АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СОБСТВЕННАЯ СЕМЬЯ

Прочитайте:
  1. XII. Семья Моррель
  2. ВАША СЕМЬЯ
  3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ
  4. Глава 1. Семья как единица психологического анализа
  5. Глава 1. Семья как единица психологического анализа
  6. Глава 6. Брак: семьянины и брачующиеся.
  7. ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
  8. Моя семья относилась ко мне, как к здоровой
  9. Неполная семья
  10. Семья в трудной жизненной ситуации

// ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИИ

 

Две семейные группы, одна, из которой вышел человек (генеалогическая семья), и вторая, созданная самим человеком, развиваются противоположными путями. В первой группе линия развития приводит к диаспору. Ребенок, вначале как бы сросшийся с семьей, должен разорвать эти семейные путы, начать независимую, индивидуальную жизнь и создать собственную семью. В другой семейной группе (собственная семья) линия развития должна привести к тесному слиянию. Двое людей, сначала чужих, создают или по крайней мере должны создать базу для новой семьи. От этого слияния, единства зависит атмосфера для воспитания будущего ребенка.

Разнообразные конфликты между супругами можно свести к одной проблеме: как соединиться? Процесс слияния двух людей проходит свою эволюцию. Он не может задержаться, а если бы так было, то процесс соединения этих двух людей был бы невозможен и, более того, начнется обратное развитие, отдаление этих людей и, в конце концов, распад семьи. Этот процесс требует усилий со стороны обоих партнеров - взаимопонимания, толеранции, способности прощать ("у любви нет выше силы, как все прощать и забывать"), заботы, ответственности, избегания чувства обиды и т.д. Процессы распада в природе всегда проще, чем процессы созидания - по закону энтропии. Эволюция в направлении получения большего порядка, негативной энтропии требует усилия; в этом смысле слова жизнь трудна, так как необходимо преодолевать деструктивные явления. Эта основная проблема, по-видимому, относится и к семейной жизни.

Два основных закона природы - сохранение собственной жизни и жизни вида - отличаются от иных законов, хотя бы созданных самим человеком, тем, что их исполнение награждается чувством удовлетворения, иногда очень большого. У человека встречаются отклонения от этого правила (anorexia, anorgasmia), когда награда в форме приятного ощущения бывает отнята. Однако эти состояния принадлежат к патологии и необходимо их рассматривать скорее как исключение, нежели правило. Однако факт, что соблюдение законов природы дает удовлетворение, а иногда и роскошь, не значит, что они не требуют усилия и то, неоднократно, большого.

 

// ГЕРОИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Соблюдение второго биологического закона требует мобилизации сил и, до некоторой степени, героического поведения. У мужчины эта мобилизация наступает перед выполнением закона, а у женщин после него. Овладение партнершей соединяется с большей или меньшей демонстрацией мужественности, в которой героизм составляет одну из основных черт поведения.

У женщины героический период жизни начинается после выполнения полового акта и связан с материнством.

Современная техническая цивилизация в большой мере сгладила усилие и героизм, связанный с законами природы. Добыча пищи не связана с трудностями, а в привилегированной части общества никто не умирает с голоду; овладение женщиной тоже сделалось легким процессом; трудности материнства женщины стараются, по мере возможности, отдалить от себя, а риск родового акта значительно уменьшился. Однако, нельзя исключить, что усталость от современной цивилизации, проявляющаяся различными формами раздражительности, исходит именно из слишком легкого достижения удовлетворения, связанного с двумя основными законами природы, и именно это отсутствие трудности отобрало чувство удовлетворения. Это же чувство растет по мере нарастания трудностей, встречающихся на пути к реализации.

 

// СЛИЯНИЕ

 

Реализация закона сохранения жизни вида успокаивает дремлющую в человеке тоску и желание слияния с природой, перехода границ, отделяющих его от окружающего мира, возвращения на лоно матери (Rank, Fromm), когда слияние с окружающим миром было самым большим. Развитие человека протекает с момента слияния в домашнем кругу генеалогической семьи до такового же слияния в собственной семье. "Оставит человек отца своего и мать, а присоединится к жене своей и будут двое в одном теле". Вся трудность состоит в создании этой целостности; как указано выше, этот процесс длительный, прогрессирующий, а если он отсутствует, то сразу же наступает регресс.

Слияние в самой малой общественной группе, какой является семья, облегчает, по-видимому, удерживание определенного интегрального уровня единицы. Нарушение интеграции легче всего происходит в подростков в том возрасте (в этом периоде жизни чаще всего появляется шизофрения), когда-человек выходит из одной семейной группы или чувствует себя мало связанный с ней, а не создал еще свою собственную семью.

Человек более уверенно чувствует себя в группе, чем в одиночестве; сознание поддержки группы дает чувство безопасности, а существующая в ней структура увеличивает устойчивость структуры ее отдельного представителя.

Если в животном мире появляются семейные группы, то они, как правило, более слиты, чем человеческие. На это обстоятельство влияет факт, что человек в живой природе представляет наиболее сложную организацию, а вместе с тем наименее стабильную. По мере усложнения какой-либо системы уменьшается ее стабильность. Кроме того, естественный отбор в животном мире подвергается меньшим нарушениям, чем в среде человека.

 

// ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

 

Как и большинство проблем, составляющих сущность жизни, так и естественный отбор до сих пор остается непонятным явлением. Кто выбирается, а кто выбирает, на какой основе происходит этот выбор; выбор такой существенный с точки зрения эволюционной теории Дарвина, ввиду того, что избранные представители обладают лучшими биологическими качествами и тогда становится возможным развитие живой природы.

У человека, несмотря на то, что проблема естественного отбора может быть прослежена изнутри, т.е. путем анализа переживаний, однако знание субъективной стороны процесса еще не решает проблемы. И на вопрос, почему именно этот человек, а не иной стал предметом любви - ответить трудно, а ответ всегда неточный, так как отвечающий сам не знает всех своих мотивов принятого решения. Н неизвестные мотивы, чаще всего, самые важные.

С биологической точки зрения естественный отбор относится к главным факторам, связывающим семейную группу. Если нет этой таинственной силы, притягивающей двоих людей, не помогают иные связывающие факторы, вроде моральных порядков, экономических предпосылок и т.д. Сексуальный контакт создает самую большую близость между двумя людьми, а если отсутствует в нем притяжение биологического характера, определяемое естественным отбором, то это обстоятельство приводит к сильному взаимному отталкиванию, и иные притягивающие силы не в состоянии побороть его.

Можно, конечно, отбросить концепцию естественного отбора и принять существование панмиксии, т.е. каждый может с каждой. На основании наблюдений над сексуальным поведением, как животных, особенно находящихся на высших ступенях филогенетического развития, так и людей, такое положение, по-видимому, неправильно. Известно, что в ситуации увеличенного полового влечения селекционная сила естественного отбора слабеет и каждый может быть потенциальным сексуальным партнером, что может создавать впечатление панмиксии, однако это только мнимая панмиксия. Иногда встречаются связи, в которых трудно принять существование естественного отбора, а скорее всего можно думать о случайном выборе, например при отсутствии выбора ("на безрыбье и рак рыба"), о выборе, сделанном в алкогольном опьянении или большом натиске со стороны окружающих людей (как это было раньше, когда родители решали судьбу детей) или же при выборе из-за мести (чтобы отомстить обидчику, выйду за первого встречного) и т.д. Кроме того в спаривании играют роль экономические, общественные, моральные соображения, такие как: он или она добрый человек, располагает хорошим материальным состоянием и может обеспечить семью, занимает большое общественное положение и т.п. Все эти исключения не отстраняют, однако, человека от закона естественного отбора.

