Клиентка рассказывает об эпизоде, в котором была получена тяжелая физическая травма, последствием были и феномены ПТСР. Девочка (8 лет) в школе по приказу учительницы закрывала окно, и одноклассница в шутку стала ее выталкивать. В результате девочка не удержалась и выпала в окно, получила травму лица и сотрясение мозга. Сопровождающие обстоятельства были таковы, что кроме физической травмированности имела место травма психическая и феномен ПТСР. Когда клиентка рассказывает об эпизоде, когда одноклассница начинает ее выталкивать, ее тело начинает напрягаться и дыхание становится поверхностным.
Терапевт: что происходит сейчас с твоим телом.
Таня. Спазм ниже челюстей. На уровне горла (остановленный крик? остановленная ярость и протест? Остановленная агрессия в адрес атакующей девочки?) и сцеплены челюсти. Челюсть сильно болит.
Терапевт: можешь сейчас показать, как сильно сцеплены твои челюсти. Покажи, с какой силой они сжаты. Возьми мою руку, сожми мою руку твоими руками с такой силой, как сжимаются твои челюсти.
(Комментарий: терапевт использует прием переноса активности с внутреннего поля, из позиции ретрофлексии, на внешний и безопасный объект. Терапевтический прием рискованный, но эффективный, так как при сильной регрессии человек рискует проявить агрессию только к близкому и безопасной фигуре, каковой в данный момент является терапевт. А Таня явно регрессировала. И нуждается в поддержке. Однако позднее терапевту надо будет найти реальный объект для проявления активности, по отношению к которому будет уместна ее агрессия.)
Таня: (вцепляется в руку). Это даже вкус. Соленый, горький. (Разжимает руку). Сейчас только боль в суставах челюстных осталась. Но я уже могу говорить дальше. (Продолжает удерживать руку терапевта мягким движением)
Терапевт: сейчас, когда ты можешь продолжать говорить, возможно, ты сможешь заметить свои чувства в адрес той девочки?
Таня(слишком быстро): я не виню ее, она была "дурочка" и ничего не соображала, я сама виновата в том, что неосторожно полезла на окно.
Терапевт наверное, ты действительно не винишь у девочку, но как-то ты могла отбиться от нее? Попробуй медленно воспроизвести ситуацию.
Таня: там был момент, когда я могла дрыгнуть ногами и удержаться. Но я тогда ударила бы ее ногами по голове!!!(замирает при звуке собственных слов)
Терапевт: Как сейчас твои челюсти?
Таня: Дрожат, но сжаты не так сильно. Я чувствую, что я действительно сейчас могла бы оттолкнуть ее ногой (показывает движение). Но это ведь ужасно и неправильно – бить ногами по голове (сжимается и замирает).
Терапевт (интервенция, направленная на восстановление границ и ответственности): а как ты думаешь, могла бы та девочка сама отпустить тебя и отпрыгнуть, чтобы увернуться от твоего движения?
Таня (освобождено): кажется, в этом не было бы сложности. Значит, я сама могу оттолкнуть ее ногами, а она пусть уворачивается. (показывает жест корпусом и ногами, освобождено). Я ведь не планирую нанести ей увечий, и она сама может отвечать а себя.