АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Возникновение и развитие военной токсикологии

Прочитайте:
  1. Акселерация. Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка.
  2. Анафилактический шок – это общая системная реакция, развитие которой
  3. В КАКОМ ОТДЕЛЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НАХОДИТСЯ ЦЕНТР, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ГОЛОДА ПРИ СНИЖЕНИИ КОНЦЕНТРАЦИИ ГЛЮКОЗЫ В ПЛАЗМЕ КРОВИ?
  4. В чем заключалось отрицательное влияние католической церкви на развитие медицины и фармации в Западной Европе в период Средневековья?
  5. В)хорошее психомоторное развитие ребенка
  6. В. Развитие клеток иммунной системы
  7. В.15 Развитие психики и моторики у детей первого года жизни. Перинатальное поражение центральной нервной системы: причины и общая симптоматика.
  8. Взаимоотношения между процессами ВНД, обеспечивающими возникновение сознания и подсознания.
  9. Вклад Н.И. Пирогова в развитие анатомии человека.
  10. ВЛИЯНИЕ ГЕНОВ НА РАЗВИТИЕ ПРИЗНАКОВ

Зарождение военной токсикологии в России связано с именами В.Н. Болдырева, А.А. Лихачева и Н.А. Сошественского.

До последнего времени вклад Василия Николаевича Болдырева (1872-1946) в отечественную токсикологию был неизвестен. Как отмечает исследователь его творческого пути проф. И.А. Студенцова (1999), это было связано с резкой политизацией науки в СССР, которая вычеркнула с ее страниц имена ученых, вынуж­денных уехать из России.

После окончания Военно-медицинской ака­
демии (ВМедА) в 1898 г. и службы в войсках
В.Н. Болдырев в 1901-1912 гг. становится бли­
жайшим помощником академика И.П. Павлова.
В 1912 г. В.Н. Болдырев был избран заведую­
щим кафедрой фармакологии Казанского уни­
верситета. В.Н. Болдырев

Когда немецкие войска применили удушливые газы против рус­ской армии, проф. В.Н. Болдырев, будучи токсикологом-экспертом Красного Креста, немедленно выехал на фронт, где принял участие в разработке мер по оказанию медицинской помощи отравленным, подготовил и издал в Москве краткое руководство «Немецкие удушливые газы и меры борьбы с ними». Деятельность Болдырева в области военной токсикологии получила международную извест­ность. В августе 1917 г. его командировали в Лондон, Париж, где он прочитал лекции по противогазовой защите и ознакомился с постановкой исследований по токсикологии боевых ОВ.

В начале 1918 г. Болдырев вернулся в Казань и вскоре ее поки­нул, так как считал себя офицером царской армии. В течение трех лет он руководил физиологической лабораторией и читал лекции в


Токийском университете. В 1921 г. Болдырев принял приглашение профессора гастроэнтеролога Дж. Келлога возглавить эксперимен­тальную лабораторию в клиническом госпитале Батл-Крик (штат Мичиган, США), где он проработал до 1940 г. В 1923 г. во время свое­го визита в США лабораторию посетил И.П. Павлов. По воспомина­ниям Келлога (1967), встреча принесла И.П. Павлову глубочайшее удовлетворение, вызванное творческим развитием Василием Никола­евичем их совместных исследований по физиологии пищеварения.

Учениками профессора Болдырева в Казани были будущие ака­демики А.Д. Сперанский и СВ. Аничков.

Алексей Алексеевич Лихачев (1866-1942) после окончания ВМедА с 1890 г. усовершенствовался на кафедре патофизиологии у проф. В.В. Па-шутина. С 1899 г. до конца своей жизни А.А. Лихачев руководил ка­федрой фармакологии Женского медицинского института (1-й Ленинградский медицинский институт). После применения отравляющих ве­ществ в первую мировую войну изучал их действие в эксперименте на животных. На базе созданных им лабораторий в 1935 г. был открыт Санитарно-химический институт, переимено­ванный в 1958 г. в Институт токсикологии.