Отсутствие естественного отбора в супружестве приводит к постоянному невротическому напряжению. Как было уже указано, когда наступает момент самой большой близости с другим человеком, отсутствие натуральной силы, которая приводит к этому сближению, пробуждает противоположные чувства негативного характера - равнодушия, ненависти, отвращения, пренебрежения и т.д. Все то, что у человека, как и во всем животном мире, должно быть источником самого большого наслаждения, становится причиной недовольства или попросту отвращения.

Человек, безусловно, в силу своей сложной структуры, значительно отличается от простой естественности связей с окружающим миром, но редко встречается, чтобы выбор партнера был у него совершенно искусственным, хотя бы без минимального действия силы естественного отбора. Чаще встречаются ситуации, в которых существующие силы естественного отбора бывают в процессе совместной жизни двух людей подавлены центральными силами, родящимися в постоянном, близком контакте. Типичным примером может служить история двух влюбленных перед бракосочетанием и ненавидящих друг друга после его завершения.

 

// ТРУДНАЯ БЛИЗОСТЬ

 

Человек стремится соединиться с окружением, хочет выйти из круга своего одиночества, однако трудно приспосабливается к этому слиянию. Близкий контакт с другим человеком, неизбежный при сексуальной жизни, если партнер не рассматривается только как предмет для полового удовлетворения, нарушает естественную в человеке потребность общественной границы. Переход границы допустимой близости, границы, которая у каждого человека иная и зависит от конституциональной структуры, общественного положения и истории жизни самого человека, - вызывает состояние беспокойства.

Беспокойство такого типа, чтобы дать иной пример, появляется в психотерапевтических контактах (лечащего и леченного).

Поэтому постоянная близость, которой требует естественный отбор, а тоже и необходимость сплочения семейной группы, связаны с приложением определенного усилия. Оно необходимо для борьбы с центральными силами, стремящимися удержать нормальную, установленную границу. В этом смысле слова, история семейной жизни проходит свою эволюцию. Эта эволюция должна привести к слиянию двух людей с различной историей жизни, различных по своему личностному типу, различных традиций и т.д.

Можно указать на ряд факторов, чаще всего задерживающих процесс интеграции семьи.

 

// "РАЗЛИЧИЕ ХАРАКТЕРОВ"

 

Часто причиной разводов считается "различие характеров". При более близком знакомстве с обоими партнерами оказывается их схожесть, а не различие. Схожесть относится особенно к патологическим чертам характера, искривлению личности, популярно называемому "психопатическим шипом" или "психическим горбом". Близкая связь таких людей приводит к конфликтам, поскольку они постоянно подвержены столкновению своими "горбами" или "шипами". Если оба партнера обладают такими одинаковыми чертами, как импульсивность, эгоцентризм, деспотизм, безалаберность, чувство половой неполноценности, неполная сексуальная идентификация, эмоциональный холод и т.п., тогда значительно труднее быть вместе, чем в случаях, когда одни черты компенсируются иными чертами партнера ("Бог пару сводит"). Правило "les extremes se touchent", по-видимому, обязывает при естественном отборе. Благодаря этому правилу природа противопоставляется появлению крайностей (natura horret extrema); потомство родителей с одинаковым набором крайних черт легче наследует именно эти черты, чем потомство родителей с противоположными чертами характера.

В случае "различия характера", которое в действительности представляет сходство, с точки зрения психопатических черт, необходимо думать о неполном действии естественного отбора. Эволюция каждой семьи встречает большие трудности и требует большого усилия со стороны партнеров, которые вынуждены подавлять свои патологические черты, вызывающие конфликты.

 

// НЕПОНИМАНИЕ

 

Одна из частых жалоб одного или обоих супругов относится к отсутствию взаимопонимания: "он или она меня не понимает". Такое положение вещей свидетельствует об ослаблении взаимной связи между партнерами.

Слова "он (она) меня не понимает" отражают чувство обиды, а партнер выступает в роли судьи, провозглашающего приговор. Евангелический завет: "не суди, да не будешь осужден" редко используется человеком. Он не может воздержаться от суждения близких людей.

Возможно, что такой суд, в котором общественное окружение разделяется на тех "по правой" и тех, что "по левой", т.е. к одним можно, а к другим не следует приближаться, имеет свое значение и даже необходим для основной ориентировки в окружающем мире.

Такой суд, как правило, выдается без достаточной мотивировки. Иногда хватает немилого выражения лица, чтобы сразу же быть отброшенным. А по всей вероятности это только оговорка к уже ранее существующему мнению. Решение причисления кого-то к "левой" или "правой" стороне было более ранним, чем сентенция приговора, в котором объясняется это решение.

Человек на скамье подсудимых тоже чувствует себя непонятым. Атмосфера суда не способствует созданию сплоченности какой-либо группы, а тем более семейной, в которой эта сплоченность должна быть самой большой. Эта атмосфера отбрасывает одного из членов группы полностью или частично. В этом последнем случае осуждается одна из форм поведения.

В словах "он (она) меня не понимает" содержится чувство неисполненных желаний и надежд, что именно в эротической связи можно было найти полноту жизни. Между тем, несмотря на физическую близость, остается психическая изоляция. Чувство непонимания выражается здесь отсутствием связи с другим человеком. Тогда появляется тоска об идеальной матери или идеальном отце, ведь только они могли понять и помочь.

 

// КЛАНОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

В начале супружеской жизни часто появляются клановые конфликты. Они состоят в том, что связь с семейной группой, из которой вышел один из супругов, препятствует образованию новой связи в новой семейной группе. Тень старой семьи отделяет партнеров друг от друга. Каждый из них должен принять на себя две роли. Для родителей он всегда останется ребенком, а для партнера должен быть зрелым и ответственным человеком. Кризис супружества, неоднократно встречающийся в первые годы брака, часто связан с представлением партнера в перспективе его собственной семьи. Особенно неприглядно выглядит мужчина, от которого требуют большей самостоятельности. Наступает внезапная девальвация. Из роли возлюбленного, наделенного дозой романтизма и героизма мужчина переходит в роль "маминого сынка". Конфликты, как правило, обостряются, когда молодые живут вместе с родителями, а особенно с матерью мужа (свекровью).

 

// ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Супружество возлагает определенные обязанности, ограничивает свободу, приносит ежедневные хлопоты. В такой ситуации легко возникают обиды, нередко упреки, в том, что один из супругов сам несет на себе это тяжелое бремя. Создается атмосфера борьбы за свои права, которая не содействует положительной эволюции семейной группы; центробежные силы могут превысить центростремительные.

Способность переносить тяжести семейной жизни связана с определенными чертами личности, образующими понятие "эмоциональной зрелости". Здесь можно говорить о превалировании "даю" над "беру". Маленький ребенок больше берет, чем дает, что исходит из его зависимой ситуации от взрослых. По мере эмоционального созревания возрастает потребность отдавания. Она наблюдается уже у детей в их отношении к куклам и домашним животным.. У людей, определяемых как эмоционально незрелые, "беру" превалирует над "даю". Они считают себя обиженными, когда в их понятии должны больше давать, чем брать, чувствуют себя "необласканными" и "обездоленными".

