимся мы присовокупить его дела добрые и подвижничество к делам каждого из [упомянутых нами] подвижников. Ибо одним был он равен, другим слегка уступал, а иных превосходил: прославившихся словом – делами, а прославившихся делами – превосходил словом. Уподобившись им, стал он воплощением всех их достоинств: страха Божьего, соблюдения заповедей, чистоты плоти, прилежания в молитвах и святости, слова сильного и кроткого – сильного для противников и кроткого для принимающих поучение, а также ярости и спокойствия, милости и любви, страсти и терпения. Стал он всем для всех, дабы всех привлечь. Был же он с обеих сторон не худого рода – доброго и честного, известного прежде Богу, цесарю и всей области Солунской, что видно было и по внешнему его облику. Потому и любили его первые вельможи с детских лет и вели с ним беседы благочестивые на равных.

Наконец, прослышав про быстроту ума его, дал ему цесарь в княжение землю Славянскую, чтобы обучился он обычаям славянским и приноровился к ним. Цесарь будто предвидел, что захочет однажды послать его учителем и первым архиепископом к славянам.

После многих лет княжения и всяческих житейских неурядиц стремление к мраку власти земной сменилось у него мыслями о небе, ибо не хотел он тревожить душу свою честную тем, что не будет пребывать вовеки. И, выждав время, избавился он от княжения, и, придя на Олимп, где жили святые отцы, постригся в монахи, облачившись в черные ризы. И смиренно там послушничал, строго блюдя монашеский чин, и прилежно занимался книгами.

Настало время, когда послал цесарь за братом его, Философом, и повелел обоим отправиться к хазарам, ибо сильно хулили евреи христианскую веру. Сказав, что готов помереть за нее, не ослушался он, но двинулся в путь, повинуясь и служа младшему брату, словно раб. Он молитвой, а Философ словом одержали верх над евреями и посрамили их.

Приметив славный подвиг его на пути Божьем, цесарь и патриарх предложили ему стать архиепископом достойного места. Когда же отказался он, понудили они его стать игуменом монастыря Полихрон1 с доходом в двадцать четыре меры золота и с более чем семидесятью братьями.

Случилось тогда, что князь славянский Ростислав вместе со Святополком2 направил к цесарю Михаилу послов из Моравии, передав: «Здоровы мы милостью Божьей, но объявились среди нас некие учителя-христиане из итальянцев, греков и немцев, обучающие нас по-разному. А мы, славяне, – народ простой, и нет у нас учителя, который наставил бы нас на путь истинный и дал бы нам звание. Так пошли же нам, добрый владыка, мужа, способного растолковать нам всяческую истину».

Тогда спросил цесарь Михаил Константина Философа: «Слышишь ли ты, Философ, слова сии? Никто не свершит дело сие, помимо тебя. Возьми дары многие и отправляйся вместе с братом своим, игуменом Мефодием. Ведь вы – солуняне, а солуняне чисто говорят по-славянски3».

И не посмели они отказаться ни перед Богом, ни перед цесарем, внимая словам святого апостола Петра, сказавшего: «Бога бойтесь, цесаря чтите!» Но, выслушав высочайшую речь, предались они молитве вместе с другими, той же веры. И тогда явил Бог Философу письмо славянское. И сразу же привел он в порядок буквы и, составив из них поучение, пошел в Моравию, взяв с собою Мефодия. И тот, повинуясь, снова стал смиренно служить Философу и учить вместе с ним. И когда минуло три года, обучив учеников, возвратились они из Моравии.

Узнав о мужах сих, послал за ними апостолик Николай4, пожелав узреть их, словно ангелов Божьих. Освятил он учение их, поместив Евангелие славянское в алтаре собора святого апостола Петра, и рукоположил блаженного Мефодия в священники. Однако поносило книги славянские множество всяких людей, говоря, что не подобает никакому народу иметь иные буквы, а только еврейские, греческие и латинские, коими Пилат сделал надписи на кресте Господнем. Назвав их пилатниками и триязычниками, апостолик проклял их. И повелел одному из епископов, страдающему тем же недугом, рукоположить из учеников славянских трех – в священники, а двух – во чтецы.

По прошествии многих дней, готовясь предстать пред Судом Божьим, сказал Философ брату своему Мефодию: «Ну, вот, брат, были мы оба в одной упряжке, прокладывая одну бразду, теперь падаю я на ниве, окончив день свой. А ты сильно любишь гору5, но не оставляй ради нее учительства, ибо чрез него достигнешь ты спасения».

