АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Психостимуляторы

Прочитайте:
  1. Психостимуляторы
  2. ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ
  3. Психостимуляторы

Психостимуляторы — это психотропные средства, обла­дающие возбуждающим действием на ЦНС, способные быстро мобилизовать функциональные и энергетигеские резервы орга­низма, повышать физигескую и умственную работоспособ­ность.

Первыми (бытовыми) психостимуляторами были алкало­иды листьев чая и зерен кофе, производные пурина (метил- ксантина) — кофеин, теофиллин, теобромин, которые в форме известных напитков применялись человечеством на протяже­нии 4—5 тысяч лет. В XIX веке они были выделены в чистом виде, а в последующем синтезированы. Но даже в чистом виде ксантины — слабые психостимуляторы.

Первый представитель действительно мощных психости­муляторов, производное фенилалкиламина — фенамин (ам­фетамин), — был синтезирован в 1910 г. как возможный заме­нитель адреналина с длительным действием, но не оправдал надежд. К исследованию этого препарата, уже как психо­стимулятора, вернулись в 30-е гг. XX столетия. Было уста­новлено, что у человека действие фенамина проявляется в по­вышении двигательной и психической активности, снятии усталости, улучшении настроения, чувстве прилива сил, на длительное время отодвигается потребность во сне, уменьша­ется потребность в пище и т. п. Характерной особенностью фенамина и других производных фенилалкиламина является быстрое наступление эффекта, более яркое действие на фоне уже имеющегося утомления.

Следует, однако, иметь в виду, что подъем физической и умственной работоспособности при применении подобных препаратов достигается за счет быстрого и полного использо­вания резервных возможностей организма. Субъективно их действие выражается в некоторой эйфории, подавлении конт­роля за предельно допустимой работой. В связи с этим попыт­ки использовать психостимуляторы для улучшения спортив­ных показателей (допинг) нередко приводили к трагическим последствиям. Особенно опасным является систематическое «подстегивание» организма с помощью наиболее активных представителей этой группы (фенамин, первитин, меридил и др.). Такое применение стимуляторов приводит к бессонни­це, быстрому истощению нервной деятельности и упадку сил. Даже после однократного приема этих веществ необходим полноценный отдых для компенсации израсходованных энер­гетических ресурсов организма. В настоящее время сам фен­амин и другие производные фенилалкиламина практически не применяются, что связано прежде всего с возможностью развития к ним психической зависимости, т. е. наркомании, приводящей к быстрой психической и физической деградации организма.

Основными психостимуляторами, применяемыми в ме­дицинской практике в нашей стране, являются следующие:

а) производное фенилалкилсиднонимина — сиднокарб (ме- зокарб);

б) производное ксантина — кофеин и кофеин-натрия бензоат;

в) производное бензимидазола — бемитил (бемактор).

Сиднокарб по химическому строению и по механизму

действия имеет сходство с фенамином (условно относится к психостимуляторам фенаминовой группы), но он значитель­нее менее токсичен и в терапевтических дозах уступает по­следнему по силе психостимулирующего действия. Эффект сиднокарба развивается постепенно (отсутствует резкая на­чальная активация), по сравнению с фенамином действие бо­лее длительное и не сопровождается выраженной эйфорией и двигательным возбуждением.

Механизм действия фенамина и сиднокарба достаточно хорошо изучен и в общей форме он состоит в активации адре- нергической передачи нервных импульсов на всех уровнях: от высших отделов ЦНС до исполнительных органов и регуля­ции клеточного обмена. Оба препарата являются непрямыми адреномиметиками, т. е. они вытесняют норадреналин и доф­амин (особенно сильно фенамин) из легкомобилизируемо- го пула в адренергических окончаниях — концентрация эндо­генных медиаторов в синаптической щели возрастает, их дей­ствие на постсинаптические рецепторы усиливается. Этот процесс ярче выражен в тех областях мозга, которые богаты катехоламинами (ретикулярная формация среднего мозга, лимбическая система, гипоталамус; при этом кора мозга акти­вируется вторично), и в соответствующих периферических структурах (органы, получающие симпатическую иннерва­цию). Такое же, но менее сильное действие препараты оказы­вают на хромаффинные клетки мозгового вещества надпочеч­ников, усиливая выброс в кровь адреналина.

Психостимулирующее действие сиднокарба при приеме его на фоне умеренного умственного утомления характеризуется ослаблением признаков усталости, исчезновением сонливо­сти, повышением настроения, появлением легкой эйфории, целеустремленности и желания работать. Ускоряется ритм и увеличивается объем операторской деятельности. Длитель­ность сохранения событий в кратковременной памяти возрас­тает, перевод же информации в долговременную память улуч­шается мало. Лучше выполняется стереотипная работа, не требующая глубокого осмысливания. Вместе с тем внимание нередко рассеивается, падает терпение; при общем ускорении психической деятельности часто возрастает число ошибок. Увеличение дозы приводит к росту эйфории, «скачке мыс­лей», становится трудно сосредоточиться, выполнить работу творческого характера.