К одной из существенных черт эмоциональной зрелости относится чувство ответственности. Оно играет значительную роль в стабилизации семейной группы. Чувство ответственности связано с упорядочиванием определенных норм поведения. Независимо от того, хочется или нет, независимо от настроения и актуального эмоционального состояния, остается определенная линия поведения, исходящая из необходимости заботы о другом человеке. Чувство ответственности в определенной мере противоположно спонтанности.

Спонтанное поведение вытекает непосредственно из актуальной эмоциональной ситуации, а ответственное поведение должно, очень часто, ему противостоять. Как указано выше, при переходе нормальной для данного человека общественной границы появляется специфическое "эмоциональное сгущение", в котором чувства легко осциллируют между противоположными знаками ("люблю и ненавижу"). В такой ситуации трудно сохранить стабилизацию эмоционального состояния, необходимую для появления чувства заботы и ответственности за другого человека. Что же касается отношения к ребенку, то забота появляется особенно у матери, чаще всего спонтанно, и нужен большой эгоизм и эмоциональная незрелость, чтобы не знать этого чувства. Забота выражается в эмоциональном отношении к ребенку, над которым наклоняемся, находимся над ним, стараемся защитить его ото всех горестей, страданий, умело направить его в жизнь. Биологическая связь с собственным ребенком, которая в субъективном понимании продолжается гораздо дольше, чем только период беременности и остается, как правило, всю жизнь, независимо от того, что ребенок вырос, а также беспомощность маленького ребенка, требующего постоянной заботы - все это мобилизирует опеку над ним. Чувство ответственности у родителей относится к естественному и спонтанному явлению, особенно у матери, а его отсутствие свидетельствует о явной патологии.

Иначе представляется вопрос отношений обоих партнеров. Чувство ответственности в этом случае нельзя считать спонтанным и естественным, его необходимо сначала выработать. Партнер не беспомощный ребенок, он биологически не связан со своим партнером как мать с ребенком. Можно, конечно, сексуальный акт рассматривать как определенную связь, однако этот акт кратковременен, связан с определенными переживаниями, не носящими черт той стабильности, как в случае материнских чувств. Более того, слишком большая забота со стороны иных о взрослом человеке часто мешает и стесняет его. Взрослый не всегда переносит низко наклоненную над собой голову, хочет быть равноправным партнером и сохранить свою свободу. Чью-то заботу он может принять за деспотическое порабощение.

Таким образом, во взаимоотношениях между партнерами остается внутреннее противоречие между искренностью и спонтанностью эмоциональных отношений и их устойчивостью, исходящее из чувства ответственности. Чувство ответственности требует подавления негативных эмоций, опасных для супружеской жизни, тогда как искренность необходима для поддержания нормальной семейной атмосферы.

 

 

// "СПОКОЙНЫЕ" И "БУРЛИВЫЕ" СУПРУЖЕСКИЕ ПАРЫ

 

Принимая во внимание указанные две черты - ответственности и искренности - можно выделить два крайних типа супружеской четы: стабильной и лабильной или бурливой. В первом случае внешне все протекает тихо, только партнеры часто страдают психосоматическими болезнями или неврозами, суть которых лежит в слишком длительных и слишком сильно подавляемых негативных эмоциях. Во втором случае партнеры расходятся и сходятся, скандалят, готовы убить друг друга, чтобы вскоре любить до конца жизни самозабвенно и искренне.

Трудно сказать о невротичности обеих этих моделей. Подавление негативных эмоций губительно влияет на здоровье, а их проявление тоже не принадлежит к оздоровительному мероприятию. Вопреки тому, что неоднократно советуется, а именно "вылить злость", это не всегда приносит облегчение или же оно только временное. Злость родит злость. Человек, выливший свою злость, после такого поведения стыдится своего поступка, чувствует себя виноватым, боится возможности смешного для себя положения в обществе, т.е. в таком случае проявляются негативные эмоции. Эти эмоции приводят к увеличению, а не ослаблению злости, а кроме того каждый приплыв агрессии мобилизирует дремлющую в человеке охоту разрушения, а это чувство никогда не может насытиться. Если раз человек начнет его исполнять, трудно удержать его, оно нарастает как лавина. В противополжность животному миру, в котором разрушительные тенденции ограничиваются правок сохранения жизни (убивают для успокоения голода или защищая жизнь), у человека эта тенденция носит знак бесконечности. Человек разрушает во имя разрушения, как и создает для самого созидания, а в обоих случаях, как говорит Фромм, может осуществлять свою потребность бессмертия.

 

// ПРОБЛЕМА МАСКИ

 

Усилие, связанное с сохранением супружества, в большой степени зависит от согласованности спонтанных реакций с чувством ответственности. Это - проблема маски. В общественной жизни ношение маски необходимо. В семейном кругу, таком близком и малом, как и во всех эротических связях, маску необходимо снять, ведь человек ищет в этой связи полного понимания и слияния с окружающим миром. Маску человек надевает с самых молодых лет и только потому, чтобы отделиться, чтобы не дать возможности иным понять мир его переживаний, чтобы никто не узнал, что он чувствует и думает. Этого требуют нормы общественной жизни, которым каждый должен подчиниться.

Ношение маски, однако, утомительно и человек в эротической связи хотел бы быть самим собой, хотел бы быть принятым таким, каким он есть в действительности, сбросить с себя этот слой, изолирующий его от людей окружающей среды. Если в фазе овладения партнером нарастают тенденции игры, в которой человек стремится показаться в лучшем свете, привлечь к себе внимание партнера, наблюдающего со стороны, а такой же процесс происходит и в животном мире, то когда приходит решающий момент спаривания, эти тенденции перестают быть актуальными, цель достигнута и тогда превалируют противоположные наставления - сбросить маску, показаться нагим. Отсюда и истекают такие частые разочарования; партнер был иным перед бракосочетанием. Поэтому и существовал когда-то обычай поения жениха допьяна перед браком, а "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке" и можно было рассмотреть его настоящее лицо ("in vino Veritas").

Родной дом всегда служит местом разрядки всех обид, накопленных в течение всего дня, как бы очищения от всего накипевшего, чего нельзя сделать в ином месте. Так часто бывает у детей и у взрослых.

Домашняя атмосфера в большой степени зависит от возможности свободы дома, возможности быть в нем таким, каким хочется быть, чтобы не прикрашивать, ни приписывать ничего. В противоположном случае атмосфера становится искусственной и неискренней. С другой стороны известно, что одно слово, жест, взгляд могут ранить кого-то в такой близкой связи, какая существует в супружестве, а раны эти заживают медленно.

Частое в супружестве разочарование партнером и исходящее отсюда стремление поиска нового объекта любви приводят к оставлению дальнейших усилий, которые так необходимы в согласовании спонтанных реакций с чувством ответственности. Эти чувства изменчивы и колеблются между двумя полюсами; не подкрепляемые - гаснут.

 

 

// УЗНАТЬ ДО КОНЦА!

