АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Седативные средства. Препараты этой группы оказывают недифференцированное успокаивающее действие за сгет понижения возбудимости ЦНС
Препараты этой группы оказывают недифференцированное успокаивающее действие за сгет понижения возбудимости ЦНС, ее реактивности к разлигным стимулам.
В историческом плане эта группа лекарств появилась значительно раньше нейролептиков и транквилизаторов. Седативные средства обладают умеренно выраженным успокаивающим действием, что приближает их к транквилизаторам. Однако в отличие от последних они слабо влияют на эмоциональную сферу, не устраняют чувства страха и неэффективны при психических расстройствах.
В качестве седативных применяются: а) препараты растений (валерианы, пустырника, пассифлоры, мелиссы, пиона, хмеля, мяты, ромашки и др., различные седативные сборы и официнальные фитопрепараты — «ново-пассит», «персен» и др.); б) бромиды (натрия и калия), бромкамфора; в) снотворные средства в малых дозах, составляющих уз—:1/10 от снотворной (фенобарбитал, натрия оксибутират и др.). В различных комбинациях действие седативных средств усиливается, поэтому в медицинской практике часто используются седативные микстуры (микстура Кватера, Иванова-Смоленского и др.) и комбинированные препараты, выпускаемые промышленностью («корвалол», «валокордин», «корвалдин», «вало- сердин» и др.).
Успокаивающее действие седативиых средств есть наименьшая степень угнетения мозга в ряду: седация—сон—наркоз. Как и общие анестетики, на системном уровне седативные средства влияют не на все отделы мозга одинаково. В первую очередь они снижают возбудимость коры мозга, ретикулярной формации ствола с ее связями.
Действие седативных средств характеризуется снижением общего уровня возбудимости мозга, всех видов активности, беспокойства, раздражительности, конфликтности, психоэмоционального напряжения, при этом они не обладают специфическим противотревожным действием. При невротических состояниях уступают по активности транквилизаторам, причем различия выступают тем ярче, чем выраженнее невроз. При пограничных состояниях седативные средства неэффективны. Снижение реактивности ЦНС при приеме успокаивающих средств способствует наступлению сна. Все они усиливают действие снотворных, аналгетиков и других депрессантов ЦНС. При длительном приеме седативные средства не вызывают психологической и физической зависимости.
Показания к применению седативных средств; нетяжелые невротические состояния, в том числе различные вегетоневрозы (кардионеврозы, спазмы ЖКТ и т. п.); нарушения сна (затруднение засыпания); острое повышение нервной возбудимости в разных ситуациях.
Седативные препараты растительного происхождения — многочисленные средства народной медицины. Используются н виде вытяжек из растительного сырья (настой и настойка валерианы, пустырника, жидкий экстракт пассифлоры и др.) либо в виде сложных комбинаций (успокоительные сборы № 2 и № 3, комбинированные фитопрепараты: «пассит», «ново-пассит», «персен»; препараты с добавлением фенобарбитала: «корвалол», «валокордин», «валосердин» и др.). Все они эффективны лишь при курсовом применении в условиях, когда повышенная возбудимость, раздражительность, дискомфорт в области сердца, дистония гладкомышечных органов, затруднение засыпания не достигают уровня невроза. Вместе с тем препараты растительного происхождения обычно малотоксичны, хорошо переносятся и могут назначаться амбулаторно, особенно в гериатрической практике и детям.
Соли бромистоводородной кислоты — натрия и калия бромиды, бромкамфора — широко использовались в недалеком прошлом, но в связи с недостаточной активностью и побочными реакциями при длительном применении сейчас назначаются редко и почти исключительно в комбинациях (например, натрия бромид включен в состав микстуры Кватера).
В качестве седативных иногда используются снотворные средства в малых дозах. Фенобарбитал, например, входит в состав ряда комбинированных препаратов: «корвалол», «валокордин», «корвалдин», «валосердин» (вместе с этиловым эфиром бромизовалериановой кислоты, мятным маслом и другими компонентами). В 20 каплях этих препаратов (разовая доза) содержится примерно 7,5 мг фенобарбитала. Кроме седативного эффекта эти препараты обладают спазмолитическим действием, рефлекторно расширяют коронарные сосуды, ослабляют боли в сердце и тахикардию при кардионевро- зах. Натрия оксибутират в виде 5% сиропа (по 1 столовой ложке 2—3 раза в день) оказывает сходный с барбитуратами седативный эффект, но действует короче. Привыкание развивается медленно. Седативные препараты, содержащие фенобарбитал, а также натрия оксибутират, не следует применять длительно.
