Он представил себе, что сидит в кинотеатре на среднем ряду в середине зала. Затем медленно гаснет свет, включается кинопроектор и он видит все те события, которые он переделал.
После окончания фильма он выходит из своего тела и садится на несколько рядов сзади. И смотрит вторую серию уже из новой позиции и в новом ракурсе. В это время он обращается к своему подсознанию и говорит, что он хочет, чтобы все эти события перестали влиять на его настоящее и будущее.
После окончания фильма он выходит из зала в вестибюль кинотеатра, поднимается по лестнице в кинопроекторскую и смотрит третью серию покадрово. И представляет себе, как сильное тепло от проекционной лампы расплавляет все эти кадры. И фильм сгорает, он больше не может влиять на его поведение и самочувствие.
Комментарий.
Эта техника обеспечивает диссоциацию от нежелательного для пациента поведения (путем выведения ситуации на экран, а затем выхода из себя). Поэтому такие образы становятся для бессознательного четкими командами: "Я диссоциируюсь от этого!" Образы сжигания фильма входят в него как команды на полный отказ от подобных действий или же эмоций в будущем.
И для бессознательного это КАК БЫ перестает существовать. Конечно, на сознательном уровне человек помнит, что это событие он когда-то пережил на самом деле. Но стирание для него действует примерно так, как при стирании информации в компьютере. Ты, наверное, дорогой мой читатель, знаешь, что при стирании информации в компьютере она на самом деле не стирается. Стирается командная строка доступа к ней. Информация где-то записана на ячейках памяти, но доступ к ней прерывается.
Трудное - это то, что может быть сделано немедленно;
Невозможное - то, что потребует немного больше времени.
Д.Сантаяна.
Кстати, работа с этой техникой еще раз убедила меня, что разум человека и компьютер работают на одних и тех же принципах. Мы, как Боги, по образу и подобию своему, создали компьютеры.
Глава девятая, в которой я расскажу о Символдраме
7. После работы с «Машиной времени» я провел Максиму полный курс Символдраматического лечения. Я тоже приведу описание этих сеансов, так как они очень информативны и чрезвычайно интересны для понимания того, как работает психотерапия.
А) Я предложил Максиму представить себе реку. И он увидел реку шириной 20-30 метров с крутыми берегами, к которой было очень трудно подойти из-за того, что берега были у нее топкими. При предложении идти вниз по течению он идет, жалуясь, что очень трудно идти. И для того, чтобы облегчить себе путь, он входит в воду и плывет вниз по течению. На каком-то этапе он слышит впереди шум водопада и для того, чтобы не упасть с него он пытается подгрести к берегу. Но его усилия не помогают, он ничего не может сделать и его несет все ближе и ближе к водопаду.
На мое предложение подумать, что он может сделать в этой ситуации, он ныряет под воду. Оказывается, что там течение более слабое и ему удается вынырнуть ближе к берегу. С большим трудом он взбирается на берег и видит, что он успел в последний момент – впереди водопад и вода уходит под землю. Несмотря ни на какие стимулы ничего не может сделать с водой, чтобы ее вернуть на поверхность.
Б) На следующий день он видит, что под водопадом находится озерцо в виде сердечка. И вся вода из реки уходит под землю. Я ему предлагаю осмотреть берега озера: может быть, где-нибудь вода вытекает из озера. Но он ничего не находит.
В) На следующем сеансе при обследовании озерца он видит небольшой ручеек, который вытекает из него по поверхности земли. Он идет вдоль этого ручья и видит, что вода вопреки всем законам гравитации поднимается на бугор, затем опускается, как это делает автомобильная дорога. По мере движения ручеек становится все более полноводным и превращается в достаточно широкую реку.
Но на ее пути встает горный хребет. Вода промывает его и впадает в какое-то озеро. Но оказалось, что это залив моря. На мой вопрос: что бы ему хотелось сделать на этом море, он долго не находит ответа. Когда же я прямо спросил его: не хочется ли тебе искупаться?, он категорически отказывается, ссылаясь на то, что боится.
Г) На следующем сеансе я предложил ему пойти вверх по течению реки. Он очень долго не может понять, что от него требуется. Он не мог понять – как это идти вверх, к истоку реки, все время переспрашивал меня - куда идти. После того, как понял, все-таки пошел к истоку.
Берега реки очень топкие, заросшие камышом и ивняком. Максим во время этого пути все время жаловался, что ему трудно идти. В конце концов он поднимается вверх и идет уже по скалам по-над рекой. На некотором этапе он видит, что вода в реке почти падает водопадом. И он с трудом карабкается по скалистым берегам вверх.
Забравшись наверх, он видит озеро. Он обошел его вокруг и входящей воды не увидел. Но и родника тоже не видит. И только после сильного принуждения он тщательно обследует озеро и видит, что родники бьют на дне озера. К ним подойти ближе не может. На предложение попить воды из этого озера он отказался, сославшись на то, что она грязная. Но лицо все-таки умыл, отметив, что вода прямо ледяная.