Около того же примерно времени, пока король венгерский все еще пребывал в Горах Кутных1, собралась на одной из гор2 между Ледечем и замком Липницким, из окружающих сел еще одна толпа ревнителей причащения чашей вместе с угольщиками для защиты истинного причащения чашей. Вследствие этого среди жителей Гор распространился немалый страх. Льстивыми словами и разными подачками они уговаривали большинство угольщиков вернуться по домам... Но, несмотря на то, что общее число собравшихся с уходом их несколько уменьшилось, они все же выступили в путь к своим собратьям в Табор, или в Градиште, со святыми дарами тела Христова, но на открытом месте неожиданно на них напали вооруженные люди, посланные против них королем из Гор. Однако крестьяне оградились со всех сторон повозками и стали стрелять во врагов из пушек и пращей. И хотя всадники были хорошо вооружены и их было, как говорят, по крайней мере, по 20 человек против одного крестьянина, все же они не осмелились атаковать слабо вооруженных крестьян, но, потеряв несколько человек убитыми и очень много ранеными, начали с основными своими силами отступать в Горы …
Итак, табориты в ответ на призыв пражан, как выше сказано, не замедлили отправиться в Прагу со своими пресвитерами, женами, малыми детьми и множеством повозок... Оставив тогда монастырь, они прошли дальше, в селение Поржичи, и, перейдя вброд реку, расположились на открытом месте у воды с намерением там переночевать. Однако, заметив, что поблизости находится неприятель, впрягли снова коней в повозки и стали продолжать путь, не отдохнув. Неприятель же, построившись в три большие колонны, с ожесточением напал на них, окружив со всех сторон... Табориты же, несмотря на то что время было ночное, бросились вперед со своим оружием: пушками, пращами, клюками, цепами – и, производя шум цепами, пошли в атаку на неприятеля и с божьей помощью после ожесточенной схватки обратили его в бегство. Убив человек 20 неприятеля и выхватив у них из рук немалое количество копий и знамен, отмеченных красными крестами, они поспешно и мирно продолжали свой путь в Прагу, не встречая больше никакого сопротивления. Итак, в день мая месяца 20-й в числе многих тысяч человек обоего пола в предшествии своих пресвитеров, несущих впереди народа святые дары тела Христова, подняв их высоко на шестах, они в час службы вечером вступают в г. Прагу. Сами пражане, выйдя им навстречу с крестным ходом, принимают их с благодарностью, снабдив их щедро продовольствием, обильные запасы которого были найдены в домах беглецов, покинувших город... Сами же табориты со своими повозками и конями располагаются на острове3 против Поржичских ворот и там устраивают себе временное жилище, причем священники их ежедневно проповедовали слово божье и воодушевляли народ к войне за закон божий, главным образом за причащение чашей, с усердием причащая простой народ святым телом и кровью господа нашего Иисуса Христа, чтобы и сам народ был всегда готов для войн во имя божье. Вождями же этих таборитов были, как выше было уже упомянуто, миряне: Николай из Гуси, человек дальновидный, большого ума и военного опыта, Збынек из Бухова, Хвал из Ржепице и Иоанн Жижка (Одноглазый), выше всякой меры храбрый и деятельный.
Примечания:1. Кутна Гора была в это время самым большим после Праги городом в Чехии, центром богатых серебряных рудников и местонахождением королевского монетного двора. Кутногорский патрициат немецкого происхождения поддерживали не только бежавшие из Праги богачи, но и король Сигизмунд. 2. Это был холм Мелехов у Ледча над Сазавой. 3. Нынешний пражский остров Штванице.