Антидепрессанты
Антидепрессанты (тимолептики, тимоаналептики) — это психотропные средства, способные ослаблять психигес- кую депрессию, «исправлять» патологигески измененное настроение, возвращать интерес к жизни, активность и оптимизм.
Первый антидепрессант появился в конце 50-х гг. XX столетия — это был ипрониазид (сейчас в нашей стране не применяется) — соединение, полученное на основе известного к тому времени противотуберкулезного препарата изониазида. Было установлено, что в основе его действия лежит инги- бирование моноаминоксидазы мозга — фермента, инакти- вирующего основные моноаминовые медиаторы: серотонин, норадреналин, дофамин. Примерно в те же годы было открыто сильное антидепрессивное действие ряда трициклических соединений, и вскоре был предложен новый антидепрессант имипрамин, в основе действия которого лежит нарушение обратного захвата пресинаптическим окончанием тех же моно- аминов. Названные препараты явились родоначальниками новой группы психотропных средств — антидепрессантов. Сегодня это одна из наиболее быстро развивающихся областей психофармакологии, что обусловлено запросами практики: в мире отмечается прогрессирующий рост частоты депрессий (более 5% населения страдают депрессиями). В общемедицинской практике за рубежом применение антидепрессантов весьма распространено: по частоте назначения они стоят на втором месте среди психотропных средств (после транквилизаторов).
Колебания настроения бывают в жизни каждого человека, но с исчезновением причины или вследствие самоконтроля они сглаживаются. Если же внешние причины слишком значительны и действуют длительно, подавленность настроения становится прочной и переходит в депрессию. Это — большая группа так называемых «экзогенных (или реактивных) де-4* прессий» (составляют около 60% всех депрессий), в основе которых могут лежать тяжелые психические травмы (потеря близкого человека, непреодолимые трудности и т. п.), тяжелые, часто неизлечимые, соматические заболевания, глубокое умственное и психическое утомление, злоупотребление психотропными средствами (нейролептики, транквилизаторы, снотворные), алкоголем и т. д. Другую группу составляют «эндогенные депрессии»: депрессивные компоненты психических болезней (шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и др.), депрессии старческие, атеросклеротические, посттравматические, постинфекционные и т. п.
Механизмы формирования и фиксации настроения сложны и еще плохо изучены. В этих процессах участвует кора больших полушарий, лимбическая область мозга — «нервный субстрат эмоций», в том числе некоторые ядра гипоталамуса. Изучение патогенеза депрессий в значительной мере основывается на фармакологическом анализе свойств антидепрессантов, их эффективности при разных клинических проявлениях, а также на изучении патологических сдвигов обмена медиаторов у больных.
Наиболее общим свойством антидепрессантов является вмешательство в обмен и функцию основных медиаторов мозга, «причастных» к формированию настроения,— серотонина (наиболее важный) и норадреналина, меньше — дофамина и ацетилхолина. Основная направленность действия, в противоположность нейролептикам,— потенцирование моноаминер- гической передачи импульсов. Разные препараты этой группы действуют неодинаково на обмен отдельных медиаторов. Классификация современных антидепрессантов основывается в основном на особенностях их механизма действия (табл. 55).
Таблица 55
Классификация антидепрессантов
Ингибиторы моноаминоксидазы
| Ингибиторы нейронального захвата моноаминов
| а) Неизбирательного и не обратимого действия:
Ниаламид (нуредал)
б) Селективные ингибиторы МАО-А обратимого действия: Моклобемид (аурорикс) Пиразидол (пирлиндол)
| а) Неизбирательного действия (трициклические антидепрессанты):
Имипрамин (имизин, мелипрамин) Амитриптилин (амизол, дамилен) Кломипрамин (анафранил) Азафен
б) Селективные ингибиторы захвата серотонина:
Флуоксетин (прозак) Пароксетин (паксил)
| |
Ингибиторы моноаминоксидазы. Главный механизм действия этих антидепрессантов — ингибирование моноами- ноксидазы (МАО), локализованной в митохондриях адренергических и серотонинергических нервных окончаний в ЦНС, а также в клетках печени, миокарда и других тканей. В результате ингибирования фермента задерживается внутриклеточная инактивация моноаминов — серотонина, норадреналина, дофамина — и усиливается выход медиаторов в синаптиче- скую щель при поступлении импульсов. Облегчение синапти- ческой передачи сопровождается не только восстановлением настроения, но и устранением психомоторной заторможенности, часто сопутствующей депрессии. Следует отметить, что норадреналин и дофамин разрушаются не только МАО; в синаптической щели эти медиаторы инактивируются КОМТ (ка- техол-орто-метилтрансферазой), поэтому при ингибировании МАО степень их накопления меньше, чем серотонина. Именно с накоплением серотонина связывают антидепрессивный эффект ингибиторов МАО. Хотя в целом стимулирующее действие этих препаратов, связанное с повышением уровня нор- адреналина и дофамина, нередко доминирует над антидепрессивным.