 

Чтобы удержать превалирование позитивных чувств и определенную стабильность эмоциональной связи, необходимо проведение определенных исследований; предмет эмоций не может быть узнан без остатка. Аналогично предмет эстетических переживаний должен быть источником все новых и новых впечатлений. Картина, скульптура, любимая книга притягивают к себе, к ним часто возвращаемся, в них открываем новое, неведанное. Тем более человек неузнаваем в том смысле, что он постоянно становится источником новых, временами неожидаемых открытий.

В психиатрии защищаемся перед неузнаваемостью человека приклеиванием ему различных этикеток, как и в ежедневных ситуациях защищаемся установленным, схематическим образом перед исследованием чего-то нового, неизвестного. Эта картина, будучи творением нашего воображения, неподвижна и тверда и в результате не отвечает действительности, которая течет и изменяется. Чар тайны - такой притягивающий и возбуждающий в начальной фазе эротической близости, заменяется готовой формулой "он (она) такой (такая) уж!"; формула - объясняющая до конца другого человека, а которая в действительности скорее отражает собственные эмоциональные настроения говорящего.

Тайна притягивает человека, но на длительное время становится невыносимой или пробуждает страх; человек должен двигаться в ясном пространстве, идти проторенными тропами, иначе чувствует себя беспомощным, потерянным, а поэтому все то, что им неузнано, наполняет готовыми формулами собственной фантазии. Это не что иное, как бредовое настроение, существующее в каждом человеке и защищающее его перед страхом открытия тайны.

Постоянно пребывая среди людей, человек должен оперировать готовыми формулами, определяющими даже тех, кого совершенно не знает, так как все это облегчает ему свободу действий в окружающем мире. Однако в таком близком контакте, как в семье, а особенно в эротической близости, готовые схемы не выдерживают давления чувств, появляющихся в таком большом взаимном сближении. Появляется калейдоскоп схем; раз человек видит другого в маске "ангела" а раз - "дьявола", а убегая от этих эмоциональных "качелей", отдаляется от партнера, благодаря чему надетая маска может удержаться. Но такое положение вещей вызывает чувство скуки, потребность разрыва связи с уже не интересующим его человеком.

 

// "РАВНОДУШИЕ" В СУПРУЖЕСТВЕ

 

Любовь представляет антитезу скуки, а скука появляется в тех случаях, когда мы стараемся убежать из какого-то общества, но не можем. Скука мучает; хотим бежать и все силы направлены на исполнение этого желания, однако их не хватает и все остается на прежнем месте. Никогда человек не скучает с любимым | человеком, ведь любовь притягивает, а скука отталкивает. Чувство скуки относится к чувствительным индикаторам эмоционального отношения к окружающим.

Супружеский кризис, наступающий чаще всего после первых лет совместной жизни, а иногда и после нескольких месяцев, определяемый часто как "равнодушие", представляет ситуацию, в которой скука вышла на первый план во взаимоотношениях. Эмоциональное состояние отражается и на сексуальной жизни, особенно у женщины, поскольку мужчина обладает большим schisis между эмоциями и сексом; в крайних случаях, мужчина не может поддерживать половые сношения с женщиной которую любит (фрейдовский комплекс Мадонны и проститутки). Скука оплетает и сексуальные связи.

Никакие пробы сделать сексуальную жизнь более привлекательной не сдают экземена, так как они носят технический характер, сознательного манипулирования, а в сексуальной жизни самым важным моментом является спонтанность. Появляется невротический заколдованный круг. Нарушения половой жизни (чаще в форме аноргазма у женщин и снижения потенции у мужчин) отрицательно влияют на эмоциональные связи, а негативные чувства, в свою очередь, отражаются на сексуальной жизни.

В психотерапии неврозов у супружеских пар важным моментом оценки, кроме оценки проявления негативных эмоций у партнеров, является исследование обращающихся за помощью и с психиатрической точки(зрения, т.е. проведение оценки проблем и конфликтов, жизненных трудностей и т.п. Понимание другого человека уменьшает напряжение осуждающей оценки, как говорится "tout comprendre c'est tout pardonner". А позиция судьи закрепляет негативные чувства по отношению к другому человеку.

В супружестве страшны не мимолетные угрозы, которые неизбежны при тесном контакте и осциллирующие от полового сближения до охоты убийства, а медленно нарастающие определенные негативные чувства - ненависть, пренебрежение, отвращение, страх и т.п. Тогда уже не видно человека и его действительной личности, а только созданную и закрепленную картину, сотканную из осуждающей, деформированной оценки.

 

// БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

 

Спорным вопросом считается оценка численности группы и неизвестно, можно ли считать группой двое людей или же трое (по правилу "tres faciunt collegium"), тем не менее, во взаимосвязи двух людей появляется проблема власти, что, как известно, в такой опытной организации, как армия, решено простым способом - один из солдат должен быть командиром.

В супружестве проблема появляется довольно остро, а свое выражение находит в популярных анекдотах о муже под башмаком. В такой роли чаще выступает мужчина. По-видимому, анекдот попадает в довольно существенный пункт патологии брака. Эмоционально неуспокоенная женщина находит себя в проявлении своей власти. Потребность любви у женщины значительно более сильная, чем у мужчины, что связано с ее биологической ролью матери. Поэтому лишенная любви женщина легче попадает в состояние инфантильного деспотизма и, как бы не имея возможности в полной мере стать женщиной, становится опять маленьким ребенком. Чтобы женщина была счастлива и не пошла вспять в своем развитии - она должна любить. Для стабильности супружества лучше, чтобы женщина была более эмоционально настроена, чем мужчина.

Жизнь вдвоем требует установления определенных форм поведения, совместных интересов, связывающих целей, уступчивости, пересмотра своих обычаев и привычек, вынесенных из дому (отсюда так наз. клановые конфликты). Этот процесс не обходится без конфликтов и взаимное "приспособление" иногда продолжается годами. Как правило, одна сторона выигрывает, а вторая уступает. Чаще женщина выигрывает битву; свитие гнезда принадлежит ей по биологическому закону, а если она не проявляет такого интереса, тогда ее поведение свидетельствует о ее неженственности и нарушениях половой идентификации в мужском направлении. Если же это доминирование приобретает слишком яркие формы и становится целью для цели (женщина типа "бой-баба"), тогда можно подозревать, что ее чувства к партнеру слабые или же попросту негативные.

 

// ВЛИЯНИЕ ЭРОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

 

В размышлениях о развитии личности большое внимание посвящается влияниям генеалогической семьи, а редко упоминается о влиянии собственной семьи обследованного. Это понятно, если принять во внимание определенную границу развития человека, которую он позднее уже не переступает. Такое положение, однако, грешит в своей основе, так как человек развивается с момента зачатия до самой смерти.

Ежедневные наблюдения указывают на изменение человека в эротической связи с другим человеком. Он расцветает под влиянием любви, а гаснет и вянет при ее отсутствии. В эротическом контакте дополняется собственная оценка; на себя человек смотрит глазами партнера, что может действовать мобилизирующим образом, а благодаря такому взгляду человек верит в себя. Когда же эта связь приносит страдания, действует демобилизирующим образом, тогда человек теряет силы и ни во что не верит.

К одному из важных моментов в поисках внесупружеских связей относится потребность лучшей оценки, которой нельзя было найти у супруга. Мужчина нередко ищет подтверждения своего автопортрета в пьяной компании, этой специфической societas alcoholica, в которой можно заблестеть особенным, интоксикационным интеллектом и отдохнуть в теплой атмосфере рюмочных друзей, не лишенной легкого гомосексуального оттенка дружбы ранних лет.

