АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Очаг поражения аэрозолем из фентанилподобных продуктов (московская хроника 23.10-11.12.2002 г.)

Прочитайте:
  1. V2: Заболевания твердых тканей зуба: некариозные поражения, кариес
  2. XI пара ЧМН - добавочный нерв, симптомы поражения.
  3. А. Клинические формы поражения
  4. Анатомо-физиологические данные и симптомы поражения I пары ЧМН
  5. Биохимические синдромы поражения печени
  6. Влияние факторов внешней и внутренней среды на созревание и вымет половых продуктов.
  7. Внутренняя капсула и синдромы ее поражения.
  8. Внутренняя капсула. Проводящие пути. Синдром поражения.
  9. Возможная величина и структура санитарных потерь в очаге ядерного поражения
  10. Вопрос. Продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок. Функции, симптомы поражения.

Ну до чего народ кругом Пошел жестокий, обозленный! Всей нашей жизни цена пятак! Хор из мюзикла «Норд-Ост»* (действие первое, сцена на пристани)

23 октября в 19 часов началось очередное представление мюзик­ла *Норд-Ост» в зрительном зале Дворца культуры завода «Шари­коподшипник». Рабочий театр расположен на улице Мельникова между двумя улицами: Первая и Вторая Дубровская, недалеко от метро «Пролетарская». Москвичи называют этот район Дубровкой (рис. 23).

Во время второго действия спектакля в 21 час 05 минут в зри­тельный зал вошел отряд террористов численностью более 40 чело­век. Террористы потребовали прекратить войну в Чечне и объяви­ли заложниками более 900 человек зрителей и артистов.

26 октября в 5 часов утра раздались глухие взрывы, в течение получаса слышалась стрельба из автоматов. Впоследствии стало известно, что спецназовцы в это время произвели запуск высоко­концентрированного аэрозоля с «веселящим действием».

Министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко разъяснил: применялся состав на основе производных фентаннла.

Поражающему действию фентанилподобного аэрозоля в услови­ях не вентилируемой аудитории способствовали гипоксия, гиподи­намия, отсутствие воды, продуктов питания и канализации. Ди-стрессовая ситуация продолжалась 56 часов.

26 октября в 6 часов 30 минут начались спасательные работы и вынос пострадавших к транспорту. До линии оцепления (50 м от те­атра) первая помощь оказывалась спецназовцами и отрядом спаса-телей-парамедиков. Главное внимание было обращено на обеспече­ние доступа свежего воздуха в зрительный зал.

* «Норд-Ост» неписан по мотивам романа Вениамина Каверина «Два капитана». Музыка и стихи Георгия Васильева и Алексея Иващенко. Премьера 19 октября 2001 г.


У 117 зрителей не было обнаружено признаков жизни. Оставши­еся в живых получили инъекции из шприцов-тюбиков, содержав­ших налоксон. Обычная сортировочная практика в очагах массово­го поражения - прикалывать использованный шприц-тюбик к одежде пострадавшего - в Дубровке не использовалась. Не исключе­но, что некоторые зрители получили по 2-3 дозы антидота без ме­роприятий по востановлению проходимости дыхательных путей.

Рис. 23. Очаг поражения фентанилподобным аэрозолем

(Москва. 26 октября 2002 г.)

Фото Виктора Куликова.

Опубликовано в «Медицинской газете» 30.10.2002 г.


 

Экстремальная токсикология

Пострадавших в коме укладывали на плечи двоих спасателей лицом вниз. Первый спасатель фиксировал руки, второй - ноги по­раженного. Носилки и противогазы не применялись.

Для транспортировки зрителей «Норд-Оста» в больницы перво­го и второго эшелонов было подготовлено около 100 машин «скорой помощи» и 30 городских автобусов. Машины «скорой помощи» бы­ли поставлены последними в очереди автотранспорта. Реанимоби­ли не были выделены. В городских автобусах не были оборудованы места для носилок.