У больных астенией при правильном подборе доз психи­ческая деятельность скорее нормализуется, чем стимулирует­ся, что и используется в клинике. У людей с нарушенной пси­хикой психостимуляторы фенаминовой группы легко прово­цируют и усиливают бредовые идеи, возбуждение, мании, галлюцинации, обостряют асоциальное поведение. При пере­дозировке фенамина сходная картина наблюдается и у психи­чески здоровых людей.

Повышение физигеской активности после приема психо­стимуляторов фенаминовой группы в большей мере определя­ется высвобождением из депо норадреналина и адренали­на (из мозгового вещества надпочечников) и мобилизацией энергетического резерва. Существенно увеличивается темп выполняемой физической работы, меньше растет предель­ный объем ее — типичный «допинговый» эффект. При этом ослабляется психический контроль за безопасным пределом нагрузок. Это может привести к полному истощению сил. Применение психостимуляторов в качестве допинга опасно. Последующее восстановление энергетических резервов требу­ет полноценного отдыха и питания.

Сиднокарб и особенно фенамин повышают основной об­мен, уровень глюкозы в крови и ослабляют чувство голода, подавляют аппетит (анорексигенный эффект), что обусловле­но стойким возбуждением центра насыщения в гипоталамусе, в свою очередь центр насыщения тормозит функцию центра аппетита. Систематический прием их приводит к потере веса. Это свойство фенамина пытались использовать для борьбы с ожирением. Однако в связи с большим числом побочных эф­фектов и истощением нервной деятельности подобный метод лечения не может быть рекомендован.

Меньшее значение, главным образом в плане побочных реакций и осложнений, имеет периферическое действие пре­паратов. В терапевтических дозах сиднокарб, в отличие от фе­намина, заметных перферических эффектов не вызывает, но при увеличении его дозы также наблюдаются тахикардия, су­жение сосудов и повышение артериального давления, гипер­гликемия и т. п. Подобные эффекты представляют реальную опасность у больных гипертонической болезнью, атероскле­розом, тиреотоксикозом, сахарным диабетом.

Кофеин как психостимулятор в терапевтических дозах су­щественно уступает по активности фенамину и сиднокарбу и имеет иной механизм действия. Однако в достаточно высоких дозах он дает сопоставимые с сиднокарбом активацию психи­ческой деятельности, возбуждение, бессонницу, элементы эйфории; на физическую работоспособность влияет слабо. Кофеин-натрия бензоат по фармакологическим свойствам аналогичен кофеину, но лучше растворяется в воде и быстрее выделяется из организма, чем кофеин.

Эффекты кофеина (и других ксантинов) не связаны с вы­свобождением катехоламинов из пресинаптических оконча­ний, а обусловлены пролонгацией «жизни» вторичного внут­риклеточного медиатора — цАМФ (циклического 3,5-адено- зинмонофосфата), вследствие чего активируются разные виды внутриклеточного обмена и функции клеток. Это достигается за счет ингибирования фермента фосфодиэстеразы (ФДЭ), который быстро разрушает цАМФ до неактивного метаболита 5-АМФ (см. рис. 11, с. 296). Природные ксантины ингиби­руют фосфодиэстеразу не только в ЦНС, но и в других тканях (сердце, гладкомышечные органы, жировая ткань, скелетные мышцы). Однако такой механизм действия метилксантинов проявляется лишь в достаточно больших дозах.

Психостимулирующее действие кофеина объясняется, главным образом, конкурентной блокадой тормозных адено- зиновых рецепторов на мембранах нервных клеток коры и других структур мозга. Аденозин является промежуточным продуктом в метаболизме АТФ, действуя на аденозиновые ре­цепторы, он тормозит активность аденилатциклазы и умень­шает образование цАМФ в клетках, снижая их функциональ­ную активность. Таким образом, аденозин выполняет важную физиологическую функцию: накапливаясь в организме к кон­цу дня, при больших физических нагрузках действует как сиг­нальный фактор, предупреждающий истощение нервной дея­тельности.

Кофеин, в отличие от сиднокарба и фенамина, оказывает прямое, а не опосредованное другими структурами действие на кору мозга. При его применении временно устраняется сонливость, усталость, появляется бодрость, повышается ум­ственная и физическая работоспособность. Действие кофеина на ЦНС в значительной мере зависит от дозы и типа высшей нервной деятельности. Работами школы И. П. Павлова было доказано, что кофеин усиливает в коре процессы возбужде­ния. В известных случаях он восстанавливает нарушенное равновесие между процессами возбуждения и торможения. В малых дозах у кофеина преобладает психостимулирующий эффект, в больших — он может привести к истощению нерв­ных клеток и угнетению ЦНС. Под влиянием кофеина повы­шается обмен веществ в организме, усиливается секреция ад­реналина надпочечниками. Это приводит к увеличению со­держания сахара в крови и другим адреномиметическим эф­фектам.