Женщины, брошенные своими мужьями, ищут рекомпенсации и восстановления разбитого чувства собственной ценности в преувеличенной опеке над детьми или в слишком большом эмоциональном отношении к исполнению служебных обязанностей (отсюда чаще всего берется тип преувеличенно заботливых матерей, определяемых как overprotective, и работниц, которые на работе устраивают свой дом, работают не покладая рук, без особенной к этому нужды и страдают при невозможности разрядки своих эмоций и достижения власти).

 

// ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

 

Совместная жизнь требует взаимных уступок, а взаимопонимание может привести к проявлению согласных или противоположных черт. Для супружеской гармонии лучшей является согласность более поверхностных, чем более глубоких черт личности. Партнеры в течение определенного времени приспосабливаются к своим формам общественного поведения, к кругу знакомых, к своим эстетическим, религиозным, политическим воззрениям, к способу денежных операций и воспитания детей. С другой стороны, такие черты, как доминирование и субмиссия, экстравертивность и интравертивность, необходимость отдавания чувства и получения его, эгоизм и альтруизм и т.п., а, следовательно, черты, относящиеся к структуре личности, развиваются в противоположном направлении.

Если двое людей, обладающих какой-то парой противоположных черт, выраженных в различной степени, соединятся вместе, то в результате совместной жизни у одного из них усилится та черта, которая у партнера присутствует в легкой степени ее проявления. Если, например, такой парой черт может быть доминация и субмиссия, то партнер с меньшими тенденциями к доминации становится более субмиссийным, чем он был перед браком, в результате постоянного контакта с партнером с сильными доминантными чертами личности. Этот же человек может проявить более сильные доминантные черты при встрече с более слабым партнером.

Таким образом, личность партнеров стремится к взаимному дополнению. Аналогичная ситуация встречается иногда у однояйцевых близнецов. Как уже было упомянуто, их определенные черты, несмотря на идентичность генетического плана, развиваются в противоположном направлении, например, один смелый, второй - робкий, один руководит, второй - слушает, один дает, второй - берет и т.д. и тогда между ними создается общность с исключением появления в ней однозначных черт. Генетический план, по-видимому, позволяет на развитие одного из двух противоположных направлений. Их развитие состояло бы, таким образом, в определенной поляризации, тогда как в плане оба направления представлены in potentia.

С точки зрения функционирования группы согласованность второстепенных черт, а противоположность главных, по-видимому, целесообразны. Второстепенные черты относятся к формам поведения и совместных планов партнеров. Их согласие облегчает функционирование супружеской пары, как группы. Глубокие черты, обуславливают взаимный уклад эмоциональных отношений между партнерами, их разногласие увеличивает эмоциональную компактность группы. Легче жить властелину с послушником, чем двум властелинам, жаждущему чувств с тем, кто их может дать, чем двум одинаково их ищущим и т.д.

Невротические конфликты появляются в тех случаях, когда между партнерами существует несогласованность второстепенных черт или согласованность глубоких. Второй тип конфликтов более опасен, а впрочем, нередко они встречаются вместе.

 

// КОНФЛИКТЫ

 

Супружеские конфликты отражаются и на иных сторонах жизни. Плохое настроение из дома переносится на работу и в круг знакомых. Современный человек, правда, в течение дня играет несколько общественных ролей, однако он не в состоянии быстро изменить свое удрученное настроение. Может быть лучше или хуже сумеет замаскироваться. Конечно, бывает и наоборот, когда служебные конфликты отражаются на домашней атмосфере. Конфликты в семейной группе вызывают, как правило, частые и сильные эмоциональные пертурбации, что исходит из самой сущности этой группы, в которой близость двух людей самая большая, не встречающаяся в иных межчеловеческих связях.

Именно ввиду такой близости конфликты между сексуальными партнерами неизбежны. Патология совместной жизни зависит не от них, а от степени закрепления негативных эмоциональных настроений. Факт, что при сильных чувствах любовь и ненависть проявляются наиболее ярко, не относится к невротическому признаку, это попросту нормальная динамика эмоций; но когда ненависть, отвращение, пренебрежение или иные негативные чувства закрепляются, тогда они бывают источником постоянного беспокойства и внутреннего напряжения. Иной взгляд на партнера, какой иногда удается получить при психотерапии неврозов у супругов, может поколебать это закрепленное эмоциональное настроение.

В последние годы большое внимание уделяется супружеским неврозам и психопатологи семьи. Во многих случаях неврозов, а тоже и при алкоголизме, при психосоматических болезнях, реже при психозах центральный пункт конфликта составляет проблема половой жизни с партнером. Часто оказывается, что лечения требует другой партнер, а не тот, что сам пришел к врачу. Аналогично в детской психиатрии не всегда ребенок, проявляющий невротические нарушения или трудности поведения, требует опеки и психиатрического лечения, а его родители. К психиатру чаще попадает наиболее слабый член семейной группы, а не тот, который наиболее сильно невротическим образом действует на остальных.

 

РАБОТА

// ДВЕ МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

 

Эмоциональное отношение к труду можно рассматривать с двух точек зрения. Одна из них содержится в Библии, где труд рассматривается, как наказание за грех: "В поте чела твоего будешь добывать хлеб твой" (Библия, раздел "Генезис", 3, 19). Вторую описывают этнографы: на Полинезийских островах во время работы пели песни, описывающие сотворение мира, работа была включением в акт Создателя.

Этот двойной аспект труда - работы, как средства достижения определенных жизненных заданий: добыча пищи, организация отдыха, общественного положения и т.д. и сам труд для проявления творческих способностей, находящихся в людях, - характерен для каждого труда, только пропорция обоих аспектов может быть различной.

Дворник, подметающий улицу, тоже чувствует себя творческим работником, так как переформировывает часть своего окружения по собственному плану, а следовательно, изменяет его "по своему собственному образцу", что существенно, по-видимому, для каждого творчества, независимо от того, какой материал служит для переформирования - подметаемая улица, мрамор в руках скульптора, полотно художника или чистый лист бумаги, который нужно заполнить словами, или иные люди, которых необходимо воспитывать, лечить и т.д. Известный творческий работник тоже не оставляет мысли о деньгах, славе, о еще большем общественном значении своего труда, успехе у женщин и т.п.

// ТРУД КАК АКТ СОЗИДАНИЯ

 

Каждый из обоих аспектов труда - средство для жизни, творческий акт - обладает своими невротическими возможностями. Творческий акт встречается с постоянным сопротивлением той части окружения, которая должна быть подвергнута творческому переформированию. Сопротивление относится к специфическим чертам окружающего мира; без этой существенной черты мир перестал бы быть реальным миром, а сделался бы миром собственных мыслей, стремлений, призраков. Этот момент сопротивления выраженным образом появляется в польском слове "пшедмёт" - предмет (метать перед кем-то), как и в слове латинского происхождения "объект" ("ob - перед, против и,Дасеге" метать, бросать). Сопротивление, тлеющее в действительности, значительно нарастает, когда наступает акт ее активного изменения.

Это сопротивление вызывает амбивалентные чувства по отношению к изменяемому предмету. При преодолении его появляется чувство победы над самим собой, над собственной инерцией, удобством, ленью и т.п. и над предметом, который благодаря усилию все более и более приближается к творческому плану, а тем самым становится частичкой творца. Окружающий мир от предмета приближается к субъекту, становится податливым, доступным воле создателя.