Депутат Госдумы, детский хирург, проф. М. Рокицкий свиде­тельствует: в автобусах были люди без сознания в положении полу­лежа или полусидя с запрокинутой головой. Такое положение при­водит к западению языка, захлебыванию рвотными массами, к прекращению дыхания. Возникающую в дальнейшем регургита-ционную пневмонию от попадания рвотных масс в легкие трудно лечить, и она чревата смертельными исходами.

Причину неудовлетворительной организации первой помощи и эвакуации пострадавших проясняет заявление заместителя мини­стра здравоохранения России В. Корбута: обсуждение вопроса о на­чале (следовательно, и о порядке - авт.) оказания помощи постра­давшим не находилось в компетенции медицинских работников. Потерь было бы намного меньше, если бы освобождение заложни­ков началось на сутки раньше и к оказанию первой помощи и эва­куации были бы привлечены силы и средства службы медицины катастроф и военно-медицинской службы.

26 октября 6.30-24,00. Дальнейшие лечебно-эвакуационные мероприятия были организованы Всероссийским центром «За­щита». Был реализован принцип двухэтапности медицинского обеспечения. В догоспитальный этап были включены лечебные учреждения, расположенные вблизи очага химического пора­жения (Первый госпиталь ветеранов войн, больницы №13, 7 и др.). Больницы догоспитального этапа, или 1-го эшелона, были доукомплектованы специалистами центра «Защита». Лечебные учреждения имели многопрофильный характер (ожидание взрыва) и обладали опытом приема массового потока поражен­ных.

На базе Первого госпиталя ветеранов войн работал передвижной пункт управления Всероссийского центра медицины катастроф с пятью бригадами медицинского усиления.


Токсические вещества с психотропным и наркозависим ым действием 249

Специализированная токсико-терапевтическая помощь оказыва­лась в лечебных учреждениях московского и федерального подчинения. Это был второй эшелон оказания медицинской помощи, выполняв­ший задачи госпитального этапа медицинского обеспечения.

Видные специалисты по организации оказания скорой медици­нской и неотложной токсико-терапевтической помощи директор НИИ им. Склифосовского проф. А. Ермолов и главный токсиколог МЗ России проф. Е. Лужников рассказывают: доставленные к нам (НИИ скорой помощи) 42 пациента были с нарушениями дыхания. Почти половине из них требовались интубация трахеи и аппарат­ное дыхание. Всем пациентам была проведена инфузионная и ды­хательная терапия.

27 октября-11 декабря. Насколько нам известно, в печати были опубликованы лишь отрывочные сведения о величине и структуре санитарных и безвозвратных потерь в химическом очаге пораже­ния на Дубровке. Используя сообщения средств массовой информа­ции и опираясь на метод медико-статистического прогнозирова­ния, описанный в главе 16, мы провели расчет вероятных потерь среди 852 зрителей. Предположительно сложилась следующая структура потерь по степени тяжести:

1. Пораженные легкой степени тяжести, нуждающиеся в амбу­латорной врачебной помощи, - 100 человек (11,7%).

2. Пораженные легкой степени тяжести, нуждающиеся в крат­ковременной стационарной помощи, - 333 человека (39,1%).

3. Пораженные средней степени тяжести, нуждающиеся в реа­нимационной помощи на догоспитальном этапе, - 85 человек (10%).

4. Пораженные тяжелой степени, нуждающиеся в оказании спе­циализированной помощи на госпитальном этапе, - 124 человека (14,6%).

5. Пораженные крайне тяжелой степени со смертельным исхо­дом - 210 человек (24,6%).

И декабря 2002 г. в «Медицинской газете» была опубликована беседа зам. министра здравоохранения В. Корбута с корреспонден­том «МГ».

Во время беседы В. Корбут изложил порядок организации меди­цинского обеспечения пострадавших в очаге химического пораже­ния на Дубровке. Им было сказано, что аэрозоль из фентанилподоб-ных продуктов не является летальным газом. Поскольку с этим


 

Экстремальная токсикология

трудно согласиться, то есть необходимость добавить к мнению организатора здравоохранения фармако-токсикологическую оцен­ку фентанила и его дериватов.

