АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Влияние эфира на отдельные системы и органы.

Прочитайте:
  1. A) Строение проводящей системы сердца
  2. I. Списать отдельные части пояснительной записки.
  3. II. ВЛИЯНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ НА СПИНАЛЬНУЮ ГЕМОДИНАМИКУ
  4. III.1.1. Гигиена нервной системы. Режим дня
  5. IV. Патология нейроэндокринной системы.
  6. IV. Средства, понижающие активность глутаматергической системы
  7. IX.2.2. Анаэробные энергетические системы у женщин
  8. V1: Аномалии зубочелюстной системы
  9. V1: Развитие зубочелюстной системы
  10. V1: Формирование зубочелюстной системы

Дыхание. Эфир относится к общим анестетикам, которые существенно не угнетают функции дыхания. Более того, в 1—2-м уровнях стадии хирургического наркоза объем легоч­ной вентиляции может даже возрастать за счет раздражаю­щего действия эфира на легочные рецепторы. В случаях пе­редозировки наблюдаются нарастающие расстройства дыха­ния и, наконец, паралич дыхательного центра.

Сердегно -сосудистая система. Эфир оказывает в принци­пе отрицательное влияние на деятельность сердца и тонус сосудов. Однако в целом организме это действие маскирует­ся возбуждением симпатоадреналовой системы. В связи с последним отмечается повышение ударного и минутного объема сердца, учащение пульса, умеренное сужение пери­ферических сосудов. Поэтому в стадии хирургического нар­коза артериальное давление остается в пределах нормы и лишь при передозировке начинает снижаться.

Пегенъ. Эфир относится к общим анестетикам, неблаго­приятно влияющим на функции печени. Однако его гепато- токсическое действие менее выражено, чем у фторотана. Степень отрицательного влияния эфира на функцию этого органа в значительной мере зависит от его исходного состо­яния, глубины и длительности наркоза. Считают, что пе­чень, богатая гликогеном, более устойчива к токсическому действию препарата. У лиц со здоровой печенью преходя­щие функциональные расстройства обычно исчезают к 5—7-му дню после эфирного наркоза.

Погки. Эфирный наркоз вызывает преходящее угнетение работы почек (уменьшение почечного кровотока, клубочко- вой фильтрации и отделения мочи). Эти изменения носят временный характер и самостоятельно проходят после нар­коза.

Обмен веществ. Ингаляция эфира, особенно длительная, сопровождается характерными сдвигами обмена веществ. В крови отмечается значительное увеличение уровня сахара, молочной и пировиноградной кислот, реакция крови смеща­ется в кислую сторону.

Недостатком эфира кроме выраженной стадии возбужде­ния является сильное раздражающее действие на слизистые дыхательных путей, что приводит к чувству удушья при вве­дении в наркоз (при вполне достаточном содержании 02 во вдыхаемой смеси), обильной секреции бронхиальных же­лез (ослабляется атропином в составе премедикации), кото­рая может стать причиной спадения ткани легкого ниже за­купорки бронхов слизистой пробкой (ателектазы). У очень многих больных и послеоперационном периоде (редко — в ходе иаркотинации) возникает рвота. Таким образом, эфир — хорошо изученный, но далеко не идеальный анесте­тик.

ФТОРОТАН (ГАЛОТАН) относится к наиболее сильным общим анестетикам. По своей наркотической активности он примерно в 3 раза сильнее эфира.

Наркоз наступает при вдыхании 2—3 об.% фторотана уже через 3—5 мин. Период введения протекает спокойно и не сопровождается чувством удушья. Фторотан не раздража­ет слизистых оболочек, не усиливает секреции бронхиаль­ных желез, не дает ларингоспазма, подавляет кашлевой и гортанный рефлексы. Быстрое действие и высокая наркоти­ческая активность фторотана создают реальную опасность передозировки при ингаляции его с помощью обычных ап­паратов. Поэтому для него создан специальный испаритель «Фторотэк», который позволяет точно дозировать этот пре­парат в объемных процентах.

Пробуждение больных после фторотанового наркоза быстрое: рвота, посленаркозная депрессия, как правило, отсутствуют. Подобно эфиру, основные количества погло­щенного организмом анестетика выделяются легкими. До 10—20% фторотана подвергаются распаду с образованием трифторуксусной кислоты и бромидов. Выделение послед­них производится почками.

Влияние фторотана на отдельные системы и орга­ны. Дыхание. Фторотан умеренно угнетает дыхательный центр. Это действие препарата быстро ликвидируется при прекращении ингаляции и активной вентиляции легких.

Сердегно-сосудистая система. Фторотан пропорциональ­но глубине наркоза ослабляет сократимость миокарда, уменьшает ударный и минутный объем сердца, снижает ар­териальное давление. Механизм гипотонии сложный. Отчас­ти она зависит от угнетения деятельности сердца и вазомо­торного центра, но главным образом связана с нарушением передачи сосудосуживающих импульсов в ганглиях и окон­чаниях симпатических нервов.

