Химический стресс
Физиологические и патоморфологические, эндокринологические и нейрогуморальные основы учения о генерализованном адаптационном синдроме были заложены в трудах Л.А. Орбели, А.А. Богомольца, Г. Селье и других ученых.
Л.А. Орбели (1908, 1923, 1932 и др.) открыл адаптационно-трофическую функцию симпатической нервной системы. Эта функция реализуется с участием мозгового вещества надпочечных желез и трофической иннервации в составе симпатической нервной системы.
А.А. Богомолец первым обратил внимание на увеличение коры надпочечных желез при дифтерии (1905), экзогенной интоксикации (1909), травматическом шоке и утомлении (1944).
Г. Селье (1936,1960) впервые описал генерализованный адаптационный синдром у животных на модели интоксикации формалином. Он характеризовал этот синдром как напряжение приспособительных систем организма, когда:
• происходит значительное увеличение коркового слоя надпочечников, однако секреторные гранулы в клетках коры исчезают, что свидетельствует об их истощении;
• развивается острая инволюция тимико-лимфатической системы, масса вилочковой железы и селезенки снижается, число лимфоцитов, эозинофилов, моноцитов уменьшается;
• на слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки образуются эрозии и язвы.
Развитие адаптационного синдрома характеризуется сменой таких фаз, как тревога, защита и истощение. Стадию тревоги обычно понимают
Экстремальная токсикология
Экстремальные синдромы химической патологии
как стресс. Г. Селье писал, что жизнь без стресса невозможна. Столкновение с умеренным воздействием экстремальных факторов способствует преодолению противоречий, развитию личности, повышает ее способность к борьбе. В поэтическом описании поведения царя Петра перед Полтавской битвой А. Пушкин увидел важные черты такого состояния, которое мы теперь относим к стрессу.
Важным моментом диагностики стресса является оценка критического отношения пострадавшего к экстремальной ситуации. У одних оно является адекватным, у других частично снижается. Последнее диагностируется как астенический невроз. Такие пострадавшие получают врачебную помощь без госпитализации (Ю.А. Александровский и др.).
Клиническая картина психомоторного стресса проявляется признаками возбуждения симпатоадреналовой системы и щитовидной железы. Обнаруживается стремление к подвигу, героическому поведению. Снижается самокритика. Теряется управление собой, что может выражаться и в трусливом бегстве. Характерными признаками являются гипердинамия, тремор. Возможно совершение больших физических и психоэмоциональных усилий, на которые в спокойном состоянии человек не способен.
При внешнем осмотре обращают на себя внимание блеск глаз, экзофтальм, широкие зрачки. Чувство зябкости сочетается с субфебрилитетом. Повышенный пиломоторный рефлекс способствует возникновению симптома гусиной кожи. Наружные слизистые сухие. Во рту чувство сухости и жажды.
При стрессе утрачивается аппетит, развиваются атония кишечника и олигурия.
Определение степени тахикардии, гипертензии, тахипноэ помогает отличить стресс от дистресса. Для этого необходимо выявить вегетативный индекс Кердо:
П
где: ДД - диастолическое давление в мм рт.ст.; П - частота пульса в минуту.
При положительном значении вегетативного индекса наблюдается стресс, при отрицательном - дистресс, при величинах, близких к нулю, психоэмоциональное состояние оценивается как нормальное.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 570 | Нарушение авторских прав
|