АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Противопаркинсонические средства
В 1817 г. Д. Паркинсон описал заболевание пожилых людей, которое проявляется в виде мышечной скованности (ригидности), бедности движений, нарушений двигательной функ-
410 ции {«минус-симптомы») и в постоянном непроизвольном дрожании (треморе) кистей рук. нижней челюсти, языка, головы («плюс-симптомы»). В основе болезни, названной его именем, по-видимому, лежит склероз мозговых артерий с повреждением функЦий экстрапирамидной системы (черного вещества, базальных ядер). В дальнейшем подобная симптоматика была обнаружена у некоторых больных, перенесших энцефалит, травмы мозга, инсульты, и получила название паркинсонизма. Сходную картину дает прием ряда лекарственных препаратов в процессе лечения психических заболеваний (аминазин, трифтазин, галоперидол и др.), гипертонической болезни (резерпин, метилдофа).
Установлено, что при паркинсонизме в экстрапирамидной системе резко снижено содержание дофамина, ослаблено его тормозное влияние на холинергические нейроны, участвующие в регуляции функции двигательных нейронов спинного мозга. Расторможенные холинергические активирующие влияния, по-видимому, ответственны за развитие основных проявлений паркинсонизма (главным образом «плюс-симптомов»).
Таким образом, фармакологигеские подходы к легению паркинсонизма вклюгают: а) улучшение тормозной дофамин- ергической передачи в экстрапирамидной системе за счет восстановления фонда дофамина, прямой или непрямой активации дофаминовых рецепторов; б) блокаду с помощью М-холинолитиков избыточной активности холинергических нейронов (табл. 46).
Препараты, устраняющие дефицит дофамина и улучшающие за счет этого дофаминергическую передачу в экстрапирамидной системе, являются основными при лечении паркинсонизма. Лееодопа (L-дофа) рассматривается как наиболее эффективное средство. Это вещество является нормальным метаболитом — биохимическим предшественником дофамина, в отличие от которого лишено прямого фармакологического действия и хорошо проникает в мозг, где под влиянием ДОФА-декарбоксилазы нейронов (в которых этот фермент имеется) превращается в дофамин, восполняя его дефицит. Тем самым восстанавливается тормозная дофаминергиче- ская передача в ядрах экстрапирамидной системы. Однако де- карбоксилирование леводопы может происходить не только
Таблица 46
Классификация противопаркинсоншеских средств
Препараты, улучшающие дофаминергическую передачу
| Центральные холинолитики
| восстанавливающие уровень дофамина
| центральные дофамикомиметики
| Леводопа (L-дофа)
Комбинированные препараты:
«Наком» («синемет») «Мадопар»
Толкапон (тасмар) Селегилин (юмекс)
| Бромокриптин (пар- лодел)
Мидантан (амантадин)
Глудантан
| Циклодол (тригекси- фенидил, паркопан)
Бипериден (акинетон)
Трипериден (норакин)
| |
в ЦНС, но и в крови и в соматических тканях, в результате чего образуются дофамин и (в норадренергических структурах) норадреналин. Они вызывают ряд нежелательных реакций (тахикардию, нарушение ритма сердца и др.). Для предупреждения их леводопу сочетают с ингибиторами ДОФА-декарбоксилазы кабридопой (препараты «паком», «синемет») или бенсеразидом (препарат «мадопар») в соотношении 10:1 или 4:1. Ингибитор не проникает через гематоэнцефалический барьер, и его эффект ограничивается периферией.
Комбинированные препараты дают значительно меньше осложнений, однако не исключают их полностью, так как образование дофамина и норадреналина активируется не только в экстрапирамидной системе, но и в других структурах мозга. Вследствие этого могут иметь место осложнения уже центральной природы: рвота, ортостатическая гипотония, потеря аппетита, бессонница, иногда галлюцинации и др.
