Возникновение и развитие военной токсикологии
Зарождение военной токсикологии в России связано с именами В.Н. Болдырева, А.А. Лихачева и Н.А. Сошественского.
До последнего времени вклад Василия Николаевича Болдырева (1872-1946) в отечественную токсикологию был неизвестен. Как отмечает исследователь его творческого пути проф. И.А. Студенцова (1999), это было связано с резкой политизацией науки в СССР, которая вычеркнула с ее страниц имена ученых, вынужденных уехать из России.
После окончания Военно-медицинской ака демии (ВМедА) в 1898 г. и службы в войсках В.Н. Болдырев в 1901-1912 гг. становится бли жайшим помощником академика И.П. Павлова. В 1912 г. В.Н. Болдырев был избран заведую щим кафедрой фармакологии Казанского уни верситета. В.Н. Болдырев
Когда немецкие войска применили удушливые газы против русской армии, проф. В.Н. Болдырев, будучи токсикологом-экспертом Красного Креста, немедленно выехал на фронт, где принял участие в разработке мер по оказанию медицинской помощи отравленным, подготовил и издал в Москве краткое руководство «Немецкие удушливые газы и меры борьбы с ними». Деятельность Болдырева в области военной токсикологии получила международную известность. В августе 1917 г. его командировали в Лондон, Париж, где он прочитал лекции по противогазовой защите и ознакомился с постановкой исследований по токсикологии боевых ОВ.
В начале 1918 г. Болдырев вернулся в Казань и вскоре ее покинул, так как считал себя офицером царской армии. В течение трех лет он руководил физиологической лабораторией и читал лекции в
Токийском университете. В 1921 г. Болдырев принял приглашение профессора гастроэнтеролога Дж. Келлога возглавить экспериментальную лабораторию в клиническом госпитале Батл-Крик (штат Мичиган, США), где он проработал до 1940 г. В 1923 г. во время своего визита в США лабораторию посетил И.П. Павлов. По воспоминаниям Келлога (1967), встреча принесла И.П. Павлову глубочайшее удовлетворение, вызванное творческим развитием Василием Николаевичем их совместных исследований по физиологии пищеварения.
Учениками профессора Болдырева в Казани были будущие академики А.Д. Сперанский и СВ. Аничков.
Алексей Алексеевич Лихачев (1866-1942) после окончания ВМедА с 1890 г. усовершенствовался на кафедре патофизиологии у проф. В.В. Па-шутина. С 1899 г. до конца своей жизни А.А. Лихачев руководил кафедрой фармакологии Женского медицинского института (1-й Ленинградский медицинский институт). После применения отравляющих веществ в первую мировую войну изучал их действие в эксперименте на животных. На базе созданных им лабораторий в 1935 г. был открыт Санитарно-химический институт, переименованный в 1958 г. в Институт токсикологии.
Учениками и сотрудниками Лихачева были академики СВ. Аничков, В.М. Карасик и другие ученые.
Николай Александрович Сошественский А.А. Лихачев (1876-1941) окончил в 1906 г. Казанский ветеринарный институт. В 1915-1916 гг. готовился к профессорской деятельности под руководством И.П. Павлова и Н.П. Кравкова. В 1917 г. Н.А. Сошественский организовал в Казанском ветеринарном институте и возглавил кафедру фармакологии и токсикологии ОВ, где впервые в России прочитал курс военной токсикологии.
С 1926 по 1941 г. Николай Александрович руководил Военно-ветеринарной химической лабораторией Красной Армии. В 1933 г. он издал известный учебник по токсикологии ОВ, основанный на собственном экспериментальном материале. Предложенная им классификация Н.А. Сошественский
Экстремальная токсикология
Особенности поражающего действия
OB в зависимости от вида токсической гипоксии получила широкое распространение. Учениками Н.А. Сошественского были акад. И.А. Мозгов, проф. Д.К. Червяков и другие ученые.
| Алексей Дмитриевич Сперанский (1888-1961) после окончания в 1911 г. медицинского факультета Казанского университета работал на кафедре нормальной анатомии. В 1913-1914 гг. участвовал в научных исследованиях проф. В.Н. Болдырева. В 1914-1918 гг. был хирургом военного госпиталя. В 1921 г. возглавил кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии в Иркутском университете. В 1923-1928 гг. работал в Ленинграде под руководством И.П. Павлова. В 1928 г. возглавил отдел патофизиологии Ленинградского института экспериментальной медицины. В 1941-1945 гг. академик АН СССР, генерал-майор медицинской службы А.Д. Сперанский руководил организацией противохимической защиты Красной Армии и научными исследованиями в этой области. В 1945-1955 гг. был директором Института общей и экспериментальной патологии АМН А-Д- Сперанский СССР, где его сотрудниками и последователями стали проф. О.Я. Острый, акад. АМН A.M. Чернух и другие ученые.