Существует два типа моноаминоксидазы, различающихся по субстратам, на которые они действуют: МАО-А — инакти- вирует серотонин, норадреналин, в небольшой степени дофамин, разрушает также тирамии; МАО-В — инактивирует преимущественно дофамин и некоторые другие активные амины (фенилэтиламин и др.). Препарат неизбирательного действия — ниаламид — полностью (необратимо) разрушает оба типа МАО, антидепрессивный эффект развивается медленно (через 7—10 дней) и сохраняется длительное время после отмены (для ресинтеза МАО требуется не менее двух недель).
Ниаламид вызывает ряд нежелательных побочных явлений, в том числе так называемый «сырный» (или тирамино- вый) синдром. Он проявляется развитием гипертензии и других осложнений при одновременном применении продуктов (сыры, сливки, копчености, бобовые, томаты, пиво, кофе и др.), содержащих тирамин или его предшественник тирозин, другие активные моноамины, которые также разрушаются МАО. Препараты этой группы могут оказывать гепатотокси- ческое действие. При применении ниаламида нередко встречаются и такие осложнения, как бессонница, обострение страха, тревоги, а также, вследствие накопления дофамина, бред, галлюцинации и другие психические нарушения.
Достижением последнего времени является создание ингибиторов МАО, оказывающих избирательное и обратимое действие на активность МАО типа А (моклобемид, пиразидол и др.). Эти препараты отличаются высокой антидепрессивной активностью, хорошей переносимостью, меньшей токсичностью и нашли широкое применение в медицинской практике, вытеснив ингибиторы МАО неизбирательного необратимого действия. Пиразидол, в зависимости от исходного состояния больного и от дозы, оказывает мягкое стимулирующее или се- дативное действие. Эффект ингибиторов МАО обратимого действия развивается к концу первой недели приема, достигает максимального развития через 3—4 недели и прекращается через 1—2 дня после отмены.
Ингибиторы нейронального захвата моноаминов. Эту группу составляют прежде всего многочисленные три- циклические антидепрессанты (ТАД) (имипара- мин, амитриптилин и др.). Механизм действия ТАД связан с ингибированием обратного захвата моноаминов (серотонина, норадреналина, в меньшей степени дофамина) пресинаптиче- скими окончаниями, накоплением этих медиаторов в синап- тической щели и повышением эффективности синаптической передачи. Антидепрессивный эффект ТАД коррелирует главным образом с активацией (восстановлением) функции серо- тонинергических синапсов.
Отдельные представители ТАД имеют свои особенности действия на синаптическую передачу, определяющие спектр их психотропной активности:
а) некоторые ТАД {имипрамин) способны повышать чувствительность постсинаптических альфа-адренорецепторов к норадреналину и оказывать дополнительное небольшое стимулирующее действие на психомоторную активность и поведение больного;
б) другие ТАД (амитриптилин, азафен), наоборот, блокируют постсинаптические альфа-адренорецегггоры и оказывают дополнительное седативное действие (устраняют тревогу, страх, двигательное беспокойство);
в) отдельные ТАД {кломипрамин) могут вызывать седативный или стимулирующий эффект в зависимости от состояния больного и дозы препарата, т. е. они обладают так называемым «сбалансированным» (двуполюсным, универсальным) действием.
г) большинство ТАД {амитриптилин, имипрамин, кломипрамин и др.) обладают М-холинолитическим действием, с которым отчасти связано их седативное и транквилизирующее действие, а также значительная часть побочных периферических эффектов (повышение внутриглазного давления, сухость во рту, затруднение мочеиспускания и т. д.), часто ограничивающих их применение, особенно у пожилых больных. Не оказывает М-холинолитического действия только азафен, он же является менее активным антидепрессантом в группе ТАД.
Таким образом, разные ТАД вызывают множественные и разнонаправленные изменения синаптической передачи сразу в нескольких медиаторных системах; конечный психотропный эффект препаратов — результирующая этих изменений. Из серьезных побочных эффектов ТАД следует отметить кар- диотоксическое действие: ослабление сократимости сердца, аритмии и нарушения проводимости, тахикардия и т. п. — результат прямого угнетающего влияния препаратов на миокард.