Фторотан, как и другие галогенсодержащие общие анес­тетики (но не эфир), повышает чувствительность миокарда к адреналину, что может стать причиной аритмии и даже фибрилляции желудочков. Поэтому применение адреналина и норадреналина при фторотановом наркозе опасно. При необходимости коррекции АД предпочтителен мезатон.

Пегень. Фторотан неблагоприятно влияет на функцию печени. У лиц со здоровой печенью при правильном прове­дении наркоза серьезных осложнений обычно не встречает­ся. Наблюдается лишь повышение активности трансаминазы сыворотки и некоторое ухудшение функциональных проб. Однако заболевания печени являются противопоказанием для фторотанового наркоза.

Погки. Фторотан несколько уменьшает почечный крово­ток, клубочковую фильтрацию и выделение мочи. Эти изме­нения самостоятельно проходят после прекращения наркоза.

Обмен веществ. Поскольку фторотан не активирует сим- патоадреналовую систему, а, напротив, угнетает ее, он не вызывает характерных для эфирного наркоза метаболиче­ских изменений.

К недостаткам фторотана относят гипотонию; сте­пень снижения АД пропорциональна глубине наркоза и кон­центрации анестетика во вдыхаемом воздухе. Этот наркоз не считают показанным для больных с заболеваниями печени. Отрицательное влияние на печень испытывают и анестезио­логи, систематически использующие фторотан в своей прак­тике.

ЭНФЛУРАН, ИЗОФЛУРАН. Энфлуран и его изомер изо- флуран — новые фторсодержащие общие анестетики, по свой­ствам похожие на фторотан. Эти препараты все шире приме­няются в анестезиологической практике и постепенно вытес­няют другие ингаляционные общие анестетики. Они в 1,5— 2 раза активнее эфира. Наркоз наступает через 7—8 мин после начала ингаляции. Период введения не сопровождается воз­буждением, аналгезия выражена слабо. Изофлуран имеет рез­кий эфирный запах и умеренно раздражает дыхательные пу­ти, однако чувства удушья не возникает, так как он обладает сильным бронхорасширяющим действием. Наркоз энфлура- ном и изофлураном хорошо управляем. Пробуждение после наркоза наступает быстро, посленаркозная депрессия и другие осложнения отсутствуют. В печени метаболизируется лишь около 2% энфлурапа и 0,2% изофлурана, токсичных метабо­литов при этом практически не образуется.

Как и фторотан, оба препарата умеренно угнетают дыха­тельный центр, ослабляют сократимость миокарда (в боль­шей степени энфлуран), снижают артериальное давление (особенно изофлуран), слабо повышают чувствительность миокарда к адреналину, но при введении адреналина или норадреналина осложнений обычно не возникает. Неблаго­приятного действия на функции печени, почек, обмен ве­ществ энфлуран и изофлуран не оказывают.

ЗАКИСЬ АЗОТА. Этот общий анестетик обеспечивает поч­ти моментальное наступление анестезии, как правило, без стадии возбуждения (иногда наблюдается у молодых физи­чески крепких лиц и алкоголиков). Такой эффект объясня­ется высокой диффундирующей способностью газа и низкой растворимостью его в плазме. В силу этих качеств также быстро происходит выделение N20 и пробуждение больно­го. Посленаркозный период характеризуется очень быстрым пробуждением, в связи с чем N20 нередко используют при амбулаторных операциях (экстракция зубов и др.). Закись азота обладает слабым наркотическим действием и не вызы­вает достаточного расслабления мышц. Для получения нар­котического эффекта требуется высокое содержание N20 во вдыхаемом воздухе (табл. 40).

Таблица 40 Наркотигеский эффект закиси азота в зависимости от концентрации ее во вдыхаемой смеси
Концентрация NaO и Оа в ингаляционной смеси (в %) Наркотический эффект Степень кислородной недостаточности
70% N20: 30% 02 80% N20:20% 02 90% N20:10% 02 95% NzO: 5% 02 Аналгезия, неполная амне­зия. Наркоз практически отсутствует Амнезия, аналгезия, сла­бый наркотический эффект Поверхностный наркоз Наркоз, но не глубже 1-го уровня III стадии Кислородной недо­статочности нет То же Гипоксия Резкая гипоксия

 

При ингаляции 95% закиси азота (на долю кислорода остается только 5%) удается получить наркоз с явлениями тяжелой гипоксии. Поэтому для достижения хирургической анестезии безопасными концентрациями закиси азота она практически всегда комбинируется с более сильными общи­ми анестетиками (эфир, фторотан, барбитураты и др.). По той же причине в наркотическую смесь вместо воздуха вво­дится чистый кислород. В этих условиях вполне удовлетво­рительная анестезия получается ингаляцией 60—80 об.% N20 и 20—40 об.% 02.