В своей основной монографии «Элементы построения теории медицины» А.Д. Сперанский обобщил результаты исследований нес-пецифичееких реакций нервной системы на действие разнообразных раздражителей. Наиболее яркие и убедительные доказательства возникновения трофических нарушений и следовых реакций в ЦНС были получены с помощью иприта.
Сергей Викторович Аничков (1892-1981), будучи студентом III курса ВМедА, работал в научном кружке на кафедре физиологии под руководством И.П. Павлова и В.Н. Болдырева. За участие в политическом движении в мае 1912 г. студент Аничков подвергся аресту и высылке в Казань. К этому времени В.Н. Болдырев становится заведующим кафедрой фармакологии в Казанском университете, что позволило СВ. Аничкову продолжить научную работу, начатую в ВМедА. В 1914-1917 гг. СВ. Аничков участвовал добровольцем в первой мировой войне. Медицинское образование закончил в Петрограде в 1918 г.
| В1918-1921 гг. Сергей Викторович работает на кафедре фармакологии ВМедА под руководством чл.-корр. РАН проф. Н.П. Кравкова. После защиты докторской диссертации в 1922 г. С.В. Аничков перешел на кафедру фармакологии 1-го ЛМИ, которую возглавлял проф. А.А. Лихачев, сыгравший большую роль в дальнейшем становлении СВ. Аничкова как токсиколога. В 1924-1937 гг. СВ. Аничков руководил в ВМедА кафедрой фармакологии с курсом санхимзащиты для усовершенствования военных врачей. В 1935 г. А.А. Лихачев приг- С.В. Аничков лашает СВ. Аничкова к участию в научной работе только что организованного Санитарно-химического института.
В том же 1935 г. в Ленинграде проходил XV Международный конгресс физиологов, на котором С.В. Аничков сообщил об открытии высокой чувствительности каротидных клубочков к ацетилхоли-ну. Независимо от С.В. Аничкова, но на другой секции конгресса с аналогичным докладом выступил бельгийский физиолог Корнели-ус Гейманс. В 1938 г. бельгиец был награжден Нобелевской премией. Сергея Викторовича лишили такой чести: в 1937 г. его незаслуженно арестовали и отправили в ссылку.
По возвращению в Ленинград в 1945 г. С.В. Аничков вновь получил приглашение к сотрудничеству в Санитарно-химическом институте, где вскоре стал заместителем директора по научной работе. Одновременно С.В. Аничков руководил кафедрой фармакологии с основами общей токсикологии в Санитарно-гигиеническом институте (1948-1950) и отделом фармакологии в Институте экспериментальной медицины (1948—1981).
Уже в 1946 г. С.В. Аничков совместно с М.А. Гребенкиной сделал важное сообщение об открытии в составе холинергической системы мускарин- и никотинчувствительных отделов, что в последующем позволило обеспечить направленный синтез антидотов ФОБ. За использование холинактивных средств в исследовании ЦНС, за создание ряда эффективных антидотов ФОБ из группы сафоленов С.В. Аничков был удостоен высоких государственных премий и наград. В 1966 г. на III Международном конгрессе фармакологов, проведенном в Бразилии, Сергей Викторович был избран почетным президентом Международного союза фармакологов. Более подробные
Экстремальная токсикология
Особенности поражающего действия
сведения о жизни и деятельности выдающегося деятеля медицины можно узнать из воспоминаний СВ. Аничкова «На рубеже двух эпох» и монографии С.Н. Голикова «СВ. Аничков». Из многочисленных учеников СВ. Аничкова необходимо упомянуть таких ученых, как М.Л. Беленький, Ю.С Бородкин, С.Н. Голиков, П.П. Денисенко, И.С. Заводская, В.Д. Белогорский.
Как уже было отмечено в предыдущей главе, Николай Васильевич Лазарев (1895-1974)* наряду с Н.С. Правдиным является основоположником промышленной токсикологии в нашей стране. Однако не менее весом вклад школы Лазарева в военную токсикологию. 24 года своей жизни Николай Васильевич посвятил подготовке военно-медицинских кадров. Он руководил кафедрой санхимза-щиты в Институте усовершенствования врачей (1935-1941), кафедрой фармакологии в Военно-морской медицинской академии (1941-1956) и такой же кафедрой в ВМедА (1956-1959). Теоретические исследования Н.В. Лазарева, обобщенные им в монографиях «Наркотики» (1940), «Неэлектролиты» (1944) и других работах, позволяют прогнозировать скорость и величину резорбции наркотических, отравляющих и других неэлектролитных веществ, предсказать их безопасные уровни во внешней среде. Вместе со своими учениками по ВММедА Лазарев обосновал необходимость выделения в науке таких самостоятельных направлений, как корабельная токсикология и токсикология ракетных топлив (СД. Зау-гольников), авиационная и космическая токсикология (В.В. Кустов). Были исследованы биохимические основы мембранно-токси-ческого действия ксенобиотиков и создана классификация ингибиторов ферментов (Л.А. Тиунов). Разработаны принципы защиты от военных и бытовых психотоксикантов с серотонин- и холинпози-тивным действием (И.И. Барышников, В.Б. Прозоровский, Г.А. Софронов).