И отправил Коцел к апостолику посланников, прося, чтобы блаженного учителя нашего Мефодия отпустили к нему. И сказал апостолик: «Не тебе одному, но всем странам славянским посылаю я его – учителя от Бога и от святого апостола Павла, первого наместника Христова и держателя ключей от Царствия Небесного». И послал он его, написав такие слова: «От Адриана, епископа и раба Божьего, Ростиславу, Святополку и Коцелу. Да будет слава в вышних Богу, мир на земле и в человеках благоволение! Слышали мы о вас духовные [вещи] и ныне страстно жаждем и молимся о спасении вашем. Знаем, как подвиг Бог сердца ваши искать Его и показал вам, что служить Ему подобает не только верою, но и делами благими. Ибо вера без дел мертва, и отходят от Бога те, кто мнит, что знает Его, но делами своими отрекается от Него. Ибо не только у этого священного престола просили вы учителя, но и благоверного цесаря Михаила просили послать вам блаженного Философа Константина с братом, ибо мы не помогли вам. Узнав, что страны ваши принадлежат апостольскому престолу, они же не сотворили ничего противного закону церковному, но пришли к нам и принесли мощи святого Климента. Ощутив тройную радость, надумали мы послать в страны ваши после испытания и освящения Мефодия с учениками – сына нашего, мужа правоверного и разумом совершенного, чтобы, как просили вы, учил он вас, толковал на языке вашем книги священные и исполнял обряд церковный со святой мессой, то есть со службой и крещением. Если кто иной сможет учить достойно и правоверно, как начал Константин Философ благодатью Божьей и молитвами святого Климента, да освятится и благословится дело его Богом и нами и вселенской апостольской церковью, чтобы легче свыклись вы с заповедями Божьими. Но блюдите обычай: Апостол и Евангелие читайте на мессе сперва по-латыни, а потом по-славянски, чтобы исполнилось слово Писания о восхвалении Господа всеми народами. И другое: «Будут возвещать о величии Божьем на иных языках, как даст им провещевать Дух Святой». Если же кто из пришедших к вам учителей, услаждая слух ваш, станет отвращать от истины, и склонять к заблуждениям, и осмелится развращать вас иным способом, порицая книги на языке вашем, да будет он не только отлучен от церкви, но и отдан под суд, доколе не образумится. Ибо это – волки, а не овцы, коих следует отличать по плодам их и обходить стороной. А вы, возлюбленные чада, внимайте учению Божьему и не отвергайте поучения церковного, чтобы стать истинными поклонниками Бога нашего, Отца небесного, со всеми святыми. Аминь».

Принял же Коцел Мефодия с великой честью и с двадцатью именитыми мужами снова послал его к апостолику, чтобы рукоположил тот его в епископы Паннонии и возвел на престол святого Андроника, одного из семидесяти апостолов6. И стало так.

Диавол же, завидующий добру, известный враг и противник истины, вооружил против него сердце недруга, короля моравского, со всеми епископами, попрекавшими его: «Учишь ты в нашей области!» И отвечал он им: «Если бы знал я, что она – ваша, удалился бы, но принадлежит она святому Петру. И вправду, если из ревности и из алчности преступаете вы вопреки закону старые границы и препятствуете учению Божьему, то остерегайтесь расплескать мозг свой, пробивая железную гору костяным теменем». И, придя в ярость, сказали они: «Навлечешь на себя зло». Он же ответил: «Истину говорю пред цесарем и не стыжусь, вы же вершите надо мной волю свою, ибо не лучше я тех, кто, говоря истину, в муках ушел из жизни сей». И после многих слов не знали они, что сказать, и тогда процедил сквозь зубы король: «Не наступайте на Мефодия моего; совсем запарился он, словно от жару». И сказал он: «Э, государь, так некогда повстречали люди потного философа и поинтересовались, отчего так вспотел он? А тот ответил: препирался с глупцами». На том спорящие разошлись, а Мефодия отправили в Швабию7 и держали там два с половиной года.

Когда весть об этом дошла до апостолика, распорядился он и запретил всем королевским епископам совершать мессы, то есть службы, пока Мефодий находится в тюрьме. И тогда выпустили его, сказав при этом Коцелу: «Если возьмешь его к себе, добра не жди». Но не избежали они суда святого Петра, ибо четверо из них [вскоре] померло.

