АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Ботулотоксины

В качестве токсинного оружия, по данным ВОЗ, наиболее вероят­но применение в боевых условиях токсоальбуминов. По своему про­исхождению они разделяются на микробные (ботулотоксины и др.), растительные (рицин и др.) и животные (кобротоксин, випероток-син и др.). Распыляя белковые частицы в воздухе, потенциальный противник может создать высокотоксичные аэрозоли, обладающие объемным поражающим действием на людей. Наибольшую опас­ность представляют токсоальбумины микробного происхождения: ботулинические, сибиреязвенные, дифтерийные, столбнячные и др.

В природе встречаются шесть видов ботулотоксинов: А, В, С, D, Е, F. Ботулотоксины являются самыми токсичными веществами из всех известных ядов. В кристаллическом виде они были впервые выделены во время второй мировой войны в американском военно-биологическом центре Кэмп-Детрик. Культивирование палочки колбасного яда Clostridium botulinum и очистка нейротоксических белков, содержащихся в них, по мнению экспертов ВОЗ, представ­ляют собой сравнительно простые технологические процессы, соз­дающие возможность для получения этих токсинов в широком масштабе и применения с террористическими целями.

Несмотря на подписание Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологичес­кого) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972), некоторые страны содержат в своих арсеналах ботулотоксины грубой очистки.

Неудачные попытки биологического терроризма с использова­нием ботулотоксинов были предприняты японской религиозной сектой «Аум Сенрике» в июне 1993 г., во время свадьбы японского


кронпринца, где ботулинический аэрозоль пытались распылить с помощью автомобильной системы.

По прогнозным оценкам ВОЗ, применение террористами ботулотоксинов для заражения водоводов способно вызвать тяжелые поражения от 10 до 60% жителей города.

Стойкость ботулотоксина на местности равна 30 сут в сухую по­году и 10 сут - в прохладную. В воде ботулотоксин сохраняет свою токсичность несколько дней.

Кипячение воды, зараженной ботулотоксином, по мнению од­них авторов (П.Н. Бургасов и др.), эффективно в течение 5-15 ми­нут, по мнению других (3. Франке) оно должно быть не менее одно­го часа. Ввиду ненадежности обезвреживания токсина путем кипя­чения, хлорирования, фильтрации необходим контроль дегазации биологическим методом.

Белковый аэрозоль ботулотоксина цроникает в организм через ор­ганы дыхания и желудочно-кишечный тракт: CL50 0,02 мкг • мин/л, DL50 1-10 мкг. Возможно проникновение токсина в организм через раневые ткани.

В клинике ботулинических токсикоинфекций, вызванных про­дуктами домашнего консервирования, преобладают тяжелые от­равления (до 80%). Общая смертность составляет 30% (П.Н. Бурга­сов и др.).

При ингаляционном поступлении период скрытого действия протекает несколько часов (2-10), при энтеральных отравлениях -несколько суток (0,5-10). В зависимости от путей поступления в клинике поражения ботулотоксином преобладают дыхательные или кишечные расстройства. Как при ингаляционном, так и при энтеральном пути проникновения развиваются специфические признаки зрительных нарушений.

Дыхательная недостаточность имеет угрожающее значение для жизни. Она начинается с появления одышки (30-35 дыханий в ми­нуту), тахикардии (ЧСС более 100 в минуту), возникают затрудне­ния при глотании, нарушается речь, появляется гнусавость голоса. Затем наступает афония и паралич диафрагмальной мышцы, тре­бующие немедленного перевода больного на аппаратное принуди­тельное дыхание.

Энтеральные нарушения складываются из таких признаков, как схваткообразные боли в животе, сухость слизистых, сильная жажда, метеоризм, понос или запор.



Экстремальная токсикология


Природные яды и их аналоги



 


Зрительные нарушения патогномоничны для ботулинической интоксикации: острая дальнозоркость, стойкое расширение зрач­ков, мелькание мушек перед глазами, двоение в глазах, симмет­ричные параличи глазодвигательных и других черепно-мозговых нервов, птоз, офтальмоплегия, стробизм.

На вскрытии определяются множественные мелкоточечные кровоизлияния в нервной ткани и паренхиматозных органах, гене­рализованный дистрофический процесс.

Поступая в кровь, ботулотоксин способствует исчезновению из стенок сосудов кислых мукополисахаридов, что вызывает деполи­меризацию гиалуроновой кислоты. Это обстоятельство благоприя­тствует развитию мелкоточечных кровоизлияний и объясняет при­чину проникновения белкового яда в ЦНС. Попадая в нервную ткань, ботулотоксин воздействует на пресинаптические мембраны холинергических нейронов, уменьшает нейросекрецию ацетилхо-лина, тормозит функцию калий-натриевого насоса в синапсах и эритроцитах. При ботулизме страдают мотонейроны спинного и продолговатого мозга, а также нервно-мышечные синапсы. Умень­шение секреции ацетилхолина сопровождается возбуждением се-ротонинергических и гистаминергических структур, истощением тканевых резервов АТФ (Н.П. Чеснокова).

