АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ИЗ СОЧИНЕНИЯ ИБРАХИМА ИБН ЯКУБА

Прочитайте:
  1. ИЗ СОЧИНЕНИЯ ЙОЗЕФА ЮНГМАНА
  2. ИЗ СОЧИНЕНИЯ М. КРОМЕРА «ПОЛЬША» (1577)
  3. О НЕОБХОДИМОСТИ ТЩАТЕЛЬНО УПРАВЛЯТЬ ФОЛЬВАРКОМ. ИЗ СОЧИНЕНИЯ А. ГОСТОМСКОГО
  4. ФОЛЬВАРКОМ. ИЗ СОЧИНЕНИЯ А. ГОСТОМСКОГО

Ибрахим ибн Якуб ал-Исраили ат Тургуши – арабский купец и ученный, совершавший в 960–966 гг. путешествие в страны Центральной Европы и посетивший двор императора Оттона I в Магдебурге. Описание стран Центральной Европы Ибрахим составил на основе личных впечатлений и рассказов, услышанных им. Они дошли до нас в составе сочинения испано-арабского географа и литератора ал-Бакри (ум. в 1094) «Книга путей и царств».

…Город Прага построен из камня и извести, это – самый изобильный товарами город. Сюда прибывают с товарами из города Кракова русы и славяне, к ним являются из страны венгров (от турок) мусульмане, иудеи и венгры тоже с товарами и «тороговыми гирями»1 и вывозят от них невольников, олово и различные виды мехов.

В городе Прага делают седла, уздечки и [кожаные] щиты, такие как обычно изготовляются и употребляются в их стране, и еще изготовляют в областях Богемии [Чехии] легкие платки2 из очень тонкой ткани наподобие сетки, которые не употребляются для чего-либо, а цена у них в любое время – один киншар3 за десять платков. За эти [платки] они между собой продают и покупают, они имеют целые сосуды [наполненные] ими, они у них служат деньгами и составляют цену различных вещей. За них они приобретают пшеницу, муку, коней, золото и серебро и все [другие] вещи.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Минск, 1987–1990. Т. I. С. 171.

5. СУД. ИЗ СТАТУТОВ КОНРАДА-ОТЫ

 

Статуты Конрада Оты, или «Права Конрада», были изданы в правление Конрада Оты Зноемского (1186–1192). Сохранились лишь в подтверждениях 20–30-х гг. XIII в. для различных земель Моравии. Ниже приводятся тексты, общие для всех известных версий памятника.

 

2. Коморник4 пусть никого не вызывает в суд, иначе как по бесспорному свидетельству тех, кого это касается, а именно каждый из них должен вести с собой посланца каштеляна5 и другого [посланца] – судьи, сверх того – двух добрых мужей из окружающих деревень; и если коморник пойдет сам-второй или сам-третий без послов [этих] чиновников, никто не отвечает за то, если будет убит.

3. Если вор был бы, [т. е. совершил кражу] у какого-либо знатного или у кого-либо, кто владеет деревней, [и тот] передал его суду, все имущество [вора] будет его [т. е. пострадавшего], а горло6 его пусть будет отдано во власть государя.

4. Кроме того, если схватят вора в каком-либо месте и повесят, все его [имущество] принадлежит государю, кроме плодов, которые до тех пор оставались в поле.

5. То, что называется нарок7, не должно иметь места иначе, как когда утрата... имущества будет установлена надежным свидетельством... и прежде чем будет уведомлен суд, которого это касается, то есть судья, каштелян и другие.

7. Обвинитель никого не может обвинять, если утрата не будет установлена надежно по свидетельству соседей, и если обвинитель окажется клеветником, пусть [его] побьют камнями при свидетельстве [людей] на общем торге.

10. Когда ведут свод8, должен присутствовать посланец каштеляна, судьи и владаря9, и коморника, и один или два из этой общины, и не ведут дальше трех10, но на третьем пусть будет остановлен.

14. Если тайно унесут какие-либо вещи, одежду или что-либо подобное, об этом суду не сообщают, но если тайно похитят быка или рабочую лошадь, пусть сообщат суду. Если кто-либо придет раненый, идя с рынка или еще откуда-нибудь, пусть сообщат суду.

25. Также на общий крик, который в просторечии называется «не стойте»11, никого нельзя принуждать бежать, если не захочет это сделать по собственной воле.

29. Судья не должен судить иначе как в присутствии каштеляна либо нескольких знатных; и когда судит владарь, не должен выходить из суда советоваться, но пусть судит, сидя с воинами.

30. Когда уже время идти судить, и все на месте, а владарь не хочет прийти, то судья судит с воинами.

 

Примечания: 1. Торговые гири – слитки металла определенного веса, служившие средством оплаты. 2. Легкие платки – возможен перевод «покрывала». 3. Киншар – по-видимому, принятое у купцов название какой-то мелкой монеты, встречающееся только у ибн-Якуба. 4. Коморник – служащий, выполняющий функции судебного пристава. 5. Каштелян – наместник града. 6. Горло – здесь жизнь. 7. Нарок – обвинение в краже, грабеже. 8. Свод – процедура, применявшаяся при поисках краденого. 9. Владарь (владарж) – управляющий имениями князя. 10. «Не дальше трех» – т. е. не дальше третьего лица, у которого находилась краденая вещь. 11. «Не стойте» – речь идет об обязанности соседей по этому крику преследовать преступника. Статуты здесь меняют традиционную практику.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Минск, 1987–1990. Т. I. С. 173–174.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 546 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)