В относительно высоких дозах и при парентеральном вве­дении кофеин оказывает возбуждающий эффект па сосудодви- гателъный и дыхательный центры продолговатого мозга, что сопровождается стимуляцией функций сердечно-сосудистой системы и дыхания (аналептигеский эффект). Однако как аналептик кофеин недостаточно эффективен, в связи с чем его целесообразно применять лишь при легких степенях уг­нетения сердечной деятельности и дыхания, а также при уме­ренном снижении артериального давления. За счет прямого действия кофеина на миокард и увеличения секреции адре­налина умеренно возрастает частота и сила сердечных сокра­щений (кардиостимулирующий эффект).

Действие кофеина на тонус сосудов двоякое. Прямое влия­ние препарата на гладкие мышцы сосудов приводит к их расширению. В то же время, возбуждая сосудодвигательный центр, кофеин суживает сосуды. В зависимости от преоблада­ния того или иного эффекта различные сосудистые облас­ти реагируют на введение кофеина по-разному, в целом же нормальное артериальное давление не изменяется, иногда не­сколько повышается. Препарат расширяет сосуды сердца, по­чек и поперечнополосатой мускулатуры, суживает мозговые сосуды, тонизирует вены.

Кофеин повышает секрецию желудогного сока, что иногда используется с диагностической целью. По этой причине от употребления напитков, содержащих кофеин, больным с яз­венной болезнью желудка следует воздержаться. Кофеин ока­зывает слабое спазмолитическое действие на бронхи, желче- и мочевыводящие пути. В небольшой степени увеличивает ди­урез (этот эффект, как и спазмолитический, сильнее выражен у теофиллина).

Препараты кофеина широко применяются в быту в виде различных напитков: чай, кофе и др. Так, чашка кофе содер­жит однократную дозу кофеина (100—150 мг). Злоупотребле­ние напитками, содержащими этот алкалоид, может привести к привыканию и зависимости (теизм). Прием больших доз вызывает отравление, характеризующееся общим возбужде­нием, спутанностью мыслей, повышением артериального дав­ления, тахикардией и неприятными ощущениями в области сердца.

Показания к применению сиднокарба и кофеина:

1. Астенические состояния при психических заболевани­ях, после перенесенных интоксикаций, нейроинфекций, травм головного мозга. В этих случаях назначается преимуществен­но сиднокарб, он быстро повышает активность больных, улучшает и ускоряет мыслительную деятельность, способству­ет концентрации внимания, восстанавливает интерес к жизни, мотивации. Применение препарата, однако, не должно быть продолжительным (не более 2—3 недель), так как возможно привыкание, обострение тревоги, напряженности, бреда, гал­люцинаций. Дозировки строго индивидуальны, как и схемы терапии.

2. Для ослабления побочного седативного эффекта (сон­ливость, сниженная работоспособность, элементы депрессии) при лечебном применении некоторых противосудорожных средств, антигистаминных препаратов, транквилизаторов и т. п. С этой целью изредка прибегают к назначению кофеина в индивидуальных, как правило, небольших дозах по утрам, ко­роткими курсами. При длительном лечении депрессантами ЦНС этот путь не решает проблемы.

3. Гипотонии разного происхождения (при травмах, ин­токсикациях, инфекционных заболеваниях и т. п.) для восста­новления тонуса сосудодвигательного центра и для повыше­ния тонуса венозных сосудов при депонировании крови в рас­ширенных венах и падении венозного возврата ее в сердце. Применяется кофеин парентерально (10% раствор кофеи- на-натрия беизоата по 1—2 мл подкожно каждые 2—3 часа). Умеренное кардиостимулирующее действие препарата в по­добных ситуациях обычно является полезным. При выражен­ной и упорной гипотонии кофеин сильно уступает по эффек­тивности и надежности действия адреномиметикам (норадре- налину, мезатону).

4. Для разового повышения работоспособности, физиче­ской выносливости в чрезвычайных условиях, когда необхо­димо совершить работу в короткий срок, в ночное время, в очень высоком темпе или выполнить предельную по объему нагрузку (например, работа спасательных партий, эпизоды полярных экспедиций и т. п.). Сиднокарб назначается одно­кратно в дозе 0,02—0,03 перед работой или в ее середине с по­следующим отдыхом; повторный прием в течение суток опа­сен, так как нередко дает парадоксальный эффект (в 10—15% случаев) и осложнения. Можно назначать короткими циклами по 2—3 дня при условии отдыха в ночное время.

