Синдром триплоидии и синдром тетраплоидии.
Аномалии: большая плацента с пузырной дегенерацией, дефицит
роста, синдактилия 3-4 пальцев кисти.
В 50 и более % случаев отмечаются: плацента большая с тенденцией к пузырной дегенерации, диспропорциональный пренатальный дефицит роста. У мозаиков возможна скелетная ассимметрия.
Лицо и череп: дисплазия свода черепа, большой задний родничок, гипертелоризм с дефектами глаз от колобомы до микрофтальмии, низкая переносица, низкорасположенные, деформированные уши, микрогнатия.
Конечности: синдактилия 3 и 4 пальцев кисти, "обезьянья" складка, стойкая варусная деформация стоп.
Сердце: врождённые пороки, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки.
Гениталии: у мужчин гипоспадия, микропенис, крипторхизм; гиперплазия клеток Лейдига.
Другие аномалии: аномалии головного мозга, включая гидроцефалию, гипоплазия надпочечников, аномалии почек (кистозная дисплазия и гидронефроз).
Редкие аномалии: отмечены менее чем в 50% случаев: необычная форма черепа, атрезия хоан, расщелина губы и\или нёба, гетерохромия радужки, менингомиелоцеле, макроглоссия, омфалоцеле или пупочная грыжа, аномалии билиарного тракта (включая аплазию жёлчного пузыря), незаконченный поворот кишечника, проксимальное расположение большого пальца кисти, клинодактилия 5, уплощение пальцев стопы.
Рис. 99 - Метафазная пластинка с полиплоидным набором хромосом
92,ХХХХ
Перечисленные хромосомные синдромы могут появиться в семье впервые, в месте с тем, они могут быть и унаследованы. Поэтому все семьи, имеющие детей с хромосомными болезнями должны быть обязательно проконсультированы врачом-генетиком, для того чтобы определить форму нарушения, прогноз для пробанда и его семьи. Медико-генетическое консультирование (МГК) представляет собой отрасль профилактической медицины, деятельность которой направлена, в конечном счете, на уменьшение в популяции наследственной патологии. МГК помогает семье предупредить рождение больного ребенка, уточнить направление медико-социальной реабилитации для уже имеющихся в семье больных детей. Таким образом, МГК служит интересам и семьи, и общества и основная цель его состоит в установлении степени генетического риска в семье и разъяснении супругам и другим членам семьи сущности медико-генетического заключения. МГК осуществляет консультирование семей уже имеющих больных с наследственной патологией (ретроспективное консультирование) или семей, желающих узнать прогноз для будущего ребенка (проспективное консультирование). Логическим продолжением медико-генетического консультирования является пренатальная диагностика врожденных и наследственных заболеваний. МГК помогает врачам различных специальностей в уточнении диагноза, доводит информацию о диагнозе, о степени риска заболевания для других членов семьи и будущего потомства, не директивно оказывает помощь в принятии решения. В задачу МГК входит также ведение регистра больных с наследственной патологией и диспансерное наблюдение. Просветительская деятельность среди врачей и населения имеет для МГК большое значение, так как формирует поток направляемых семей для оказания им соответствующей помощи.
Показания для МГК могут быть представлены в следующем виде:
- планирование деторождения в генетически отягощенных семьях (преконцепционная профилактика);
- отягощенность семей сходными заболеваниями;
- нарушение репродуктивной функции;
- задержка умственного и физического развития;
- невынашивание беременности;
- рождение ребенка с врожденными пороками развития;
- первичная аменорея;
- кровнородственный брак и др.
Процесс возникновения хромосомных и геномных мутаций в большинстве случаев происходит спонтанно. В основном в популяции дети с хромосомными болезнями рождаются у здоровых родителей в результате новой мутации. Поэтому, каждая семья имеет риск рождения ребенка с хромосомной болезнью. Об этом свидетельствует тот факт, что частота хромосомной патологии выше у матерей, у которых в анамнезе были дети (плоды) с хромосомными аномалиями или пороками развития, а также у женщин с обычным невынашиванием в ранних сроках беременности. Риск хромосомной патологии плода наибольший у родителей-носителей сбалансированных хромосомных мутаций и родителей-мозаиков.
В большинстве случаев при расчете генетического риска учитывают кариотип родителей, возраст матери, наличие детей с хромосомной патологией в анамнезе. Можно рассмотреть такие случаи.
1 ) Расчет генетического риска при изменении количества и структуры аутосом
а) У родителей нормальный кариотип. В этом случае риск для сибсов пробанда оценивается по эмпирическим данным. Эмпирический риск определяют по фактическим данным, полученным на основании анализа семей, которые имеют детей с хромосомными болезнями, с помощью генеалогического, близнецового методов и популяционных исследований.