Фентанил (сентонил) является производным пиперидина. Вы­пускается в спиртовом растворе в виде соли лимонной кислоты в ампулах по 10 мл с содержанием фентанила 0,5 мг (500 мкг). В во­де не растворяется. По химическому строению фентанил близок к птюмелолу:

Через 2-3 минут после введения фентанил оказывает сильное анальгезирующее действие на протяжении 15-30 минут. Применя­ют для премедикации, вводного наркоза, послеоперационной анес­тезии и нейролептоанальгезии в дозах 200-600 мкг. В более высо­кой дозе (50-100 мкг/кг) фентанил используют для проведения операций на открытом сердце.

Болевая чувствительность подавляется почти полностью, что объясняется легким проникновением фентанила через гематоэнце-фалический барьер. Концентрация фентанила в ткани головного мозга в 10 раз превышает его концентрацию в крови.

При быстром введении в вену или при передозировке фентанила возникает двигательное возбуждение, снижается частота и глубина дыхания, появляются кратковременные апноэ, возникает ригид­ность мышц грудной клетки и брюшной стенки (синдром ♦деревян­ной грудной клетки»). Возможно развитие бронхоспазма. Сердеч­но-сосудистая система реагирует на введение фентанила брад и кар-дней и снижением АД.

Еще в середине XX века известный специалист по изучению ме­ханизма действия ингаляционного наркоза проф. B.C. Галкин* по­казал, что скорость и величина усвоения наркотических средств ре­цептивным полем легких идентичны внутривенному пути введения.

* B.C. Галкин. Некоторые очередные вопросы теории и практики наркоза. Док­лад на сессии АМН 7 марта 1955 г. В кн.: О наркотическом торможении и сходных с ним состояниях. Труды ВМОЛКА, т. 133, с. 17-25. - Л., 1962.


Токсические вещества с психотропным и наркозависимым де йствием 251

Поэтому абсолютные величины наркотиков, введенные внутривен­но и ингаляционно, совпадают.

Исходя из этого постулата, возможно ориентировочно определить в воздухе эффективную токсическую концентрацию фентанила и его дериватов. Нам известно, что внутривенная доза Д фентанила, вы­зывающая нейролептоанальгезию, равна 0,5 мг, продолжитель­ность воздействия аэрозоля Т составляла 20 минут, средний минут­ный объем дыхания МОД равен 8 л в минуту:

СЕ50 = ДТМОД = 0,5 • 20 • 8 = 80 мг • мин./л.

Длительное дистрессовое состояние зрителей, продолжавшеся свыше 56 часов, снизило эффективную дозу в 2-4 раза и преврати­ло достигнутую концентрацию в CL20-CL35.

Антидотами фентанила и его производных, относящихся к про­дуктам опиоидного ряда, являются налоксон и атропин. Разовая доза налоксона при внутримышечном введении равна 0,4 мг/мл, атропина - 1 мг/мл. Атропин при воздействии холиномиметичес-ких ядов, к которым можно отнести и фентанил, имеет более широ­кий терапевтический индекс по сравнению с налоксоном.

В последнем издании Справочника «Лекарственные средства» (2005) академик РАМН М.Д. Машковский предупреждал, что при отсутствии условий для искусственной вентиляции легких исполь­зование фентанила недопустимо.

Абсолютным требованием при нарушениях дыхания и интокси­кационном коллапсе, вызванных действием фентанила или его де­риватов, является проведение аппаратной вентиляции легких и инфузионной терапии. Невозможно отрицать, что смерть 117 чело­век в зрительном зале наступила от асфиксии. Причиной смертель­ных исходов на этапах медицинской эвакуации стали, по-видимо­му, регургитационная пневмония, вызванная попаданием рвотных масс в легкие, и интоксикационный коллапс у лиц, ослабленных возрастом и сопутствующими болезнями.


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 600 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)