Токсикотерапевтическая помощь на догоспитальном этапе должна быть оказана в самый короткий срок.

Первая помощь заключается в надевании противогаза и прове­дении частичной специальной обработки. По команде старшего производится стряхивание пыли с обмундирования; с лица и рук пыль убирается чистым сухим платком или марлевой салфеткой.

Доврачебная (фельдшерская) помощь оказывается на выходе из очага заражения. Проводится дополнительная специальная обра­ботка, снимается противогаз. При употреблении зараженной воды вызывается искусственная рвота. По показаниям производится кратковременная ингаляция кислорода, осуществляется искус­ственное дыхание.

Первая врачебная помощь:

• при затрудненном дыхании больному дают дышать кислоро­дом;

• при признаках цианоза или гиперемии кожных покровов, зат­руднении глотания, нарастающей одышке показан перевод на ап­паратное искусственное дыхание;


* при энтеральном отравлении производится зондовое промыва­ние желудка 2% раствором гидрокарбоната натрия (10 л).

При оказании квалифицированной медицинской помощи про­водят специфическую терапию путем внутримышечного введения поливалентной противоботулинической (А, Е, В) сыворотки, осу­ществляют искусственную вентиляцию легких, внутривенную трансфузию кристаллоидных и коллоидных растворов в сочетании с назначением диуретиков.

Противоботулиническая сыворотка вводится по методу A.M. Безредки. Перед первым введением ставят внутрикожную пробу с разведенной (1: 100) сывороткой. Если через 20 минут диа­метр папулы будет меньше 10 мм, то подкожно вводят 0,1 мл нераз-веденной сыворотки. При отрицательной реакции через 30 минут внутримышечно вводят лечебную дозу. Разовая доза поливалент­ной противоботулинической сыворотки содержит 25 000 АЕ. Та­кую дозу вводят 4 раза в день 4 дня подряд. Одновременно назнача­ют антигистаминные средства, гидрокортизон, левомицетин внутрь.

Госпитальный этап оказания токсико-терапевтической помощи для больных с ботулинической интоксикацией является основным. Потребность в искусственной вентиляции легких может оказаться длительной. Поэтому после окончания сывороточного лечения больного эвакуируют в токсико-терапевтический или неврологи­ческий госпиталь (больницу), используя при эвакуации аппарат искусственного дыхания. Эффективным методом лечения дыха­тельной недостаточности при ботулизме является гипербарическая оксигенация (В.Н. Никифоров).

Рицин

Среди токсоальбуминов растительного происхождения наиболь­ший военный интерес представляет рицин. Он обнаружен в оболоч­ке семян клещевины (0,1%). Жмых, остающийся после отжатия касторового масла, содержит 3% рицина. Отходы этого производства могут послужить источником получения яда, смертельные дозы которого для различных животных составляют от 1 до 100 мкг/кг.

Рицин, подобно небелковым токсинам, мало пригоден для зара­жения воздуха. Но его можно использовать для снаряжения холод­ного оружия и огнестрельных боеприпасов. Небольшие поврежде­ния кожных покровов становятся смертельно опасными в случае



Экстремальная токсикология


Природные яды и их аналоги



 


проникновения в рану рицина. Широкую известность получило убийство болгарского писателя Маркова через укол зонтиком, ост­рие которого было снаряжено рицином.

Рицин состоит из 18 аминокислот, которые образуют две поли­пептидные цепи. Они связаны между собой через пиридиновое кольцо.

Через 18-24 часа после попадания рицина внутрь организма воз­никает геморрагический энтероколит, затем появляются слабость, лихорадка, расстройство остроты зрения, судороги. На 2-3-и сутки развивается паралитическое состояние и наступает смерть.

Еще в 1891 г. П. Эрлих обнаружил выраженные антигенные свой­ства у токсоальбумина рицина. С этим связана способность яда склеи­вать эритроциты, нарушать микроциркуляцию в стенке кишечника, печени и почках, в ткани головного мозга. Вследствие этого во внут­ренних органах за короткий срок формируются обширные некрозы.

Способность яда вызывать агглютинацию эритроцитов исполь­зуется для его индикации в пищевых продуктах и других средах (И.А. Гусынин).

Лечение рициновой интоксикации: серотерапия, антигистамин-ные средства и антикоагулянты, солевые растворы.