Учениками и сотрудниками Лихачева были академики СВ. Аничков, В.М. Карасик и дру­гие ученые.

Николай Александрович Сошественский А.А. Лихачев (1876-1941) окончил в 1906 г. Казанский вете­ринарный институт. В 1915-1916 гг. готовился к профессорской деятельности под руководством И.П. Павлова и Н.П. Кравкова. В 1917 г. Н.А. Сошественский организовал в Казанском ветеринарном инсти­туте и возглавил кафедру фармакологии и ток­сикологии ОВ, где впервые в России прочитал курс военной токсикологии.

С 1926 по 1941 г. Николай Александрович руководил Военно-ветеринарной химической лабораторией Красной Армии. В 1933 г. он из­дал известный учебник по токсикологии ОВ, ос­нованный на собственном экспериментальном материале. Предложенная им классификация Н.А. Сошественский



Экстремальная токсикология


Особенности поражающего действия



 


OB в зависимости от вида токсической гипоксии получила широкое распространение. Учениками Н.А. Сошественского были акад. И.А. Мозгов, проф. Д.К. Червяков и другие ученые.

Алексей Дмитриевич Сперанский (1888-1961) после оконча­ния в 1911 г. медицинского факультета Казанского университе­та работал на кафедре нормальной анатомии. В 1913-1914 гг. участвовал в научных исследованиях проф. В.Н. Болдырева. В 1914-1918 гг. был хирургом военного госпиталя. В 1921 г. возглавил кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии в Иркутском университете. В 1923-1928 гг. работал в Ленинграде под руководством И.П. Павлова. В 1928 г. возгла­вил отдел патофизиологии Ленинградского института экспериментальной медицины. В 1941-1945 гг. академик АН СССР, гене­рал-майор медицинской службы А.Д. Спера­нский руководил организацией противохи­мической защиты Красной Армии и научны­ми исследованиями в этой области. В 1945-1955 гг. был директором Института общей и экспериментальной патологии АМН А-Д- Сперанский СССР, где его сотрудниками и последователями стали проф. О.Я. Острый, акад. АМН A.M. Чернух и другие ученые.

В своей основной монографии «Элементы построения теории ме­дицины» А.Д. Сперанский обобщил результаты исследований нес-пецифичееких реакций нервной системы на действие разнообраз­ных раздражителей. Наиболее яркие и убедительные доказатель­ства возникновения трофических нарушений и следовых реакций в ЦНС были получены с помощью иприта.

Сергей Викторович Аничков (1892-1981), будучи студентом III курса ВМедА, работал в научном кружке на кафедре физиоло­гии под руководством И.П. Павлова и В.Н. Болдырева. За участие в политическом движении в мае 1912 г. студент Аничков подвергся аресту и высылке в Казань. К этому времени В.Н. Болдырев становит­ся заведующим кафедрой фармакологии в Казанском университете, что позволило СВ. Аничкову продолжить научную работу, начатую в ВМедА. В 1914-1917 гг. СВ. Аничков участвовал добровольцем в первой мировой войне. Медицинское образование закончил в Пет­рограде в 1918 г.


 

В1918-1921 гг. Сергей Викторович работает на кафедре фармакологии ВМедА под руковод­ством чл.-корр. РАН проф. Н.П. Кравкова. Пос­ле защиты докторской диссертации в 1922 г. С.В. Аничков перешел на кафедру фармаколо­гии 1-го ЛМИ, которую возглавлял проф. А.А. Лихачев, сыгравший большую роль в дальнейшем становлении СВ. Аничкова как токсиколога. В 1924-1937 гг. СВ. Аничков ру­ководил в ВМедА кафедрой фармакологии с курсом санхимзащиты для усовершенствования военных врачей. В 1935 г. А.А. Лихачев приг- С.В. Аничков лашает СВ. Аничкова к участию в научной работе только что орга­низованного Санитарно-химического института.