Например, риск рождения второго ребенка с синдромом Дауна у женщины до 35 лет 1%, старше - удвоенный риск популяции для данной возрастной группы (табл.2). Повторный риск при синдроме Патау и Эдвардса - меньше 1%.
Таблица 2
Суммарный риск в популяции рождения детей с трисомиями (синдромы Дауна, Патау, Эдвардса) в зависимости от возраста матери
Возраст матери
| Риск,%
| до 19
| 0,08
| 20-24
| 0,06
| 25-29
| 0,1
| 30-34
| 0,2
| 35-39
| 0,54
| 40-44
| 1,6
| старше 45 лет
| 4,2
|
До 30-летнего возраста частота нерасхождений практически не возрастает, но в дальнейшем увеличивается существенным образом, особенно после 35 лет. В целом можно считать, что 1% всех детей, родившихся от матерей в возрасте 38-40 лет, имеют трисомию 21, и 3,7% - хромосомную аномалию другого типа.
б) Прогноз при выявлении мозаицизма у одного из родителей. При выявлении мозаицизма у кого-нибудь из родителей пробанда риск для сибсов определяется по формуле:
ХхК
2-Х,
где X - часть аномального клеточного клона;
К - коэффициент элиминации несбалансированных зигот в эмбриогенезе; например, при синдроме Дауна К = 0,5.
с) Прогноз при семейных формах структурных аномалий хромосом зависит от типа хромосомной аберрации. Для расчета используют специальные таблицы эмпирического риска.
В отличие от простой трисомии, частота транслокационных форм хромосомных синдромов не зависит от возраста матери и поэтому встречается относительно чаще у молодых родителей. Например, у 8% всех детей с синдромом Дауна, рожденных женщинами до 30 лет, отмечается транслокация; при этом в 2-3% случаев транслокация имеется также у одного из родителей. У детей, рожденных женщинами более старшего возраста, транслокационный вариант болезни Дауна встречается лишь в 0,4 % случаев (за счет увеличения части простых трисомий). При семейных формах структурных аномалий хромосом можно теоретически определить процентное соотношение разных типов образованных гамет и зигот. Тем не менее, для оценки риска эти расчеты практически мало пригодны, и на самом деле, пораженной оказывается значительно меньшая часть потомства, чем теоретически ожидаемая. Это объясняется селекцией несбалансированных зигот в эмбриогенезе. Поэтому и при семейных формах структурных аномалий хромосом риск оценивается по эмпирическим данным.
Как правило, риск больше при наличии перестройки у матери, чем у отца. Для распространенных транслокаций эмпирический риск равный приблизительно 11%, когда носителем является мать, и около 2%, когда носителем является отец.
В крайне редких случаях транслокаций типа центричного слияния между двумя гомологичными хромосомами (например, робертсоновская транслокация 21 хромосомы на гомологичную) все гаметы будут иметь или излишек, или недостаток хромосомного материала. Поэтому, теоретический и фактический риск для потомства носителя подобной транслокации равняется 100%. Схема наследования синдрома Дауна в этом случае дана в разделе «Этиология хромосомных болезней». Пример расчета генетического риска при семейной транслокационной форме синдрома Дауна представлен в табл.3.
Таблица 3
Тип робертсоновской транслокации
| Генетический риск, %
| Носитель –женщина
| Носитель- мужчина
| Транслокация между 21 и 22 хромосомами (21q22q)
|
|
| Транслокация между 22 хромосомой и любой хромосомой из группы D 13, 14, 15 пары (21 q D q)
|
| 2,4
| Транслокация между двумя гомологичными хромосомами 21 (21q22q)
|
|
|
Структурные сбалансированные аномалии хромосом супругов могут быть причиной повторных спонтанных абортов. В этом случае риск невынашивания беременности также зависит от пола носителя хромосомной аберрации и характера перестройки.
2) Расчет генетического риска при хромосомных болезнях, связанных с изменением количества половых хромосом
Риск для сибсов, как правило, меньше 1% (не превышает популяционный).
3) Повторный риск для потомства женщин с кариотипом XXX и мужнин с кариотипом ХХУ или ХУУ.
Теоретический риск рождения потомков с трисомией по половым хромосомам составляет 50 % (лишняя хромосома имеет место в 50 % гамет). Тем не менее, большая часть анеуплоидных эмбрионов абортируется. Поэтому фактически риск составляет приблизительно 10 %.
Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 1157 | Нарушение авторских прав
|