Закись азота обладает весьма высокой аналгезирующей активностью. Так, вдыхание 30 об.% этого газа равноценно по болеутоляющему действию 15—17 мг морфина (обычная доза последнего — 10 мг). Обезболивающее действие N20 широко используется при оказании первой помощи больным с обшир­ными травмами, инфарктом миокарда, при родах, а также при послеоперационных болях. В настоящее время машины неот­ложной помощи оборудованы портативными ингаляторами

N20. Раннее применение закиси азота у лиц с тяжелыми по­вреждениями предупреждает развитие шока во время наложе­ния повязок, шин и транспортировки пострадавших.

Влияние закиси азота на отдельные системы и ор­ганы. Дыхание. Закись азота не обладает раздражающим действием на слизистые дыхательных путей, не усиливает секрецию слюнных и бронхиальных желез. Ингаляция этого общего анестетика не вызывает чувства удушья и других неприятных ощущений. Применение невысоких концентра­ций N20 (40—50 об.%) сопровождается некоторым увеличе­нием минутного объема дыхания.

Сердегно-сосудистая система. Применение закиси азота не сопровождается существенными изменениями функции сердечно-сосудистой системы. Лишь в больших концентра­циях (порядка 80%) отмечается некоторое ослабление со­кратительной способности миокарда. Артериальное давле­ние при наркозе N20 не только не снижается, но, напротив, имеет тенденцию к небольшому повышению. Последнее от­части связано с некоторым увеличением выброса адренали­на надпочечниками.

Пегенъ. Наркоз закисью азота не оказывает отрицатель­ного влияния на функцию печени.

Погки. Преходящее снижение диуреза объясняется кон- стрикцисй почечных сосудов и повышением выхода антиди­уретического гормона.

Закись азота не вызывает существенных сдвигов в обме­не веществ. Уровень сахара и молочной кислоты в крови не меняется.

Система крови. Установившееся мнение о полной безвред­ности N20 в последние годы поколеблено сообщениями о воз­можном неблагоприятном действии препарата на гемопоэз. При длительной ингаляции закиси азота с лечебной целью (более суток) могут возникнуть тромбоцитопения, агрануло- цитоз, мегалобластическая анемия. В экспериментах на куль­турах тканей обнаружено также цитотоксическое действие, которое в какой-то степени раскрывает причину угнетения ге- мопоэза.

ДРУГИЕ ИНГАЛЯЦИОННЫЕ ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ. В раз­личное время в качестве ингаляционных анестетиков приме­нялись и другие препараты: хлороформ, хлористый этил (хлорэтил), циклопропан. Хлороформ в настоящее время не применяется в связи с очень малой наркотической широтой и высокой кардио- и гепатотоксичностью. Хлористый этил оказывает токсическое действие на дыхательный центр, сис­тему кровообращения, обмен веществ и для наркоза также не используется. Однако он нашел применение в качестве местного обезболивающего средства. В связи с низкой тем­пературой кипения (12 °С) хлорэтил при нанесении на кожу быстро испаряется, вызывает охлаждение и утрату болевой чувствительности. Получаемое обезболивание очень поверх­ностное и непродолжительное. Разрезы кожи болезненны. Поэтому хлорэтил целесообразно использовать только для охлаждения кожных покровов и снятия острой боли при ушибах и растяжениях.

Газообразный анестетик — циклопропан — оказывает мак­симально выраженное аритмогенное действие на сердце, усиливает секрецию бронхиальных желез и вызывает спазм бронхов. Обладает большой взрывоопасностью, и примене­ние его требует специального оборудования операционной. Предлагались для наркоза и другие газообразные вещества (этилен, ксенон).

Иногда в анестезиологии используются такие летучие жидкости, как метоксифлуран (пентран) и трихлорэтилен (трилен). Оба препарата обладают высокой наркотической активностью, но они угнетают дыхательный центр и оказыва­ют токсическое действие на миокард, печень, почки (особенно метоксифлуран). В клинической практике в основном исполь­зуются аналгезирующие свойства метоксифлурана и трихлор- этилена (при ожогах, болезненных перевязках, в послеопе­рационном периоде, при родах и т. п.). Для ингаляционной аналгезии они применяются в небольших концентрациях (*/31/2 от наркотической), в которых не дают обычно побоч­ных эффектов.

В настоящее время для ингаляционного наркоза предло­жены и уже применяются в анестезиологии новые препара­ты — дезфлуран и севофлуран, в наибольшей степени при­ближающиеся по своим свойствам к тем требованиям, кото­рые предъявляются к веществам этой группы.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 907 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)