АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
// ПЕРВОБЫТНАЯ МЕДИЦИНА
Лечение неврозов относится к медицинским проблемам, которыми занималась уже первобытная медицина. Методы лечения, применяемые в первобытной медицине, сводились к использованию масок, магических заклятий, танцев и т.п., а все это действовало прежде всего на невротический компонент болезни и если появлялось улучшение при соматических болезнях, то это происходило благодаря такому специфическому действию. До сегодняшнего дня в малоразвитых странах, там, где население может пользоваться услугами своих давнишних врачей - чародеев* и врачей современной медицины, при соматических болезнях, например, требующих хирургического вмешательства, больные обращаются к представителям научной медицины, а при соматических болезнях с невротическим компонентом и психических нарушениях - к представителям первобытной медицины.
Первобытная медицина располагала, прежде всего, тем неопределенным лечебным элементом, который можно бы было назвать психотерапевтическим, а который оказывал действие на сознание больного. В таких случаях использовались резкие действия, которыми колдун старался испугать больного и проявить в нем веру в свою неограниченную мощь, нередко вводя при этом больного в гипнотическое состояние. Применялись и боле легкие методы, как например беседа с больным и объяснение ему сущности его болезни (больной узнавал, что его кто-то сглазил, а его болезнь может быть перенесена из его тела в тело какого-то животного или его врага при помощи магической силы колдуна; или ясе его болезнь послана на него за провинение и колдун Может больного от него очистить).
// ЦЕЛОСТНОЕ И ЧАСТИЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ
Сознание субъективно отражает все то, что актуально происходит в организме, а в свою очередь каждый акт сознания отражается на функции каждого органа, а даже каждой клетки организма. Благодаря этому, применяя целостное воздействие, можно получить эффекты в функциях различных органов. Эта проблема особенно существенна при психосоматических болезнях. Развитие научной медицины пошло, однако, в направлении парциального действия на организм. Только сужение исследовательского поля обуславливало изучение и, одновременно, более эффективное действие. В медицине появились различные специализации, зависимые от концентрации внимания на определенной части организма и применяемых исследовательских методов и терапевтического воздействия.
Однако, независимо от направления специализации, в каждом контакте с больным появляется целостное воздействие на него. Это как бы реликт первобытной медицины. Врач всегда лечит больного, а не больной орган. Известно, что уже сама встреча с врачом приносит, неоднократно, облегчение больному в его страданиях. Одни и те же диагностические и терапевтические действия дают различные эффекты и зависят от способа их. применения и человека их применяющего. Понятие "хороший и плохой врач" в оценке больного не всегда согласуется с объективной оценкой профессиональных возможностей врача. Терапевтически действуют не только лекарства и вмешательства, но и сама личность врача.
При каждой болезни существует невротический элемент, поскольку каждая болезнь охватывает весь организм. Если болит зуб, то человек чувствует себя разбитым, несчастным, ему трудно концентрировать свое внимание на работе, он не думает о развлечениях, не может спать и т.д.
// МЕТОД ИЛИ ЛИЧНОСТЬ
Наблюдая различные методы, применяемые при лечении неврозов, нельзя отделаться от впечатления, что все они дают эффекты, а различия зависят не столько от методов, сколько от людей их применяющих. Одни получают значительные эффекты чисто соматическими средствами при применении общеукрепляющих средств, в некоторых случаях - успокаивающих, гимнастики, назначением массажей, гидротерапии, иногда концентрируют свое внимание на каком-то органе или системе. При доминации, например, вегетативной дистонии со стороны системы кровообращения, врачи назначают сердечные препараты. Иные врачи применяют острый резким, считая, что только в трудных ситуациях больной неврозом может мобилизироваться и вернуть себе потерянное равновесие. Такие врачи применяют интенсивную трудотерапию, предлагают выезд в спортивные лагеря, ограничение питания, примитивную диету и т.п.