Кроме чувства победы над собой и частью окружающего мира присоединяется чувство удовлетворения, вызванное введением собственного порядка в то, что казалось хаосом, бесформенной массой.

Порядок, согласный с собственным порядком, всегда вызывает чувство удовлетворения. А все то, что не согласуется с порядком, порождает негативные чувства беспокойства, страха, агрессии и редко признается порядок в предмете, предназначенном для переработки, рассматриваемом, как бесформеннная, твердая масса. Мраморный блок, предназначенный для скульптуры, обладает находящимся внутри него собственным порядком, своеобразной красотой. Собственный порядок принимается с положительным знаком, а чужой - чаще с отрицательным.

В тенденции к установлению собственного порядка в окружении можно бы найти характерные черты для живой природы, определяемой как негативная энтропия. Каждый живой организм обладает своим собственным определенным порядком (негативная энтропия) и в постоянном энергетическом и информационном обмене со средой переформировывает его в свой собственный порядок. В этом смысле для каждого живого организма порядок окружающего мира хуже, чем его собственный, поскольку он должен быть разрушен и заменен собственным порядком. В этом понимании жизнь тоже представляет собой постоянную борьбу за установление собственного порядка.

 

// ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА

 

В растительном и животном мире специфический порядок для определенного организма не выходит за биологические рамки, т.е. сам факт жизни и соблюдения двух его основных законов - сохранения собственной жизни и жизни вида. В человеческом обществе порядок становится самоцелью. Человек не умещается в законах сохранения собственной жизни и жизни вида. Он хочет свой порядок перенести в окружение, оставить свой след, не умереть полностью ("Нет, весь я не умру!").

Это стремление к бессмертию может исходить из того, что в противоположность растительному и животному миру, у человека информационный метаболизм подвергается гипертрофии, перестает полностью подчиняться энергетическому метаболизму, получает свою самостоятельность, так что сигнал в форме слова, идеи освобождается якобы из неволи законов жизни, получая, таким образом, специфическое бессмертие. Эти сигналы создают человеческую культуру. От людей, которые создали ее, не осталось и следа, но они живут. Человеческая негативная энтропия умещается, прежде всего, в информационном, а не в энергетическом обмене с внешней средой, как это имеет место в животном и растительном мире.

Каждое усилие, вложенное в работу, составляет вклад в этот общечеловеческий и специфически бессмертный сбор информации, создающий культуру. В противоположность растительному и животному миру человек подчиняется не только биологическому, но и культурному наследованию. Подчиняясь закону сохранения жизни вида, каждый живой организм в определенной степени избавляется от смерти, поскольку жизнь переносится в следующее поколение - генетический план по-своему бессмертен. Подчиняясь культурному наследованию и внося в него свою лепту, человек как бы двойным путем обеспечивает себе бессмертие - своей генетической субстанцией и бессмертием создаваемой культуры. Между биологическим (генетическим) и творческим бессмертием, однако, существует принципиальная разница; первое из них бессознательно, ему мы подчинены, им нельзя управлять, а второе требует вполне сознательного усилия.

И поэтому, хотя человек и неоднократно жалуется на тяжесть труда, без него не может обойтись. Именно в труде он реализует свои трансценденетальные тенденции. Не умея создавать, начинает разрушать.

 

// ЧУВСТВО БЕССМЫСЛЕННОСТИ ТРУДА

 

Разрушительные тенденции обнаруживаются в труде в тех случаях, когда он не дает ожидаемых результатов и когда сопротивление перерабатываемого материала слишком велико. Однако редко бывает, когда работа проводится по собственному плану, чаще он бывает представлен иными. Нужно выполнить заданную работу, а не то, что хочется делать самому. Независимо от того, кто бывает "господином плана" - собственник рабов или деньги, система продукции, если выполняющий не примет этот план, как собственный, то он всегда пробуждает в нем агрессию.

Работа, исполняемая вопреки своему желанию, с чувством ее бессмысленности, всегда скучна и тяжела, поскольку вместе с физическим усилием, требуемым при исполнении каждой обязанности, присоединяется мобилизация организма, связанная с агрессивным настроением. Любимый труд не мучает, а если и приходит "здоровая" усталость, то отдых после нее приятен, ибо к нему присоединяется еще и удовлетворение от проделанной работы. С другой стороны, когда усталость вызвана мобилизацией вегетативной и эндокринной систем, связанной с негативным эмоциональным настроением - отдых фиктивен, хотя работа окончена, мобилизация организма к борьбе и бегству продолжается, даже увеличивается, а во время такого отдыха далее "пережевываются" негативные чувства.

Тогда человек не может отдохнуть, чувствует постоянное напряжение, усталость, живет в постоянной спешке, а его актуальное время жизни неприятно для него, он хочет освободиться от этого бремени и ждет лучших времен, не живет, а только собирается жить.

Иногда, выходя с работы с чувством огромной усталости, подводится своеобразный итог минувшего дня: что было сделано? Оказывается, что сделано совсем немного; что рабочее время растрачено на неприятные разговоры, скучные заседания и различные формы "ничего неделания". Рабочий день, наполненный действительным радостным трудом, дает чувство глубокого удовлетворения, а усталость не мучает.

Усталость, появившаяся в результате зря истраченного времени, состоит в нарушении глубоко запрятанного в человеке чувства порядка, которое ^сопротивляется бесцельной активности, хаотичности, пробуждает негативные эмоции и связанную с ними мобилизацию вегетативно-эндокринной системы. Такая активность противопоставлена основной тенденции жизни, а именно негативной энтропии, а нарушение основных жизненных законов, как правило, вызывает резкую отрицательную реакцию организма.

Чувство смысла, цели, эффективности усилия, вложенного в работу, необходимо для положительного отношения к труду. Активность организма, выражающаяся в труде, принадлежит к активности высшего разряда, так как именно в ней собственный порядок предлагается окружающему миру. Поэтому чувство смысла и цели труда принадлежит к ее существенным элементам. Если все то, что человек делает, бессмысленно, то и сам человек теряет смысл.

Чувство бессмысленности труда может появиться еще перед его началом, когда например заданная работа не отвечает внутренним интересам. В таких случаях остается только возможность получения вознаграждения за проделанную работу. Это модель "библийной" работы и действительно производится она в поте лица, пробуждая внутреннее сопротивление. Негативное эмоциональное настроение к труду и людям, требующим его исполнения, дополняет появляющуюся усталость в результате мобилизации организма к борьбе и бегству.

Иным примером бессмысленного труда может быть ненужная работа только для занятия свободного времени или попросту со скуки, или же при нервном напряжении; всякая активность тогда приносит облегчение, разряжает внутреннее мобилизационное состояние.

В игре тоже производятся различные действия, однако отсутствие их результатов известно заранее, а в процессе их проведения остается чувство цели и смысла. Сопротивление окружения в этих случаях значительно меньше, чем при "серьезных" занятиях и поэтому гораздо легче выполнить свой план. Легче построить замок из морского песка на пляже, чем настоящий. Легкость реализации собственного плана и преодоления сопротивления окружения в игре увеличивает веру в себя. Игра подготавливает ребенка к действительному труду, а у взрослого становится одной из популярных в настоящее время форм отдыха.

