Неингаляционные общие анестетики
Определение понятия «неингаляционный наркоз» содержится в самом названии этого вида обезболивания: наркотический сон достигается введением анестетиков в организм любым путем, кроме ингаляционного. Чаще всего используется внутривенный путь, сравнительно редко — внутримышечный и прямокишечный.
В изучении неингаляционного пути введения наркотических средств большая роль принадлежит отечественным ученым: развитие современного неингаляционного наркоза заслуженно связывают с именем Н. П. Кравкова (1910).
По предложению Н. П. Кравкова, снотворное средство — гедонал —было с успехом испытано хирургом С. П. Федоровым в клинике. Особенно благоприятные результаты наблюдались при сочетанном применении гедонала с ингаляционными анестетиками (комбинированный наркоз). Неингаляционный наркоз отличается от ингаляционного технической простотой (необходим лишь шприц), быстрым наступлением общей анестезии без стадии возбуждения и рядом других достоинств. Существенным недостатком этого метода обезболивания является практическая неуправляемость эффектом.
В настоящее время широко применяются в качестве неингаляционных общих анестетиков производные барбитуровой кислоты. Используются представители и других химических групп (кетамин, предион, оксибутират натрия и др.).
БАРБИТУРАТЫ (тиопентал-натрий, гексенал). Сама по себе барбитуровая кислота (малонилмочевина) наркотическими свойствами не обладает. Эти свойства появляются при замещении водорода у атома углерода в пятом положении различными радикалами. В настоящее время в мире синтезировано и изучено свыше 2500 производных барбитуровой кислоты.
Поскольку фармакологические свойства барбитуратов весьма сходны, они будут рассмотрены на примере тиопен- тала-натрия как наиболее широко применяемого общего анестетика
При внутривенном введении раствора тиопентала действие его начинает проявляться через 10—15 с. До 80—90% введенной дозы обратимо связывается с белками плазмы. Эта фракция вещества не проникает через клеточные мембраны и в фармакологическом эффекте не участвует. Наркотическое действие обусловлено свободной фракцией тиопентала в крови.
Максимальное количество тиопентала сразу после его введения обнаруживается в органах с богатым кровоснабжением (мозг, сердце, печень, почки). В последующие 10—20 мин происходит перераспределение препарата и до 80% его переходит в органы с относительно бедным кровоснабжением (кожа и подкожная клетчатка, соединительная ткань, мышцы и др.). В результате этого концентрация тиопентала в мозгу резко падает и наступает пробуждение больного, а анестетик депонируется в жировых депо, откуда затем медленно возвращается в кровь, обусловливая посленаркозную депрессию.
В отличие от тиопентала гексенал быстро инактивирует- ся в печени и депонирования его в значительных количествах не происходит.
Действие на отдельные системы и органы. Нервная система. Тиопентал хорошо проникает через гематознцефа- лический барьер. Наркотический эффект его развивается быстро и незаметно для окружающих, без стадии возбуждения. Медленно вводя раствор препарата в вену, анестезиолог внимательно следит за выражением лица и дыханием больного. Вначале исчезает мимика, выражение лица становится спокойным, маскообразным, больной как бы засыпает. Он перестает отвечать на вопросы, нижняя челюсть отвисает. Введение общего анестетика прекращают.
При тиопенталовом наркозе, как и при эфирном, оказываются затронутыми все отделы ЦНС, причем автоматически работающие центры продолговатого мозга парализуются в последнюю очередь.
В отличие от эфира и закиси азота тиопентал и его аналоги почти лишены аналгезирующего действия.
Дыхание. При наркозе равной глубины тиопентал сильнее, чем эфир, угнетает дыхательный центр. Степень торможения дыхания находится в прямой зависимости от скорости введения препарата и примерно пропорциональна глубине наркоза. При этом отмечается уменьшение как частоты, так и глубины дыхания.
Сердегно-сосудистая система. Тиопентал оказывает угнетающее влияние на сосудодвигательный центр. Компенсаторные сосудистые рефлексы подавляются. Расширение периферических сосудов приводит к перераспределению крови и некоторому снижению АД.
Пегень. Экспериментальные и клинические данные свидетельствуют о том, что функция печени при тиопенталовом наркозе заметно не страдает.
Погки. Гистологическое изучение показывает отсутствие дегенеративных изменений в почках при тиопенталовом наркозе. Преходящее угнетение их функции вызвано в основном рефлекторными факторами.
Обмен веществ. Наркоз производными барбитуровой кислоты сопровождается снижением основного обмена на 20—30%. При достаточной вентиляции легких не отмечается метаболического ацидоза, существенных изменений уровня сахара и катехоламинов в крови.
КЕТАМИН (КЕТАЛАР, КАЛИПСОЛ) относится к наиболее широко применяемым в анестезиологии общим анестетикам. Он обладает быстрым и непродолжительным (15—20 мин) действием. Кетаминовый наркоз называют «диссоциативным», так как в основе его лежит избирательная блокада та- ламокортикальных связей с дезорганизацией афферентной чувствительности мозга. Функции коры больших полушарий и ствола мозга, по-видимому, непосредственно кетамином не затрагиваются, изменения их носят вторичный характер. При кетаминовом наркозе наблюдается хорошая аналгезия, мышечный тонус несколько возрастает, глоточный и гортанный рефлексы сохранены. Выявляется активация сосудодви- гательного центра и повышение тонуса симпатоадреналовой системы: увеличиваются АД, частота сокращений и минутный объем сердца, внутричерепное и внутриглазное давление. Дыхание существенно не изменяется. Кетамин оказывает умеренное бронхорасширяющее действие. На функции печени и почек заметного влияния не оказывает. Препарат подвергается быстрой биотрансформации в печени; один из его метаболитов — норкетамин — обладает аналгезирующим действием.