В том же 1935 г. в Ленинграде проходил XV Международный конгресс физиологов, на котором С.В. Аничков сообщил об открытии высокой чувствительности каротидных клубочков к ацетилхоли-ну. Независимо от С.В. Аничкова, но на другой секции конгресса с аналогичным докладом выступил бельгийский физиолог Корнели-ус Гейманс. В 1938 г. бельгиец был награжден Нобелевской преми­ей. Сергея Викторовича лишили такой чести: в 1937 г. его незаслу­женно арестовали и отправили в ссылку.

По возвращению в Ленинград в 1945 г. С.В. Аничков вновь по­лучил приглашение к сотрудничеству в Санитарно-химическом институте, где вскоре стал заместителем директора по научной ра­боте. Одновременно С.В. Аничков руководил кафедрой фармаколо­гии с основами общей токсикологии в Санитарно-гигиеническом институте (1948-1950) и отделом фармакологии в Институте экс­периментальной медицины (1948—1981).

Уже в 1946 г. С.В. Аничков совместно с М.А. Гребенкиной сде­лал важное сообщение об открытии в составе холинергической сис­темы мускарин- и никотинчувствительных отделов, что в последу­ющем позволило обеспечить направленный синтез антидотов ФОБ. За использование холинактивных средств в исследовании ЦНС, за создание ряда эффективных антидотов ФОБ из группы сафоленов С.В. Аничков был удостоен высоких государственных премий и наград. В 1966 г. на III Международном конгрессе фармакологов, проведенном в Бразилии, Сергей Викторович был избран почетным президентом Международного союза фармакологов. Более подробные



Экстремальная токсикология


Особенности поражающего действия



 


сведения о жизни и деятельности выдающегося деятеля медицины можно узнать из воспоминаний СВ. Аничкова «На рубеже двух эпох» и монографии С.Н. Голикова «СВ. Аничков». Из многочис­ленных учеников СВ. Аничкова необходимо упомянуть таких уче­ных, как М.Л. Беленький, Ю.С Бородкин, С.Н. Голиков, П.П. Де­нисенко, И.С. Заводская, В.Д. Белогорский.

Как уже было отмечено в предыдущей главе, Николай Василье­вич Лазарев (1895-1974)* наряду с Н.С. Правдиным является осно­воположником промышленной токсикологии в нашей стране. Од­нако не менее весом вклад школы Лазарева в военную токсиколо­гию. 24 года своей жизни Николай Васильевич посвятил подготов­ке военно-медицинских кадров. Он руководил кафедрой санхимза-щиты в Институте усовершенствования врачей (1935-1941), кафед­рой фармакологии в Военно-морской медицинской академии (1941-1956) и такой же кафедрой в ВМедА (1956-1959). Теоретичес­кие исследования Н.В. Лазарева, обобщенные им в монографиях «Наркотики» (1940), «Неэлектролиты» (1944) и других работах, позволяют прогнозировать скорость и величину резорбции нарко­тических, отравляющих и других неэлектролитных веществ, предсказать их безопасные уровни во внешней среде. Вместе со сво­ими учениками по ВММедА Лазарев обосновал необходимость вы­деления в науке таких самостоятельных направлений, как кора­бельная токсикология и токсикология ракетных топлив (СД. Зау-гольников), авиационная и космическая токсикология (В.В. Кус­тов). Были исследованы биохимические основы мембранно-токси-ческого действия ксенобиотиков и создана классификация ингиби­торов ферментов (Л.А. Тиунов). Разработаны принципы защиты от военных и бытовых психотоксикантов с серотонин- и холинпози-тивным действием (И.И. Барышников, В.Б. Прозоровский, Г.А. Софронов).

В рамках школы Лазарева произошло выделение самостоятель­ного направления во главе с профессором М.Я. Михельсоном, кото­рый исследовал антихолинэстеразных свойства наркотических и фосфорорганических веществ, подробно изучил их молекулярные механизмы действия. С помощью меченого курарина и использова­ния специальных калибровочных дисков было определено количе­ство холинорецепторов на постсинаптической мембране, что имело важное значение для направленного синтеза антидотов ФОС

* Фотопортрет Н.В. Лазарева см. в главе 1.