Аттракционность hobby прежде всего заключается в том, что оно делает человека хозяином своего положения. Он занимается тем, что любит, а это не только не мучает его, а приносит отдых, удовлетворение, в противоположность вопреки себе проводимой работе. Несмотря на то, что затраченное усилие посвящено только какому-то частному делу, не имеющему существенного значения, даже признанному иными бессмысленным, однако достижение определенной цели захватывающее, интересное. Например, коллекционер спичечных коробок отдает себе отчет в бессмысленности своего коллекционирования, но пополнение своей коллекции редкой коробочкой приводит его к неописуемой, иногда, радости.

В процессе работы и после ее окончания часто возникают сомнения о ее необходимости. Она чаще бывает худшей в реализации, чем в первоначальных планах различные препятствия, преодолеваемые во время исполнения работы, могут быть очень большими, а окружающие оценивают проделанный труд негативно. Все это отрицательно влияет на оценку смысла усилия, затраченного на эту работу. Появляются негативные эмоции к выполненной работе, неоднократно хочется ее уничтожить или бросить. Поэтому работа, которая дается легко, не утомляет, а трудная работа, которая "не выходит", вызывает мучительное чувство утомления. Человек, стремящийся к определенной цели, должен побороть в себе негативные эмоции по отношению к проводимой им работе, иначе все время будет прерывать ее и в конце концов не выполнит. Эта борьба с самим собой может быть самым большим усилием воли, которое работа ставит перед человеком, а одновременно может служить школой для его характера.

 

// КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПЛАНОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Невротические моменты творческого труда находятся в конфликте менаду планом и действительностью. Собственный план может быть сразу же отброшен, когда действительность требует реализации совсем других заданий и тогда или нужно принять чужой план и со временем рассматривать его как собственный, или же постоянно противиться этому плану и работать вопреки своему желанию, по необходимости. Собственный план переформирования действительности может оказаться нереальным, тогда необходимо его изменить и приспособиться к реальным условиям окружения и собственным возможностям. Это конфликт, исходящий из самого сопротивления действительности. Этот конфликт требует способности уступать и приспосабливаться к действительности; это борьба с опорным предметом, в которой выигрыш и проигрыш чередуются между собой. Подводя итог проведенной работы, можно чувствовать себя или победителем или побежденным. Итог, как правило, никогда не бывает полностью объективным. Все зависит от настроения, в котором рассматривается проделанная работа.

 

// УСИЛИЕ И НАГРАДА

 

Если работа рассматривается как средство материального обеспечения или преследует иную цель (должность, лучшее общественное положение и т.д.), тогда доминирует конфликтный вопрос - как моя работа будет оценена и что за нее можно будет получить. В этом аспекте оценки работы центр тяжести переносится на конечный момент - на оценку "плодов" труда. В творческом же аспекте этот центр тяжести находится в начальной стадии работы и во время ее исполнения.

Оба аспекта взаимосвязаны; усилие преобразования среды без перспективы награды и награда без предшествующего усилия потеряли бы свой смысл. Секвенции усилия и награды относятся к одному из основных укладов живой природы. Обобщая этот вопрос, можно бы сказать, что сохранение собственной жизни и жизни вида требует постоянного усилия и сама жизнь является здесь наградой.

Все формы обучения опираются на системе наград и наказаний. Безусловные раздражители делятся на положительные (награда) и отрицательные (наказание).

 

 

// ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖЕНИЯ

 

В обоих аспектах труда по-разному представляется образ окружения. В творческом аспекте окружение рассматривается как материал, необходимый для его переработки в процессе нашей деятельности. Этот материал оказывает сопротивление и становится главным источником конфликтов. В аспекте потребителя окружение рассматривается с точки зрения судьи, оценивающего и награждающего наш труд. Источником конфликта в этом случае будет чувство обиды, связанное с этой оценкой, а значительно реже чувство вины, что наша работа не принесла исполнения возлагаемых на нас надежд.

Оба аспекта вызывают иное отношение к окружающей среде. В творческом аспекте происходит борьба с окружением, в которой происходит изменение собственного плана, когда окружение не принимает изначальных положений, или же окружение бывает побежденным и можно выполнить свой представленный план. Контакт с окружением в этих случаях близкий, поскольку окружение во время реализации плана подчиняется его замыслам, а с другой стороны сам создающий свой труд подчиняется влиянию окружения - создает и сам создается.

После исполнения труда это взаимодействие прерывается, выполненная работа уже не принадлежит только автору, становится как бы чужой, а после некоторого времени можно посмотреть на нее критическим взором. Работа относится к одному из способов слияния с окружающим миром, однако иному, чем сексуальное или метаболитическое слияние.

Слияние с окружающим миром и переформирование его или же влияние окружающего мира на организм и его преобразовывание относятся к одним из существенных черт живой природы. В метаболитическом слиянии поглощаются субстанции окружающего мира - воздух, вода, пища, которые преобразуются в специфическую структуру организма. В сексуальном слиянии временная связь с партнером приводит к появлению нового организма, хотя и с новой структурой, но составляющей исходные элементы обеих материнских структур. Это преобразование окружения "по своему собственному образцу" происходит спонтанно, т.е. без сознательного усилия живого организма; усилие концентрируется на приведении к такому сближению с окружением, чтобы мог начаться этот процесс преобразования (добыча пиши, сексуального партнера).

При исполнении работы усилие концентрируется на самом процессе преобразования; план, по которому окружение должно быть изменено, осмысливается и поэтому может быть непостоянным и неопределенным, изменяемым, тогда как при энергетическом метаболизме и сексуальной репродукции этот план исполняется точно. Сознание соединяется с изменчивыми, непостоянными и неопределенными жизненными процессами.

Развитие сигнальной системы у человека приводит к тому, что центр тяжести контакта с окружением переносится на труд. Именно в труде эта система находит свое самое большое отражение. Энергетическим метаболизмом и процессом репродукции управляет значительно более простая сигнальная система.

Человеку не хватает метаболитического и сексуального слияния с окружением. Невротическое беспокойство сопутствует ситуации, в которой человек лишен возможности активного преобразования своего окружения, а его бездеятельность попросту вынужденная. Негативная энтропия должна быть у человека соединена с сознательным усилием и может проявляться в труде; ее нельзя ограничить более примитивными формами установления своего порядка в окружении, которые происходят вне его сознания.

 

// НЕВРОЗЫ "EX VACUO"

 

Типичным примером последствий отсутствия сознательной негативной энтропии могут служить неврозы "ех vacuo", к которым относятся неврозы как бы без невротических факторов. Чаще всего людям, страдающим этим типом неврозов, хорошо приходится в жизни, они не переживают жизненных трудностей, определенных проблем и конфликтов, идут по жизни как по асфальтовой дорожке.

Однако, как и марш по асфальтовому шоссе более мучителен, чем по горной тропе, так и они чувствуют себя усталыми и изнуренными. Шоссе утомляет своей монотонней, с ним человек не связан близким контактом, как с горной тропой, на которой каждый неосторожный шаг может грозить опасностью, а вместе с тем приносит новые впечатления и требует нового усилия.

