ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИНДРОМЫ ХИМИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
4.1. Единый фазный экстремальный патологический процесс при экзогенных интоксикациях
С.Н. Голиков обратил внимание на то, что бурные проявления висцеральной патологии при диагностике экзогенной интоксикации маскируют неспецифические реакции стресса. Токсичное химическое вещество (ТХВ), воздействуя на биологическую мишень, приводит в действие как висцеральные системы, так и неспецифический нейрогуморальный механизм (рис. 2).
Рис. 2. Взаимодействие химического агента с организмом поС.Н. Голикову (1986)
Если представить взаимодействие организма с химическими и другими агрессивными факторами внешней среды как эшелонированную оборону, то прослеживаются три ее линии: линия жизни (Ж), линия борьбы (Б) и линия смерти (С). На первой линии показатели кровообращения и
дыхания близки к норме. Они соответствуют клинической картине стресса и дистресса. На второй линии происходит отступление приспособительных систем организма. Артериальное давление снижается и соответствует клинической картине экзотоксического шока или интоксикационного коллапса. Определяется феномен управляемой и неуправляемой гипотонии. Третья линия обороны соответствует развитию терминального состояния, которое содержит в себе как обратимые, так и необратимые признаки клинической смерти (рис. 3).
В своей совокупности синдромы стресса и дистресса, шока и коллапса, периоды обратимых и необратимых изменений терминального состояния представляют собой единый фазный неспецифический экстремальный патологический процесс.
Рис. 3. Развитие неспецифического экстремального патологического
процесса (- - -) при экзогенных интоксикациях у: 1 и 2. Химический стресс (1) и дистресс (2) при уровне АД, близком к норме (Ж); 3 и 4. Экзотоксический шок или интоксикационный коллапс при управляемой (3) и неуправляемой (4) гипотонии (Б); 5 и 6. Терминальное состояние с обратимыми (5) и необратимыми (6) признаками клинической смерти (С)
Экстремальная токсикология
Экстремальные синдромы химической патологии
Экстремальные синдромы специфического действия. Прежде всего к ним относят токсическую кому. Она возникает при отравлениях ФОС, дихлорэтаном, четыреххлористым углеродом и др. В последние годы получили широкое распространение коматозные состояния, вызванные опиатами, барбитуратами, кокаином, транквилизаторами, анальгетиками, спиртами. По-прежнему актуальной остается клиника и терапия оксиуглеродной комы. Агрессивный делирий с последующим развитием коматозного состояния возникает при поражении BZ (би-зет) и отравлении атропиноподобными лекарственными препаратами.
Кардиотоксический синдром развивается при воздействии ток-соальбуминов, содержащихся в коралловых полипах (палитоксин), в растениях борец синий (аконитин), чемерица белая (вератрин), строфант, наперстянка и др. Кардиотоксический действием обладают препараты калия и бария, ФОС, окись углерода, цианиды.
К химическим веществам с раздражающим действием относятся кислоты и оксиды таких химических элементов, как хлор, фтор, сера, азот. При достижении определенной величины ингаляционной токсодозы вещества данной группы (пары фтора, фосгена, дифосгена, хлора, азотистого иприта, азотной и азотистой кислот, оксидов азота, сернистого иприта, серной кислоты, оксидов серы и др.) могут вызвать развитие токсического отека легких.
Гемотоксическая гипоксия характерна для отравлений окисью углерода, уксусной кислотой, тяжелыми металлами, виперотоксином (змеиный яд), рицином (токсоальбумин в оболочке семян клещевины). Отравление переходит в интоксикационный коллапс при внезапном снижении уровня оксигемоглобина до 5% (вес.) и ниже.
Гистотоксическую (тканевую) гипоксию вызывают синильная кислота и ее соли, барбитураты. Экстремальный синдром диагностируется при частоте дыхания более 35-40 в минуту.
Токсическая гепатаргия (аргия - бездействие, гр.) как понятие имеет синоним «печеночная энцефалопатия». Ее вызывают дихлорэтан, хлороформ, четыреххлористый углерод, полихлорциклические соединения, спирты, сульфат железа, фосфор, растительные токсины фаллотоксин и аматотоксин, содержащиеся в бледной поганке.
Почки являются биологической мишенью для избирательного воздействия таких ядов, как неорганические (сулема) и органические (гранозан) соединения ртути, щавелевая кислота и этиленгликоль (образующий щавелевую кислоту в организме под влиянием ферментов
летального синтеза), спирты, тяжелые металлы (хром, свинец), мышьяк. Все они вызывают токсическую нефропатию. Экстремальный патологический процесс диагностируется при уровне олигурии 20 мл в час и меньше. Некоторые лекарственные препараты (сульфаниламиды, гентамицин) оказывают выраженное нефротоксическое действие. Следует отметить, что гепато- и нефротоксические яды проявляют перекрестное действие на свои органы-мишени.
Висцеральные синдромы экстремального патологического процесса будут подробнее рассмотрены в частных главах. Здесь мы обратим внимание на клиническую характеристику неспецифических синдромов.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 614 | Нарушение авторских прав
|