В рамках школы Лазарева произошло выделение самостоятельного направления во главе с профессором М.Я. Михельсоном, который исследовал антихолинэстеразных свойства наркотических и фосфорорганических веществ, подробно изучил их молекулярные механизмы действия. С помощью меченого курарина и использования специальных калибровочных дисков было определено количество холинорецепторов на постсинаптической мембране, что имело важное значение для направленного синтеза антидотов ФОС
* Фотопортрет Н.В. Лазарева см. в главе 1.
(р.С. Рыболовлев). Было изучено влияние холинопозитивных и холинонегативных ТХВ на высшую нервную деятельность (Н.В. Саватеев). Все названные исследования способствовали созданию на кафедре фармакологии ВММедА эффективных антидотов ФОБ из группы морсафенов. В книге «Н.В. Лазарев (1895-1974)», изданной в 1987 г. в серии «Выдающиеся деятели отечественной медицины» и написанной генерал-майором медицинской службы Д.М. Капитаненко, можно найти более подробные сведения о жизни и творческом наследии Николая Васильевича.
| Историю военной токсикологии в нашей стране мы завершаем характеристикой науч ного творчества Сергея Николаевича Голико ва (1919-1997). 9 октября 1941 года Сергей Голиков получает диплом о досрочном окон чании 1-го Московского медицинского инс титута и приказ о направлении на фронт, на ходившийся в 10 км от Москвы. Отсюда Го ликов дошел до Кенигсберга и закончил вой ну на японском фронте в Маньчжурии в сен тябре 1945 года. После демобилизации в 1946 году Голиков поступает в аспирантуру при кафедре фармакологии 1-го ММИ, под С.Н. Голиков руководством проф. М.М. Николаевой за-
щищает свою первую диссертацию (1949). В 1951 г. С.Н. Голикова назначают директором Санитарно-химического института*, где он в 1956 г. защищает докторскую диссертацию, затем его избирают членом-корреспондентом (1967), академиком АМН СССР (1971).
Сергей Николаевич был председателем Всесоюзного научного общества токсикологов и почетным председателем Всероссийского научного общества токсикологов. Его заслуги были отмечены высокими государственными наградами и премиями.
15 монографий С.Н. Голикова в основном посвящены изучению механизмов действия антихолинэстеразных и холиноблокирую-щих веществ. Под его руководством и с его участием были внедрены в практику антидоты антихолинэстеразных ФОС афин, будак-сим, дипироксим и др. Уникальный вклад был внесен Сергеем
* С 1958 г. Институт токсикологии Министерства здравоохранения СССР.
50 Экстремальная токсикологи!
Николаевичем в разработку проблем общей токсикологии. Им были показаны особенности сдвигов гомеостаза при химической патологии, раскрыто значение неспецифических синдромов на ранних и терминальных стадиях экстремальных токсических воздействий. Были разработаны иммунологические подходы к разработке средств антидотной терапии. Предложена структурно-функциональная система классификаций ксенобиотиков.
С.Н. Голиков был прекрасным организатором науки. В период его руководства Институтом токсикологии (1951-1975) с ним плодотворно сотрудничали в стенах института такие известные ученые как академики СВ. Аничков и Н.Н. Савицкий, профессора С.Г. Кузнецов и B.C. Шелоханова. Он умело привлекал к созданию коллективных монографических работ представителей разных школ и направлений (С.Д. Заугольников, В.И. Розенгарт. И.А. Саноцкий, Л.А. Тиунов, Ю.И. Фишзон-Рысс и др.). Его учениками были Г.А. Гурьянов, СИ. Локтионов, А.Т. Селиванова, Ю.Г. Федорчук, В.И. Щеколдина и другие ученые.
Сергей Николаевич погиб от обширного рентгеновского ожога в 1997 году. Рентгенологи забыли закрыть шторку от рентгеновского аппарата во время операции на сердце по вживлению электродов.
Сергей Николаевич Голиков был всесторонне одаренным человеком. После себя он оставил сборник изысканных стихотворений, графические и живописные работы. Для пианиста Голикова музыка была его второй душой. Более подробно о его замечательной жизни можно узнать из книги доктора медицинских наук А.Т. Селивановой «Островки памяти».
Глава 3
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 916 | Нарушение авторских прав
|