АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Что происходило в Праге

Прочитайте:
  1. ПРИВИЛЕГИИ НЕМЕЦКИМ КОЛОНИСТАМ В ПРАГЕ.

 

В лето господне 1414 сиятельнейший князь и господин государь Зимунд, римский и венгерский король, когда он вместе с римским папой Иоанном XXIII объявил и приказал созвать всеобщий церковный собор в Констанце1 в землях Швабских, то послал из Ломбардии2 [в Чехию] истинно благородных чешских панов, своих советников и дворян, поручив им, чтобы они от его королевского имени изволили сопроводить в Констанц на упомянутый всеобщий собор магистра Яна Гуса, полного бакалавра святой теологии, убедив его охранной грамотой оного короля и его же именем, чтобы он [Гус] сам, добровольно прибыл в Констанц на упомянутый всеобщий собор – во избежание неприязненных и порочащих толков как о себе так и о Чешском королевстве; и что он [король] также хочет послать ему [Гусу] свою особую охранную грамоту, чтобы тот мог свободно прибыть в Констанц и возвратиться обратно в Чехию; и что [король] пообещал взять его [Гуса] также под защиту и охрану – свою и Святой Империи. В соответствии с этим [король] позднее послал ему [Гусу] навстречу ту охранную грамоту, написанную двояко – и по-латыни и по-немецки. Латинский текст грамоты содержит слова следующего значения:

«Зигмунд, Божией милостью Римский король, всечасно возвеличитель Империи и Венгерский, Далматинский, Хорватский и проч. король: всем и каждому отдельно – князьям церковным и светским, воеводам, маркграфам, графам, панам, шляхтичам, дружинникам, министериалам, рыцарям, панам, гетманам, помещикам, управляющим, начальствующим, таможенникам, сборщикам пошлин и всем чиновникам, общинам, городам, местечкам, деревням и селениям с их управителями, равно как и всем остальным нашим в Святой Империи подданным и верным, до коих сея грамота дойдет, – нашу королевскую милость [выражаем] и всего доброго [желаем]. Сиятельные, просвещенные, благородные и верные любезные!

Достопочтенного магистра Яна Гуса, полного бакалавра святой теологии и магистра свободных искусств, предъявителя сией грамоты, который в ближайшее время прибудет из королевства Чешского на всеобщий церковный собор, и которого и мы взяли под нашу и Святой Империи охрану и защиту, всем вам и каждому особо со всяческой благосклонностью рекомендую и требую: что его, как он к вам приедет, изволили с чувством долга и любезно принять, обходительно с ним обращаться, а в том, что касается быстроты и безопасности его пути – как по суше так и по воде – оказывали бы ему помощь и бескорыстное попечение, а также, чтобы дали ему возможность свободно, со слугами и конями, багажом и снаряжением и другими вещами – через все дороги, пристани, мосты, земли, панства, округа, города, местечки, крепости, деревни и все прочие ваши места без всякой уплаты пошлин, таможенных сборов и иных прочих платежей ехать, останавливаться, задерживаться, жить и возвращаться, и чтобы о нем и его людях, когда потребуется, изволили вы с чувством долга позаботиться – о безопасном проезде и охране – к чести и уважению нашего Королевского Величества.

Дано в Шпейере Лета Господня 1414, сентября 18 дня. Года королевств наших Венгерского и прочих тридцать третьего, а Римского – пятого. По приказу государя короля Михаил из Пржестанова, каноник вратиславский».

И магистр Ян Гус, видя и слыша столько сиих обещаний и видов безопасности, ответил письменно королю, что решительно хочет приехать на упомянутый церковный собор. Перед отъездом из Праги, за достаточно много дней, [Гус] написал свои открытые письма по-латыни, по-чешски и по-немецки, которые поручил несколько раз прибить на дверях кафедральных костелов, приходских костелов, монастырей и во многих других местах, заявляя, что сам хочет ехать в Констанц и готов там кому угодно дать ответ за свою веру, а если кто знает какое-либо его заблуждение или какую-то ересь, то пусть тоже прибудет и укажет ему [Гусу] на это…

Примечания: 1. Констанцский собор – вселенский собор католической церкви, заседавший в г. Констанце (южная Германия) с 5 ноября 1414 г. по 22 апреля 1418 г. Был созван в эпоху «Великого раскола» папой Иоанном ХХШ для борьбы с гуситским движением в Чехии, ликвидации «Великого раскола» и проведения реформы церкви. Наряду с духовенством в нем приняли участие светские феодалы, в том числе император Сигизмунд Люксембургский. Констанцский собор осудил учения Джона Виклефа и Яна Гуса как еретические. 6 июля 1415 г. Гус был сожжен, вопреки охранной грамоте императора Сигизмунда, а 30 мая 1416 г. был сожжен и Иероним Пражский. Констанцский собор ликвидировал «Великий раскол», устранив трех пап – Иоанна ХХШ, Григория ХП и Бенедикта ХШ и избрал нового папу Мартина V (1417–1431). Однако вопрос о реформе церкви не был разрешен. 2. Зигмунд с войском находились в то время в Ломбардии.