Некоторые психиатры стоят на противоположных позициях, считая, что больной неврозом должен находиться в очень благоприятных условиях, и предлагают улучшение питания, защиту перед травматическими факторами, рекомендуют предоставить больному все, чего "душа пожелает", а в острых фазах невроза при помощи длительного сна рекомендуют оторвать его от окружающей действительности.
Не остаются без внимания и драматические методы лечения. В течение одного или нескольких гипнотических сеансов удается иногда ликвидировать невротические проявления. Иные врачи подобные эффекты получают при применении "чудотворного"' дорогого лекарства; некоторые врачи шокируют больного, госпитализируя его в психиатрических отделениях для тяжело больных, или резко объясняют ему действительную причину и правду о его невротических проблемах.
Считается, что наиболее лучшим методом лечения неврозов является психотерапия. В ее радиусе тоже находится большой выбор методов, поскольку существуют различные направления аналитической психотерапии, суггестивная психотерапия, гипноз, поддерживающая и воспитательная психотерапия, психотерапия, основанная на учении Павлова.
// ВЕРА
Обычно психиатр уверен в своем методе лечения и часто защищает его, дискриминируя иные методы. Эта вера в свой метод, по-видимому, довольно существенна для получения эффективных результатов. Наиболее выраженным способом эта вера проявляется в методах суггестивной психотерапии и гипнозе. Кто не верит в гипноз и чувствует себя в смешном положении при пробах его применения, тому никогда не удастся ввести больного в гипнотическое состояние. Этот же элемент веры существенен при всех лечебных методах, применяемых в первобытной медицине.
Можно, безусловно, считать, что верить может только больной, а врач должен критически относиться к различным лечебным методам. С точки зрения психологии эмоций это положение сомнительно. Эмоции нельзя считать только личным делом, они радиируют наружу и передаются окружающим. Если можно легко сохранить только для себя свои мысли, то укрытие собственных чувств требует иногда огромного усилия - управления мимикой, модуляцией голоса, жестов и т.п. Эмоции субъективно отражают двигательное состояние по отношению к окружающему миру и, как правило, всегда проявляются в общей мобилизации организма (мобилизация вегетативной и эндокринной систем, мобилизация органов движения, проявляющаяся увеличенным мышечным напряжением, а отсюда и изменения мимики, позиции тела и т.д.).
Вера врача передается больному. Вера больного, в свою очередь, дает уверенность врачу в свои собственные силы. Появляется заколдованный круг, но в этом случае, с положительным знаком. Существующее с давних времен в медицине правило, что врач обязан бороться за сохранение жизни больного до конца, даже в тех случаях, когда все кажется потерянным, имеет большое значение, поскольку в этом случае вера врача передается больному. Больной умеет по лицу врача прочитать свой смертный приговор и поэтому врачу нельзя терять надежду.
Можно иногда удивляться, почему столько ненужного усилия проявляют врачи для продолжения жизни больного всего на несколько часов. Однако это усилие всегда нужно, хотя бы только потому, что больной до конца своей жизни верит в свое исцеление. Известно, что в медицине встречаются различные неожиданности, когда больной выздоравливает вопреки всем предположениям о плохом исходе и, наоборот, умирает неожиданно для всех.
В случае психического здоровья вопрос веры играет еще большую роль, чем в соматической медицине. Из повседневной практики известно, как часто ребенок, которого родители и учителя считают глупым или злым, в конце концов действительно становится таким, а у взрослых такое мнение о них, как о только что сказанном ребёнке, тоже отражается на их самочувствии и поведении.
Если теряется вера в человека, тогда он приговаривается к общественной смерти. В психиатрии, когда врач встречается с людьми, стоящими на краю или вне круга человеческого общества, эта вера особенно важна. Психиатр, видящий только диагностические этикетки, рассматривающий прогнозы как научную правду, может спихнуть больного в пропасть; аналогично как и учитель, смотрящий на своего ученика, как на недоросля.
Итак, в психиатрическом лечении вера составляет его существенный элемент. Вера в больного и вера в свой метод лечения. Противоположные оценки эффективности различных лечебных методов в психиатрии в большой степени появляются в результате применения их в одном случае с большой верой в их действие, а в других с большими сомнениями или вообще без веры в них.