Дозы леводопы (или «накома», «мадопара») индивидуальны; их подбирают и удерживают на грани «максимально достижимый эффект — минимум осложнений». Короткие перерывы в лечении допустимы и целесообразны. В целом достаточно высокий терапевтический эффект наблюдается у 70—80% больных. Длится он у большинства из них от 2 до 5—7 лет, после чего постепенно утрачивается, несмотря на продолжающуюся терапию. Препарат неэффективен при паркинсонизме, вызванном психотропными средствами, блокирующими дофаминовые рецепторы.
Препараты леводопы целесообразно использовать совместно со средствами, препятствующими разрушению дофамина. Это позволит уменьшить дозу леводопы, что важно для профилактики и борьбы с побочными эффектами. Тормозят разрушение дофамина, удлиняют и усиливают эффект леводопы и допамина следующие препараты: а) толкапон (тасмар) — ингибитор фермента КОМТ (катехол-о-метил-трансферазы), который превращает леводопу и дофамин к неактивные метаболиты; б) селегилин (юмекс) — избирательный ингибитор фермента МАО-В (моноаминоксидазы типа В), разрушающего дофамин в ЦНС.
В последние годы разработаны прямые активаторы дофаминовых рецепторов (дофаминомиметики) центрального действия, из которых при паркинсонизме чаще других применяется бромокриптин (парлодел). Его можно комбинировать с леводопой. Это позволяет уменьшить дозы обоих препаратов и выраженность побочных эффектов. Бромокриптин дает выраженный лечебный эффект примерно у половины больных и в небольших дозах хорошо переносится. Терапевтический эффект бромокриптина сохраняется дольше, чем леводопы.
Мидантан и глудантан по механизму своего действия относятся к центральным дофаминомиметикам непрямого действия. Применение этих препаратов также позволяет улучшить тормозную дофаминергическую передачу в экстрапирамидной системе при паркинсонизме. Первоначально мидантан (аман- тадин) был разработан как средство профилактики гриппа. В дальнейшем выяснилось, что он увеличивает выброс дофамина тормозными терминалями, блокирует его обратный захват и повышает чувствительность рецепторов воспринимающих нейронов к этому медиатору. Таким образом, при той же продукции дофамина эффективность передачи возрастает. Мидантан и глудантан оказываются эффективными у 50— 60% больных. Число побочных эффектов значительно, вплоть до острого психоза и судорог при передозировке (глудантан менее токсичен), в связи с чем эти препараты обычно используют в комбинированной терапии паркинсонизма. Это позволяет уменьшить их дозы. Назначают мидантан и глудантан преимущественно больным, которым противопоказана леводопа.
Центральные холинолитики — это большая подгруппа противопаркинсонических препаратов (циклодол, бипериден, трипериден и др.), широко применяющихся при паркинсонизме. Такой же терапевтический эффект принципиально можно получить от применения обычных М-холинолитиков (атропин, скополамин), которые в недалеком прошлом и использовались при паркинсонизме, однако число и выраженность побочных реакций при этом очень велики (тахикардия, сухость слизистых рта и глотки, нарушение аккомодации, повышение внутриглазного давления, задержка мочеотделения, запоры). Центральные холинолитики во много раз слабее, чем атропин, действуют на периферические холинорецепторы. Их действие характеризуется уменьшением у больных ригидности мускулатуры, увеличением объема и точности движений, координации их, улучшением позы и речи. Влияние на тремор непостоянное, иногда он усиливается. Для лечения паркинсонизма, вызванного применением психотропных средств, специально разработан холинолитик продленного действия — тремблекс (дексбензетимид). Внутримышечное введение его обеспечивает стабильный терапевтический эффект в течение 2—3 дней.
Следует иметь в виду, что избирательность действия рассматриваемых холинолитиков на ЦНС не абсолютная и при повышении дозировок возникают характерные периферические атропиноподобные эффекты. Поэтому противопоказания к применению центральных холинолитиков такие же, как и для атропина.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 665 | Нарушение авторских прав
|