Лаптева Л. П. Гуситское движение в освещении современников. М., 1992. С. 15–16.

 

5. ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ

Приводимый исторический документ представляет собой не последовательную и строгую запись хрониста, а второпях написанные письма другу. Автор писем – Поджо Браччолини (1380–1459) – известный итальянский гуманист, один из первых собирателей древних рукописей. Получив должность секретаря при папе Бонифации IХ (1389–1404), он сохранял ее при следующих папах. И в этом качестве в 1414 г. сопровождал Иоанна ХХШ (1410–1415) на Констанцский собор. Он едет из Констанца в Прагу с поручением вручить Яну Гусу приглашение прибыть на собор и вместе с ним возвращается в Констанц. П. Браччолини был не только очевидцем, но и участником бурных заседаний Констанцского собора по делу Яна Гуса. Его выступление на соборе говорит о том, что Браччолини вначале осуждал Яна Гуса, а узнав его ближе, встал на его защиту. Письма Поджо об осуждении Яна Гуса и Иеронима Пражского и откровенность, с которой он говорил о несправедливости собора, были причиной его опалы.

 

Сильно билось мое сердце…, когда я встал из-за обеденного стола и собирался снова идти в храм. Я уже предчувствовал осуждение этого чешского священника. Я согласился бы, кажется, тогда потерять глаз, руку, – а... то и самую жизнь, лишь бы предотвратить свое участие в прибытии Гуса на собор... я... сильно почитаю и люблю Гуса...

Мы отправились в храм... Поднялся [со своего места] председатель собора, несколько раз поклонился королю и собравшимся отцам и прочел имена всех, имевших право голосовать... Кроме короля, их оказалось 88 лиц...

Врагам Чеха [Гуса] хотелось сегодня же непременно [без помехи] достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой...

В строгом порядке по старшинству [сана и] лет, месяцев и даже дней возраста голосовали ответами «да» или «нет» на следующие три пункта:

1.Еретик или не еретик Иоанн Гус из Гусинца в своих учениях и новшествах? 2. Имеют ли право собравшиеся во имя папы и короля отцы собора присудить Гусу наказание? 3. Какого именно наказания заслуживает Гус оскорблением папы и святейшего таинства (евхаристии)1?

На первый вопрос отозвался 51 голос в положительном смысле, т. е. что Гус – еретик. На второй вопрос столько же. На третий вопрос: 30 голосов отозвались в том смысле, что Гус не заслуживает никакого наказания; 10 голосов – за наказание церковным покаянием и 45 отцов подало свой голос за осуждение Гуса на смерть, если он не отречется от всего, что говорил в течение многих лет и открыто учил против церковных установлений.

После этого председатель собора предложил Гусу отречься от всего этого; но тот Чех [Гус], поднявшись, громко возгласил:

«Я не намерен отступать от своего учения и веры...»

Также и Сигизмунд [император] настоятельно и строго предложил Чеху отречься от своего учения. Тогда Гус стал на колена...

Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:

«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог

После того поднялся страшный крик: посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосований...

Голосование происходило следующим порядком: сначала голосовали курфюрсты и их представители; затем князья, архиепископы, епископы. Далее представители краев и городов...

Сигизмунд, выслушав окончательный результат, побледнел и затрясся, как будто бы должен был произнести приговор над самим собою: он знал, что от него зависели свобода и жизнь Гуса. Гробовое молчание воцарилось под сенью храма, когда отзвучала последняя речь, и Сигизмунда спросили: «Ваше величество император! Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?..»

Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так: «Продолжаю утверждать, что Гус – еретик и по праву вполне заслуживает смерти сожжением, если не отречется...».

Тогда Гус мужественно спросил: «Ваше императорское величество, ужель вы можете так поступить в унижение своей короны и немецкой чести? Ужель сами уничтожаете свою охранную грамоту, утвержденную вашей печатью и подписью, беря на свою голову преступление и вероломство? Не о моей жизни речь, но о вашем честном имени...»

«Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд, но только сюда, а это ты получил. Обратного же пути я не обещал... Твое требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов». Так ответил Сигизмунд.

Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

Примечание: 1. Таинство причащения.

 

«Послания магистра Иоанна Гуса, сожженного римской курией в Констанце 6-го июля 1415-го года». М., 1903. С. 254–272, 282–284.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 565 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)