После кетаминового наркоза в посленаркозном периоде у больных нередко отмечается дезориентация, галлюцинации, возбуждение. Эти явления в значительной мере ослабляются внутривенным введением сибазона (седуксена) или. дроперидола непосредственно перед началом анестезии ке-. тамином.
Кетамин рекомендуется использовать для наркоза при, кратковременных вмешательствах (в том числе аппендэкто- мия и грыжесечение), не требующих выраженного мышечного расслабления, при обработке ожоговых ран, перевязках, абортах. В сочетании с психоседативными средствами (сибазои, дроперидол), а при необходимости — дополнительным введением аналгетика, кетамин может использоваться и для более продолжительного наркоза. Повторные дозы анестетика при этом уменьшают. В комбинации с ингаляцион-; ными анестетиками (закись азота, фторотан и др.) кетамин можно применять для усиления аналгезии.
Кетамин обладает потенциальным наркогенным действием, в связи с чем его хранение и отпуск должны быть достаточно строгими.
ПРЕДИОН (ВИАДРИЛ) в химическом отношении представляет собой стероид — дериват прогестерона. В отличие от последнего он лишен гормональной активности.
В результате экспериментального и клинического изучения установлено, что предион оказывает такое же наркотическое действие, как тиопентал, отличаясь от последнего большей терапевтической широтой и замедленным развитием эффекта. Наркоз наступает лишь через 3—5 мин после внутривенной инъекции препарата. Поэтому доза его рассчитывается заранее и в среднем она равна 13—15 мг/кг массы тела больного.
Предион обладает малой токсичностью. Он не угнетает дыхания, не оказывает неблагоприятного влияния на сердечно-сосудистую систему.
В отличие от тиопентала он не только не повышает, но даже подавляет глоточные и ларингеальные рефлексы. При наркозе предионом отсутствует гипергликемия, в том числе у больных сахарным диабетом.
Продолжительность наркоза трудно предвидеть заранее, так как она варьирует в широких пределах (от 1 до 3 ч). Отрицательным свойством препарата является слабое аналге- зирующее, а также раздражающее действие на стенку вен (возможность тромбофлебитов). По этим причинам предион сравнительно редко используется в плановой хирургии. Он находит применение в психиатрической практике для купирования психомоторного возбуждения и галлюциноза (белая горячка и др.).
ПРОПАНИДИД (СОМБРЕВИЫ) — средство для внутривенного наркоза «сверхкороткого» действия. Наркотический эффект после быстрого внутривенного введения наступает через 20—40 с. Наркоз развивается без стадии возбуждения и продолжается 4—8 мин. Препаратом удобно пользоваться при кратковременных операциях в амбулаторных условиях и при диагностических исследованиях (вправление вывихов, снятие швов, удаление зубов и др.). Препарат вводят внутривенно в виде 5% раствора из расчета 6—10 мг/кг веса тела больного. Он практически не оставляет последствия, и через 40—60 мин больной может быть отпущен домой.
НАТРИЯ ОКСИБУТИРАТ. Это вещество представляет собой нормальный метаболит мозга, родственный у-аминомасляной кислоте (ГАМК) — одному из медиаторов торможения.
В отличие от ГАМК натрия оксибутират хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер и при внутривенном введении вызывает глубокий сон без признаков стадии возбуждения. Он является препаратом чисто коркового действия и практически полностью лишен аналгезирующей активности. Препарат вызывает небольшое урежение дыхания с увеличением его глубины. Нередко отмечается брадикар- дия и незначительное повышение АД. Потребление кислорода, обмен веществ не претерпевают изменений.
Применяется оксибутират натрия лишь в комбинации с сильными аналгетиками и другими общими анестетиками.
ДРУГИЕ НЕИНГАЛЯЦИОННЫЕ ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ. Для неингаляционного наркоза за рубежом применяется ряд других производных барбитуровой кислоты, в том числе тиамилал и метогекситал (бриетал), отличающиеся меньшей, чем у тиопентала, длительностью действия (10—15 и 7—10 мин соответственно). В последнее время для введения в наркоз стали использовать новые препараты — этомидат (гипномидат) и пропофол (диприван). Они обеспечивают быстрое выключение сознания и быстрый выход из этого состояния без последующей депрессии, после операции больные лучше себя чувствуют, чем при применении других неингаляционных общих анестетиков. Других признаков наркоза (аналгезии, миорелаксации, утраты рефлексов), а также существенных изменений показателей кровообращения и дыхания эти препараты не вызывают. Капельное внутривенное введение этомидата и пропофола используется для поддержания наркотического сна в течение всей операции.
В анестезиологической практике для обеспечения глубокого медикаментозного сна и надежной амнезии, облегчения проведения наркоза, а иногда и для мононаркоза широко используются производные бензодиазепина — мидазолам, си- базой (седуксен, реланиум, диазепам) и др., хотя истинными общими анестетиками они не являются. При внутривенном введении бензодиазепины вызывают угнетение сознания, но менее глубокое, чем общие анестетики, хорошо расслабляют мышцы, потенцируют действие общих анестетиков, аналге- тиков и миорелаксантов, стабилизируют кровообращение. Подробнее эта группа препаратов будет рассмотрена в других главах учебника.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 996 | Нарушение авторских прав
|