Укусы ядовитых змей и паукообразных

Укусы ядовитых животных чаще встречаются в южных облас­тях. В горно-пусты иной местности наиболее часто возникают по­ражения ядами кобры, гюрзы, песчаной эфы, каракурта и скор­пиона.

В ядовитых железах кобры содержится от 50 до 200 мг кобро-токсина, DL50 составляет 0,5 мг/кг. В яде песчаной эфы находится 10-12 мг ехиднотоксина; проникновение в организм его дозы 0,1 мг/кг смертельно. У гюрзы содержание виперотоксина колеб­лется от 50 до 150 мг, смертельной дозой для человека считается 0,4-0,8 мг/кг (СВ. Пигулевский).

Паукообразные членистоногие каракурт и скорпион более опас­ны, чем змеи. В ядовитой железе каракурта находится примерно 1 мг токсина, который вызывает смерть человека в дозе 0,03 мг/кг. У скорпиона в ядовитой железе хвоста имеется 10 мг токсина, который смертелен в дозе 0,1 мг/кг (СВ. Пигулевский).

Действие зоотоксинов на организм зависит от соотношения гемо-и нейротропного компонентов яда. У кобры и каракурта преобладает


нейротоксин, у гадюковых змей (эфы, гюрзы) и скорпиона оба ком­понента находятся в равных соотношениях.

Нейротоксин вызывает возбуждение, судороги, повышение АД. Во второй фазе действия наблюдаются депрессия, снижение АД и параличи, в том числе и дыхательных мышц.

Гемотропный токсин вызывает геморрагические и воспалитель­но-некротические изменения в тканях. Сначала они возникают вблизи места укуса, затем — во внутренних органах. В сосудах про­исходит образование тромбов, приводящих к нарушению кровос­набжения внутренних органов. В последующем тромбы в сосудах подвергаются гемолизу. Происходит отторжение некротических тканей, затем всасывание продуктов распада, на что организм отве­чает токсико-резорбтивной лихорадкой.

Чтобы обезопасить себя от укусов ядовитых змей, в горно-пус­тынной и другой змееопасной местности следует соблюдать опреде­ленные профилактические меры. При движении пешком траву и кустарник раздвигают палкой. Ноги должны быть надежно обуты. Запрещается купаться в озерах и реках, на берегах которых водят­ся змеи. При выборе места для отдыха необходимо внимательно ос­мотреть вокруг траву и кустарник. Края палатки и местность на 1 м вокруг нее присыпаются сухой хлорной известью и хлорофо­сом. При устройстве на ночлег одежду и обувь необходимо туго ска­тать, а утром тщательно отряхнуть.

При укусах ядовитых змей и паукообразных противопоказано вырезать или выжигать место повреждения, нельзя накладывать жгут на пораженную конечность, вводить дезинфицирующие раст­воры в пораженные ткани. Эти широко бытующие в практике и ре­комендуемые даже в отдельных руководствах «меры помощи» уси­ливают развитие некрозов, способствуют разрушающему действию. гемотропного токсина (М. Н. Султанов).

Первая и доврачебная (фельдшерская) помощь заключаются в отсасывании яда из места укуса с помощью пустого шприца. Затем на укушенную конечность накладывают тугую повязку и шину из местных средств. Пострадавшему дают обильное питье и срочно эвакуируют в ближайший медицинский пункт.

Первая врачебная и квалифицированная медицинская помощь осуществляются однотипно. В течение 6-8 часов после укуса в пора­женные ткани вводят 0,3 мл 0,1% раствора адреналина, на пора­женную конечность накладывают тугую повязку и пузырь со льдом.



Экстремальная токсикология


Природные яды и их аналоги



 


Внутривенно вводят гепарин в дозах от 5 до 15 тыс. ЕД.

Специфическим средством лечения является сыворотка «Анти­гюрза». Она положительно зарекомендовала себя при укусах гадю-ковых змей, кобры, каракурта, скорпиона. Сывороткой «Антигюр­за» снабжаются все лечебные учреждения змееопасных районов. В одной ампуле (2-5 мл) содержится 500 ЕД. Вводить ее следует подкожно, дробно, по методу A.M. Безредки. При легких отравле­ниях вводят 500 ЕД, при тяжелых - 3000 ЕД.

Одновременно применяются противоаллергические средства (преднизолон, димедрол, глюконат кальция). Кардиотонические и бронхолитические средства используются при наличии показаний. В случае инфицирования места укуса вводится противостолбняч­ная сыворотка по методу A.M. Безредки. Эвакуация больного из медицинского пункта в омедб (госпиталь) обязательна в любое вре­мя суток сразу же после введения лечебных средств.


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 719 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)