Кофеин в этих случаях менее эффективен, но в ряде ситуа­ций может заменить сиднокарб. Назначается в чистом виде (по 0,05—0,15 2—3 раза в день) либо в форме напитков (кофе, чай), шоколада.

Бемитил (бемактор) — оригинальный отечественный психостимулятор нового поколения, производное бензими- дазола. Разработан на кафедре фармакологии Военно-меди­цинской академии, внедрен в медицинскую практику в 1983 г. По основному своему свойству — способности повы­шать физическую работоспособность, уменьшать мышечную слабость, чувство усталости, быстро восстанавливать работо­способность после нагрузок (актопротекторный эффект) — бемитил был отнесен к группе актопротекторов (от лат. aktus — движение). Причем выраженность активирующего действия препарата на физическую и умственную работо­способность в обычных условиях вполне сопоставима с сид- нокарбом и превосходит его в различных неблагоприятных условиях (гипоксия, гипертермия и т. п.).

Механизм действия бемитила принципиально отличается от других психостимуляторов. Его влияние на организм более физиологичное, неистощающее. В основе механизма действия лежит активация синтеза РНК и различных белков в активно «работающих» клетках (скелетные мышцы, печень, нервная, иммунная системы и т. п.), вероятно, в результате взаимодей­ствия препарата с геномом благодаря структурному сходству производных бензимидазола с пуриновыми основаниями нук­леиновых кислот — аденином и гуанином. Под влиянием бе­митила увеличивается образование многих ферментов энерге­тического обмена (в том числе ферментов глюконеогенеза), улучшаются восстановительные и адаптационные процессы.

Важной особенностью действия бемитила является уме­ренное снижение потребности организма в кислороде и повы­шение устойчивости к гипоксии (антигипоксигеский эффект), ослабление процессов перекисного окисления (антиокси- дантный эффект), уменьшение теплопродукции.

Последующее изучение бемитила выявило у него, помимо актопротекторного, ряд других важных фармакологических свойств. Препарат устраняет психическую заторможенность, улучшает умственную деятельность, процесс обучения, оказы­вает мягкое психостимулирующее и выраженное противоасте- нигеское действие. Обнаружено благоприятное действие беми­тила на мозговые сосуды. Показана эффективность препарата при ишемии мозга, миокарда. Установлено стимулирующее влияние на репаративные процессы в печени после поврежде­ний и интоксикаций, способность улучшать иммунологиче­ские показатели у больных со сниженным иммунитетом (им­муностимулирующее действие). Установлена также способ­ность бемитила ускорять адаптацию организма к гипоксии, гипер- и гипотермии и другим неблагоприятным воздейст­виям среды (адаптогенный эффект).

Показания к применению бемитила:

1. Астенические состояния различной природы: при нев­растениях, соматических заболеваниях, после перенесенных травм (в том числе черепно-мозговых), интоксикаций, инфек­ций, в восстановительном периоде после различных хирурги­ческих операций, при переутомлении. По выраженности про- тивоастенической активности бемитил превосходит многие другие препараты.

2. В составе комплексной терапии прогрессирующих мы­шечных дистрофий, эпилепсии, нарушений мозгового крово­обращения.

3. В составе комплексной терапии вирусных гепатитов и токсических поражений печени.

4. Для повышения иммунитета у пациентов, часто болею­щих респираторными вирусными инфекциями, рецидивирую­щей рожей, пиодермией и т. п.; для профилактики инфекци­онных заболеваний в период эпидемий.

5. Здоровым людям с целью повышения работоспособ­ности, профилактики утомления; быстрого восстановления работоспособности после нагрузок; ускорения и упрочения адаптации к неблагоприятным условиям среды.

Кроме того, бемитил оказался эффективным лечебно-ре­абилитационным средством и в других областях медицины, перспективным для использования в кардиологии, кардио­хирургии, токсикологии, отоларингологии, акушерстве, ме­дицине катастроф.

Бемитил принимают внутрь после еды по 0,25—0,5 два ра­за в день (суточная доза 0,5—1,0). Назначают 5-дневными курсами с 2-дневными перерывами между ними. Количество курсов в среднем составляет 2—3 (реже 1 или 4—6). Для про­филактики инфекций во время эпидемий достаточно одно­кратного приема в сутки в дозе 0,25.

Бемитил не вызывает опасных побочных эффектов, ино­гда при приеме натощак наблюдается раздражающее действие на слизистую желудочно-кишечного тракта, могут возникать неприятные ощущения в области желудка и печени, тошнота, рвота, иногда наблюдаются индивидуальные реакции повы­шенной чувствительности к препарату.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 1700 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)