ТЕРПЕЛИВОСТЬ
// УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ?
Вторым, кроме веры, фактором также важным при каждой пробе психиатрического лечения, а прежде всего при лечении неврозов, является терпеливость. Психиатр должен привыкнуть к мысли, что его усилия часто не приносят результата.
Проходят месяцы, а даже годы регулярных бесед с больным, пробы применения того или иного соматического метода лечения и все это не дает желаемого результата или его эффект слишком незначителен.
Однако больной приходит к врачу, верит ему, несмотря на отсутствие улучшения своего состояния. Психиатр может быть доволен тем, что он все-таки нужен больному. Иногда улучшение приходит уже после прерывания контакта больного с врачом. Тогда это улучшение может быть спонтанным, однако нельзя исключить и замедленного действия примененного лечения.
Особенно при лечении хронических неврозов с существенным элементом искривления структуры личности, с этим нарицательным психопатическим шипом - терпеливость психиатра должна быть буквально безграничной. Трудно изменить человека; некоторые считают, что это вообще невозможно, а изменение здесь необходимо, поскольку именно от него зависит результат лечения.
С другой стороны, человек постоянно изменяется, никогда не остается тем же человеком. Трудная для понимания диалектика изменчивости человеческой натуры позволяет в таких случаях не терять надежды. Хотя вопрос о способе лечения психопатов принадлежит к тем, на которые нельзя дать ответа, однако бывает, что именно терпеливость врача приводит к неожиданному положительному изменению подопечного.
// ПОЧЕМУ ТАК МУЧИТЕЛЬНО ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОТИКОВ?
В большинстве своем психиатры приходят к единому мнению, что лечение неврозов более мучительно, чем лечение психозов. После нескольких часов бесед с невротиками врач часто чувствует себя необыкновенно измученным, как после тяжелой физической работы, тогда как беседы с больными психозами не вызывают этой невротической усталости.
Причиной усталости, может быть, по-видимому, скука. Для многих психиатров невротический мир переживаний менее интересен, чем мир больного психозом, однако встречаются психиатры, для которых содержание ежедневных конфликтов больных неврозом более интересно, чем фантастический мир переживаний психически больных. И, несмотря на все это, беседы с больными неврозами более утомительны и мучительны.
Больной неврозом, как правило, вызывает иную эмоциональную реакцию у врача, чем больной психозом. Психоз рассматривается с точки зрения "зла", охватывающего человека, на которое он не может повлиять. Психиатр знает, что больной не может помочь ему в общей борьбе против его болезни; такое положение вещей было бы бесполезным делом, как и в случае соматической болезни. Отсюда и берется, возможно, в психиатрии тенденция рассматривать психозы, как более менее "органические" болезни. А невроз принадлежит к "злу", от которого можно, хотя бы частично, освободиться при приложении собственного усилия воли.
Входя в ситуацию больного неврозом, психиатр видит его "ошибки и искажения", которые содействовали появлению невроза. Ему трудно отойти от позиции судьи и воспитателя. Хотя психиатр знает, что он ни моралист, ни педагог, однако должен сдерживать себя, чтобы не судить и не воспитывать. К больному неврозом врач предъявляет претензии и обвиняет его в отсутствии улучшения его здоровья. Больной должен отойти от своих невротических проблем, а если врач такого содружества с собой не видит, тогда считает, что его усилия тратятся понапрасну.
И, наконец, невротическое вращение вокруг своей оси, называемое эгоцентризмом, а которое окружающими оценивается попросту эгоизмом, тоже влияет на негативное эмоциональное состояние врача по отношению к больному, которое он постоянно должен контролировать. И поэтому, большая внутренняя борьба требуется от врача при его контактах с больными неврозом, чем с психотическими больными. Эта необходимость постоянного контроля негативных эмоциональных реакций и вызывает усталость при лечении больных неврозами.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 462 | Нарушение авторских прав
|