Тогда же случилось мораванам убедиться, что немецкие священники, жившие среди них, вовсе не желают им добра, а, строя козни, умышляют на них, и они прогнали всех, написав апостолику: «Поскольку и раньше отцы наши приняли учение и крещение от святого апостола Петра, пошли нам архиепископом и учителем Мефодия». И апостолик послал. И принял его князь Святополк с мораванами, и вверил ему все церкви и духовников всех городов. С той поры сильно расширилось учение Божье, и умножилось число духовников во всех городах, и язычники поверили в истинного Бога, утратив погрешительную уверенность. Тем более и страна Моравская расширяла повсюду границы свои и побеждала успешно врагов, как сами мораване и рассказывают.

Изрекал Мефодий и пророчества, и сбылись многие из них. О некоторых мы расскажем.

Поносил один весьма сильный языческий князь, сидящий на Висле8, притеснял христиан и чинил им пакости. Мефодий же через посланников передал ему, говоря: «Лучше тебе, сын мой, креститься добровольно на земле своей, нежели поневоле в плену, на чужбине. Помяни слово мое». Так и случилось.

Воевал однажды Святополк с язычниками и не добился победы. Когда же близилась месса, то есть служба святого Петра, медлил он, и тогда Мефодий послал за ним, говоря: «Если в день святого Петра придешь со своими воинами на службу, верю я, что вскоре передаст Бог тебе язычников». И было так.

Женился один очень богатый советник на куме своей, то есть ятрови9. Много наставлял их Мефодий, поучал и утешал, но развести не смог, ибо выдававшие себя за служителей Божьих тайком развращали их, угождая богатства ради, и вовсе отбили от церкви. И тогда сказал Мефодий: «Придет час, когда не помогут им угодники сии, и вспомнят они слова мои, но тщетно». И едва отступил от них Бог, и обрушил напасти, и не осталось от них ничего, словно вихрь подхватил прах их и развеял. Сбылось и многое другое, о чем говорил он притчами.

Не стерпел этого извечный враг и ненавистник рода человеческого [диавол] и вооружил против него, словно Дафана и Авирона10 против Моисея, неких людей: одних – явно, других – тайно. Страдали они хиопаторской ересью11 и сбивали с пути праведного тех, что послабее, говоря: «Папа дал власть нам; праведника сего велит гнать прочь вместе с учением его».

Собравшись, велели люди моравские прочитать им папское послание об изгнании Мефодия. По человеческому обыкновению, печалились и сожалели они, что лишаются такого пастыря и учителя; помимо слабых, меж которых ложь шелестела, словно ветер в листве. Прочитав же послание апостолика, обнаружили они, что писано в нем следующее: «Брат наш Мефодий свят и правоверен и вершит дело апостольское. В руки его Богом и престолом апостольским переданы все страны славянские. И кого проклянет он, да будет проклят, а кого благословит, да будет благословен». И рассеялись со стыдом посрамленные противники, подобно туману.

Но не иссякла злоба их, и стали они поговаривать: «Гневается на него цесарь и, если схватит, не сносить ему головы».

Милостивый же Бог, не желая, чтобы хулили раба Его, Вложил великодушие в сердце цесарево, вечно пребывающее в руках Божьих. И послал цесарь Мефодию грамоту, гласящую: «Честный отче, сильно желаю видеть тебя. Будь добр и потрудись прибыть к нам, чтоб узрели мы тебя и приняли молитву твою, покуда ты на этом свете».

Немедля отправился он туда, где принял его цесарь с великой честью и радостью, похвалил учение его и оставил при себе учеников его – священника и диакона с книгами. Исполнил он все, что пожелал Мефодий, ни в чем его не ослушавшись, обласкал и одарил и проводил со славою на престол его. Так же поступил и патриарх.

Многажды бывши в путешествиях, шел он среди напастей, насылаемых диаволом: то разбойники в пустыне, то бури на море, то смерчи на реках. Так что сбылись на нем слова апостольские: «в опасностях от разбойников, в опасностях на реках, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде» и в иных перечисляемых апостолом страданиях.