В последние годы среди ингибиторов нейронального захвата появилось большое число антидепрессантов «второго поколения», достаточно безопасных для больных с соматической и неврологической патологией, пожилых людей. Большинство из них лучше переносится больными, чем препараты «первого поколения», но не превосходит их по клинической эффективности. В данную группу входят селективные ингибиторы нейронального захвата серотонина (флуоксетин, паро- ксетин и др.), на обмен других медиаторов мозга они практически не влияют. Антидепрессивный эффект этих препаратов более избирателен; флуоксетин в начале лечения проявляет заметное дополнительное стимулирующее действие на поведение больного, пароксетин — препарат сбалансированного (двухполюсного) действия. Побочные эффекты у этих препаратов минимальны, однако при длительном применении могут возникать периферические М-холинолитические эффекты, возможны реакции гиперчувствительности.
Многообразие причин и клинических проявлений депрессий требует для их профилактики и лечения набора различных антидепрессантов. Препаратам данной группы присущи три вида активности, выраженные в разных соотношениях:
1. Основной антидепрессивный эффект — способность повышать, восстанавливать настроение. У больных с выраженной депрессией постепенно исчезает тоска, подавленность, пессимизм, тенденция к самообвинению, чувство безнадежности, ненужности, суицидальные мысли и т. п.
2. Дополнительный стимулирующий эффект — активизация психомоторной активности и поведения. У больных восстанавливаются мотивации, инициатива, устраняется умственная и двигательная заторможенность, повышенная утомляемость, другие проявления астении.
3. Дополнительный седативный эффект — устранение отрицательных эмоций, тревоги, страхов, беспокойства и других невротических проявлений. При значительной тревоге седативное действие антидепрессантов оказывается недостаточным — в таких случаях их комбинируют с бензодиазепиновы- ми транквилизаторами.
В зависимости от спектра психотропной активности, определяющего выбор препаратов при лечении депрессий, различают: а) антидепрессанты с дополнительным стимулирующим действием; б) антидепрессанты с дополнительным седа- тивным действием; в) антидепрессанты «сбалансированного» (двухполюсного) действия (табл. 56).
Таблица 56
Клиническая классификация антидепрессантов
Антидепрессанты
| с дополнительным стимулирующим действием
| с дополнительным седативным действием
| Ниаламид Моклобемид Имипрамин Флуоксетин
«сбалансировавПира: КЛОМИ1Парок
| Амитриптилин Азафен
iHoro» действия зидол 1рамин;сетин
| |
Показания к применению антидепрессантов. В последние годы определилась четкая тенденция к расширению применения антидепрессантов не только в психиатрической, но и в общей практике.
1. Депрессии у психических больных. Препарат и схему лечения назначает врач-психиатр.
2. Реактивные — психогенные и посттравматические депрессии; депрессии после интоксикаций и нейроинфекций.
3. Депрессивный синдром при невротических реакциях, неврозах, расстройства сна на почве депрессии, ночной энурез; астенодепрессивные состояния у престарелых больных.
4. Депрессивный синдром у пациентв с соматическими заболеваниями, преимущественно хроническими, плохо поддающимися терапии (маскированные депрессии обнаруживаются у 10% больных с этой патологией).
5. Хронические болевые синдромы с элементами депрессии, мигрень (комбинированное лечение).
Клиническая эффективность антидепрессантов в значительной мере определяется природой и тяжестью депрессии. Выбор препарата зависит от конкретных проявлений заболевания. При депрессиях с преобладанием астенического компонента предпочтение отдают антидепрессантам со стимулирующими свойствами (имипрамин, флуоксетин и др.) или двупо- люсного действия (кломипрамин, пиразидол и др.); в более упорных случаях назначаются ингибиторы МАО, у которых стимулирующее действие превосходит антидепрессивное (ниаламид).
При депрессиях с наличием тревожного компонента препаратами выбора считаются седативные антидепрессанты (амитриптилин, азафен). Если тревожная симптоматика выражена ярко или сопровождается двигательным беспокойством, в дополнение к антидепрессантам назначаются бензодиазепи- новые транквилизаторы.
В целом хороший и удовлетворительный лечебный эффект достигается у 60—80% больных с депрессиями разных типов. Эндогенные депрессии, как правило, труднее поддаются терапии, чем экзогенные (реактивные). Рефрактерность тяжелых эндогенных депрессий к фармакотерапии служит показанием к проведению электростимулирующей терапии.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 802 | Нарушение авторских прав
|