Творческий и сознательный акт жизни состоит, главным образом, в этом постоянном преодолении новых трудностей. Люди, лишенные этой возможности преодолевания усилия - определенного выше как негативная энтропия основных биологических процессов, которая происходит без участия сознательного усилия, --окружены пустотой; слияние с окружающей средой поверхностно, ведь они проходят по жизни гладко, ничего не преобразовывая. Неврозы этого типа исчезают в ситуациях, требующих усилия, когда люди находят интересующее их занятие, ясную цель своей активности, когда их собственная жизнь и жизнь близких им людей находится в опасности или же ухудшаются их материальные условия.

 

// "ДИРЕКТОРСКИЙ" НЕВРОЗ

 

Противоположным примером может служить "директорский" невроз. Его причиной чаще всего бывает слишком поспешное преобразование окружающей обстановки с директорской позиции. Не всегда окружающая среда бывает мягкой и уступчивой и когда все усилия приводят к плачевному концу, а и сам преобразующий среду в своем порыве не оценит правильно обстановку и не приспособится к действительным условиям - все это приводит "к состоянию собственной неполноценности, которая еще более увеличивается ввиду агрессии со стороны подчиненных. Борьба с сопротивлением окружения приводит к большой мобилизации вегетативной и эндокринной систем. Особенно перегружена бывает в этих случаях сердечно-сосудистая система, ввиду ее регуляции приплыва энергии в ткани организма и ответа на каждый сигнал вегетативной и эндокринной систем. Инфаркты миокарда бывают частым ответом этой неумелой борьбы с сопротивлением окружения.

При неврозах типа "ex vacuo" часто встречается ипохондрическое настроение. Пустота окружающего мира наполняется картиной собственного тела, которая в нормальном состоянии не воспринимается сознанием.

 

// ТВОРЧЕСКИЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТЫ ТРУДА (СОСТОЯНИЕ БОРЬБЫ И ОЖИДАНИЯ)

 

Если в "творческом" аспекте труда отношение к окружающему миру носит характер борьбы (борьбы в положительном смысле слова, в которой атака не разрушает предмета, а преобразовывает его по своему собственному плану, а атакующий поддается его преобразующим влияниям), то в "потребительском" аспекте отношение к окружающей обстановке носит характер ожидания. Ожидают награды или наказания за усилие, вложенное в труд, а окружающие разделяются в этом случае на две группы - судей и соперников. Первые оценивают проделанную работу, вторые мешают в получении лучшей оценки. Ситуация немного напоминает эмоциональные отношения в семейной группе - родители выступают в роли судей, а сестры и братья в роли соперников. С другой стороны, в "творческом" аспекте, особенно в его патологической форме, какой бывает "директорский" невроз, можно провести аналогию с деспотизмом раннего периода детства.

Невротические эмоциональные состояния, появляющиеся в этом "потребительском" подходе к труду, - это чувство обиды или вины по отношению к судьям и зависти к соперникам. Это менее динамические чувства, чем чувства, сопутствующие борьбе с сопротивлением окружения, но более постоянные и деструктивные. По-видимому, мобилизация вегетативной и эндокринной систем в этих случаях протекает иначе. В борьбе с сопротивлением окружения мобилизация направлена на использование энергии (превалирование катаболитических процессов), а отсюда и большая перегрузка системы кровообращения. При ожидании наград основная мобилизация организма направлена на прием энергии из внешней среды (превалирование анаболитических процессов), а тогда наступает, между прочим, перегрузка пищеварительной системы; типичной психосоматической болезнью являются пептические язвы, различные дисфункции желчного пузыря и др.

Мобилизация к борьбе в этих случаях вторичная, а появляется после отсутствия анаболитической мобилизации, т.е. ожидания награды и тогда агрессия обращается против судей и соперников или же против самого себя (чувство вины).

 

// ОЦЕНКА ТРУДА

 

Оценка результатов проделанной работы соединяется с оценкой самого человека по принципу "по плодам их узнаем". Хороший плод - хорошее дерево, плохой плод - плохое дерево. Успехи и неудачи на работе играют роль в формировании автопортрета. От них в большой степени зависит и самооценка. В творческом аспекте труда окружающие оценивают план активности, а здесь оценка этой активности в определенной степени зависит от оценки самого работающего.

Поэтому потребительский аспект труда представляет всегда определенную опасность для собственной оценки, а отсюда и исходит постоянство невротических переживаний (чувство обиды, вины, зависти), ввиду борьбы за самого себя, за свой образ.

В этих случаях превалирует эгоцентрическая позиция; в творческом аспекте труда идет борьба за преобразование мира, а в потребительском аспекте - за собственные выгоды и собственную оценку. Здесь нет слияния с окружением, которое вызывает борьбу с его противодействием. Окружение здесь играет роль общественного зеркала, в котором отражается собственная фигура.

 

// ВЛИЯНИЕ ОБОИХ АСПЕКТОВ ТРУДА НА ЛИЧНОСТЬ

 

В потребительском аспекте труда окружение составляют только люди (судьи и соперники), а в творческом аспекте могут быть не только люди, но и мертвые предметы, живая природа и, наконец, сам работающий, т.е. все, что можно преобразовать в результате своего труда. Область интеракции с окружением более широка и возможности взаимодействия тоже большие. Это действие обустроено по принципу: преобразую окружение, а оно преобразует меня. Известен факт, что материал, подвергающийся "обработке" в определенной степени "обрабатывает" самого человека; отсюда определенные профессиональные черты личности. Можно выделить некоторые специальные профессии, например земледельца, шахтера, моряка, летчика, учителя, врача, служащего и т.д.

В потребительском аспекте труда нет этого непосредственного действия преобразованного объекта на преобразующий субъект; взаимодействие происходит на основе оценки и примеров общественного окружения, а следовательно, косвенным образом. Работающий старается приспособиться к общественным требованиям, на работе исполнять наложенные на него обязанности. Если в творческом аспекте труда план действия подвижен, так как постоянно изменяется и модифицируется под влиянием преобразуемого предмета, то в потребительском аспекте план менее гибок, так как определяется требованиями общественного окружения. Здесь важна не работа, а ее результат, оцениваемый общественной средой. Неважно как, где и когда кто-то мучился на работе, а как она выполнена. Для каждой работы существует как бы идеальная модель ее результата, которой работающий должен подчиниться, хотя вопреки своему понятию. Поэтому в потребительском аспекте план труда более неподвижен.

 

// ФРУСТРАЦИЯ

 

Работа относится к наиболее существенному способу реализации собственных планов, показания своих скрытых возможностей. Иногда в человеке дремлют возможности, о которых он сам не подозревает, а которые проявляются в определенных условиях труда. Невротическое чувство загубленной жизни чаще всего соединяется с чувством недовольства своим трудом.

С биологической точки зрения человек, по-видимому, использует только небольшую часть имеющихся в нем возможностей; его генетический план не полностью реализуется, а его нервная система, как и иные системы организма, работает нормально в относительно малом проценте ее возможностей. От условий внешней среды зависит направление развития генетического плана и его исполнение. Конечно, никто не знает этого плана и не знает шкалы своих возможностей, однако человек часто считает, что растратил по пустякам свои жизненные возможности, что мог бы лучше работать и т.д. работа, с ее реальными эффектами, оцениваемыми окружающими, вносящая какую-то часть общего усилия людей в дело созидания, лучшим образом оценивает собственные возможности человека и поэтому именно на ней он концентрирует чувство своей фрустрации.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 605 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.08 сек.)