Позже, отвергнув суету мира сего и поверив Богу печься о нем, усадил он двух священников, самых искусных из учеников своих скорописцев, и переложил с греческого языка на славянский все книги, кроме Книги Маккавеев12. И перевел их за шесть месяцев, начав в марте и закончив двадцать шестого октября. И тогда воздал Мефодий достойную хвалу и славу Богу, даровавшему ему такую благодать и успех. И вознес он вместе со своим клиром тайное святое возношение в память святого Димитрия. Ибо раньше перевел он вместе с Константином Философом лишь Псалтырь и Евангелие с Апостолом да избранными службами. Тогда же перевел и Номоканон13, то есть Законное правило, и книги отцов.

Когда же пришел в Дунайские страны король венгерский14, то захотел повидать его. И хотя говорили и думали некоторые, что не отпустит он Мефодия без мук, тот пошел к нему. Король же как владыка принял его с радостью, честно и славно. И побеседовав с ним, как подобает вести беседы таким мужам, отпустил его с великими дарами, обласкав, расцеловав и сказав: «Поминай меня всегда, честный отче, в святых молитвах твоих».

И так, отбросив обвинения всех сторон и заткнув рты велеречивым, завершил он путь земной, соблюдая веру свою и ожидая венца праведного. Ибо столь угождал он Богу, что и возлюблен был Им.

Когда же приблизилось время уйти ему от страданий на покой и получить вознаграждение за многочисленные труды свои, вопросили его: «Отец наш и учитель честной, кого из учеников своих мыслишь ты преемником в учительстве твоем?» И указал он на одного из видных учеников своих по имени Горазд и сказал: «Вот муж свободный из земли вашей, знающий хорошо книги латинские, и правоверный. Да будет сие в согласии с волей Божьей и любовью вашей так же, как и моей».

А на цветной неделе15 при собрании всего народа вошел немочный Мефодий в церковь и, помолившись о благословлении цесаря, князя, клириков и всех верующих, сказал: «Стерегите меня, дети, до третьего дня». И стало так. На рассвете третьего дня он еще промолвил: «Господи, в руки Твои передаю дух мой». И почил на руках иерейских в шестой день месяца апреля, индикт третий, лето 6393-е [885] от сотворения мира.

Положили его ученики в гроб и, воздав подобающие почести, отправили церковную службу по-латыни, по-гречески и по-славянски, и погребли учителя в соборной церкви. И присоединился он к отцам своим, и патриархам, и пророкам, и апостолам, и учителям, и мученикам.

Примечания: 1. Полихрон – один из православных монастырей недалеко от горы Олимп в Малой Азии. 2. Святополк – князь Великой Моравии (871–894). 3.... солуняне чисто говорят по-славянски – Окрестности г. Фессалоники еще с VII в. были заселены славянами, с которыми жители города поддерживали прочные торговые отношения. 4. Апостолик Николай – римский папа Николай I. 5.... ты сильно любишь гору… – Гора Олимп считалась одним из центров отшельничества, обитавшие там монахи жили в полном уединении. 6. …одного из семидесяти апостолов… – по раннехристианской традиции, Христос успел подготовить семьдесят учеников-апостолов, двенадцать из которых сопровождали его до самой казни. 7. Швабия – одна из исторических областей Германии, название которой употреблялось и как нарицательное для всей страны. 8....князь... на Висле… – В Великую Моравию входили и некоторые южнопольские племена, одними из которых были висляне. 9. Ятровь – невестка, жена брата. 10. Дафан и Авирон – по Библии, израильские старейшины, восставшие против Моисея вместе со жрецом Кореем. 11. Хиопаторская ересь… – Имеются в виду немецкие священники, которых византийская церковь обвиняла в еретическом извращении догмата о Троице – отождествлении Бога-отца и Бога-сына. 12.... все, кроме Книги Маккавее – т. е. весь Ветхий завет, за исключением одной из книг-глав. 13. Номоканон – сборник церковных установлений, известный в славянском мире как Кормчая книга. 14. Когда же пришел в Дунайские страны король венгерский… – Нашествие венгров в Великую Моравию началось несколькими десятилетиями позже описываемых в житии событий. Видимо, в тексте жития имеется неточность, и венграми неправильно названы немцы. 15.... на цветной неделе… – предпоследняя, «вербная» неделя перед Пасхой.

«Родник златоструйный // Памятники болгарской литературы IX–XVIII веков». М., 1990. С. 127–134.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 670 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.015 сек.)