(р.С. Рыболовлев). Было изучено влияние холинопозитивных и холинонегативных ТХВ на высшую нервную деятельность (Н.В. Саватеев). Все названные исследования способствовали соз­данию на кафедре фармакологии ВММедА эффективных антидотов ФОБ из группы морсафенов. В книге «Н.В. Лазарев (1895-1974)», изданной в 1987 г. в серии «Выдающиеся деятели отечественной медицины» и написанной генерал-майором медицинской службы Д.М. Капитаненко, можно найти более подробные сведения о жиз­ни и творческом наследии Николая Васильевича.

Историю военной токсикологии в нашей
стране мы завершаем характеристикой науч­
ного творчества Сергея Николаевича Голико­
ва
(1919-1997). 9 октября 1941 года Сергей
Голиков получает диплом о досрочном окон­
чании 1-го Московского медицинского инс­
титута и приказ о направлении на фронт, на­
ходившийся в 10 км от Москвы. Отсюда Го­
ликов дошел до Кенигсберга и закончил вой­
ну на японском фронте в Маньчжурии в сен­
тябре 1945 года. После демобилизации в
1946 году Голиков поступает в аспирантуру
при кафедре фармакологии 1-го ММИ, под
С.Н. Голиков руководством проф. М.М. Николаевой за-

щищает свою первую диссертацию (1949). В 1951 г. С.Н. Голико­ва назначают директором Санитарно-химического института*, где он в 1956 г. защищает докторскую диссертацию, затем его избира­ют членом-корреспондентом (1967), академиком АМН СССР (1971).

Сергей Николаевич был председателем Всесоюзного научного общества токсикологов и почетным председателем Всероссийского научного общества токсикологов. Его заслуги были отмечены вы­сокими государственными наградами и премиями.

15 монографий С.Н. Голикова в основном посвящены изучению механизмов действия антихолинэстеразных и холиноблокирую-щих веществ. Под его руководством и с его участием были внедре­ны в практику антидоты антихолинэстеразных ФОС афин, будак-сим, дипироксим и др. Уникальный вклад был внесен Сергеем

* С 1958 г. Институт токсикологии Министерства здравоохранения СССР.


50 Экстремальная токсикологи!


Николаевичем в разработку проблем общей токсикологии. Им бы­ли показаны особенности сдвигов гомеостаза при химической па­тологии, раскрыто значение неспецифических синдромов на ран­них и терминальных стадиях экстремальных токсических воздей­ствий. Были разработаны иммунологические подходы к разработ­ке средств антидотной терапии. Предложена структурно-функци­ональная система классификаций ксенобиотиков.

С.Н. Голиков был прекрасным организатором науки. В период его руководства Институтом токсикологии (1951-1975) с ним пло­дотворно сотрудничали в стенах института такие известные уче­ные как академики СВ. Аничков и Н.Н. Савицкий, профессора С.Г. Кузнецов и B.C. Шелоханова. Он умело привлекал к созда­нию коллективных монографических работ представителей раз­ных школ и направлений (С.Д. Заугольников, В.И. Розенгарт. И.А. Саноцкий, Л.А. Тиунов, Ю.И. Фишзон-Рысс и др.). Его уче­никами были Г.А. Гурьянов, СИ. Локтионов, А.Т. Селиванова, Ю.Г. Федорчук, В.И. Щеколдина и другие ученые.

Сергей Николаевич погиб от обширного рентгеновского ожога в 1997 году. Рентгенологи забыли закрыть шторку от рентгеновско­го аппарата во время операции на сердце по вживлению электро­дов.

Сергей Николаевич Голиков был всесторонне одаренным чело­веком. После себя он оставил сборник изысканных стихотворе­ний, графические и живописные работы. Для пианиста Голикова музыка была его второй душой. Более подробно о его замечатель­ной жизни можно узнать из книги доктора медицинских наук А.Т. Селивановой «Островки памяти».


Глава 3


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 916 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)