Возникновение токсикологии как науки
Основоположники античной медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), Гален (129-201 гг. н.э.) оставили свои труды, в которых описаны свойства ядов и противоядий, методов удаления ядов из организма. Знаменитые галеновы препараты - это лекарства рвотного, слабительного, потогонного и мочегонного действия, необходимые для лечения отравлений, которые заложили основу современной эфферентной терапии интоксикаций.
Родившийся близ узбекского города Бухары Ибн-Сина (Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ион-Али ибн-Сина, или Авиценна, как его называли в Европе, 980-1037 гг.) создал «Канон врачебной науки». Этот энциклопедический труд вобрал в себя все достижения медицины древней Греции и Рима, Индии и Китая, Ирана и Средней Азии, Сирии и арабского Востока. Вклад Ибн-Сины в развитие медицины огромен. Его клинический опыт не ограничивался наблюдениями у постели больного. До Ибн-Сины никто ае призывал к столь широкому использованию эксперимента в медицине. Достаточно вспомнить его указание о том, что «свойства лекарств познаются путем сравнения и путем испытания как на животных, так и на здоровых людях».
St RTT1T f* Н Tf Д
Сам Ибн-Сина проводил такие исследо-^"ния на двух группах овец - контрольной и опытной. За 800 лет до Р. Ла-•Ивека и Л. Ауэнбругтера при обследовании больных он применял методы ^Уснульта ции и перкуссии.
Алигьери Данте (1265-1321) - великий итальянский поэт, заложивший ~™овы итальянского литературного языка, автор бессмертной «Божественной ко-*ВД""» (1307-1321), откуда приведена строчка эпиграфа («Ад» IV, 142). См. на об-■пожке иллюстрацию, взятую из раннего издания поэмы.
Экстремальная токсикология
1ет и задачи медицинской токсикологии
Подобно тому как вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так и вся наша токсикология вышла из судебной медицины. С.Н.Голиков (1997)
| Врач, философ Ибн-Сина внес огромный вклад в развитие медицины и культуры. Этому способствовал прекрасный поэтический дар ученого, автора многочисленных рубай. Его философские сочинения содержат не только естественно-научные воззрения, но даже и музыкально-теоретические положения.
Умер Ибн-Сина в городе Хамадане (Персия), где на его могиле соорудили мавзолей. В 1954 г. во время перестройки мавзолея была вскрыта гробница Ибн-Сины. Известный скульптор и анатом М.М. Герасимов сделал графическую реконструкцию портрета Авиценны - единственное достоверное изображение ученого.
«Канон врачебной науки» многократно переводился на европейские языки, около 40 раз переиздавался на латинском языке, более 500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских университетов и медицинских школ арабского Востока. Не случайно Данте Алигье-ри в своей «Божественной комедии* встречает Авиценну в кругу Гиппократа и Галена.
К сожалению, столь длительное поклонение трудам великих врачей в средние века привело к застою научной мысли и игнорированию практики.
Лишь в период раннего Возрождения был сделан определенный прорыв. Швейцарский врач и химик Парацельс (его подлинное имя -Филипп Гогенгейм, 1493-1541 гг.) призывал: «Теория врача - это опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». Ученики Па-рацельса изучали лечебные и токсические свойства лекарственных веществ, химические свойства продуктов жизнедеятельности организма. Знаменитый афоризм Парацельса «Только доза делает лекарство ядом» - это исходная точка для развития токсикометрии как раздела токсикологии и указание на опасность лекарственных отравлений.
В1828 г. европейские газеты сообщили о сенсационном выступлении профессора Парижского университета М. Орфилы* на заседании городского суда в качестве эксперта. Он сумел доказать факт предумышленного убийства мельника его женой. Желая избавиться от нелюбимого супруга, она подкладывала ему в пищу мышьяк. Обнаружив мышьяк в тканях трупа, М. Орфила доказал факт предумышленного убийства. Это была первая научно обоснованная су-дебно-токсикологическая экспертиза.
*Орфила Матье (1787-1853) - врач и химик, профессор Парижского университета, основоположник судебной токсикологии.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 493 | Нарушение авторских прав
|