АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ПРИ ЗАКРЫТИИ СЪЕЗДА
Павел Йозеф Шафарик (1795–1861) – деятель словацкого и чешского национального Возрождения в 30-40-х гг. XIX в., историк, филолог, поэт. Автор ряда трудов по истории славянских литератур и языков, истории, историографии, археологии. Создатель и пропагандист концепции «славянской взаимности» в области культуры. Речь была произнесена 12 июня 1848 г.
Что собрало нас сюда? Движение народов трех племен; движение, какого еще не было в истории человечества, какое сотрясает землю, обращает в бегство могущественных великанов, хоронит правительство штыков и шпионов. Народ заявляет о наследии, завещанном ему от бога. Это движение подняло и собрало нас здесь... Власть штыков и шпионов далее просто невозможна. Если бы власть штыков и шпионов была возможна, она бы не выпала из рук тех, которые ее имели... Народы вступили в обладание своими вечными правами. Они собираются и совещаются о себе и нас, о своем и нашем будущем, совещаются во Франкфурте-на-Майне, на Дунае в Буде и Пеште, дома и за пределами нашей монархии.
Но если другие народы совещаются о нас и решают наше будущее, то посовещаемся и мы сами о своем будущем.
Какой же результат совещаний других народов, наших соседей – немцев, венгров, итальянцев о нас? Признаемся себе – и не будем скрывать, как это ни горько. Славянин, так гласит их суждение, природой создан для услужения и подчинения другим, избранным, более способным и более благородным народам.
… Братья! Те, которые о нас так судят, являются нашими врагами и угнетателями; их доказательства странны и потому лживы....Мы якобы не хотим получать образование, т. е. не хотим быть онемечены, мадьяризированы, итальянизированы, за это нас обвиняют в грубости, называют варварами и рабами. Когда же мы хотим получить истинное образование, т. е. во всех отношениях быть и оставаться славянами, как нам велит голос совести, чтобы доказать, что славяне способны к свободе и высшей политической жизни, за это нас ругают как изменников отечества, злодеев и врагов их свободы...
Братья! Пришло и для нас решающее время, раньше, чем мы его ожидали. Невинность перед богом и перед совестью не значит ничего перед судом мира, судом пародов. Или мы очистимся действием и докажем, что мы способны к свободе, или мы немедля превратимся в немцев, мадьяр и итальянцев... Или мы сумеем добиться, чтобы всякий из нас с истинной гордостью мог сказать перед народами: «Я славянин!», или перестанем быть славянами. Моральная смерть – это наихудшая смерть.
Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Минск, 1987–1990. Т. II. С. 76.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 442 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |
|