АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Место пожилых людей в структуре общества в Средние века
С падением Римской империи и началом эпохи Средневековья продолжительность жизни вновь снижается по ряду причин.
В эпоху Средневековья в Европе ведущей идеологией общества становится христианская, проповедующая о греховности плоти и необходимости страданий для очищения бессмертной души. Практиковалось самобичевание, почетом пользовались аскеты. Отношение к греховной плоти, согласно религиозной идеологии тех времен, должно быть пренебрежительным, забота о здоровье не приветствовалась религией.
Наряду с этим, крестьянство, составляющее большую часть населения Европейских стран, находилось на грани выживания. Неурожаи в связи с изменениями климата и низкого уровня развития земледелия, бесчисленные подати феодалам порождали голод и нищету в среде беднейших классов общества. Спасаясь от голода, люди употребляли в пищу траву, кору деревьев и даже трупы животных и людей. Разорившиеся, доведенные до крайности люди становились нищими, бродягами или преступниками.
Таким образом, в средневековом мире, постоянно находящемся на грани голода, с низким уровнем самосознания, живущем в антисанитарных условиях, недоедающим и употребляющим скверную пищу бушевали эпидемии чумы, проказы, туберкулеза. Способствовало беспрепятственному распространению эпидемий и тогдашнее состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома бедняков были протекающими трущобами, а улицы напоминали болото, а также – миграция населения, бродяжничество. По свидетельствам европейских историков XII-XIII вв. сорокалетний мужчина считался человеком зрелого возраста, а пятидесятилетний – «человеком преклонных лет». Старше 50 лет люди встречались редко и были, в основном, из высших сословий.
Проблема старости и продления жизни интересовала ученых и философов Средневековья. В средневековой Европе в XI-XIII веках получила распространения алхимия – донаучное направление в развитии химии. Главной целью алхимических исследований было открытие «философского камня» для получения эликсира долголетия и бессмертия, а также превращение неблагородных металлов в золото и серебро. Поиском эликсира бессмертия занимался и знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс (XV-XVI вв.) – ставший основоположником ятрохимии (использования химических веществ для лечебных целей). Усилия алхимиков, как известно, завершались неудачей, поскольку уровень развития естествознания был еще довольно низким.
Что касается социального положения пожилых людей того времени, то, учитывая серьезные социальные проблемы, оно было крайне низким. С возрастом запас жизненных сил иссякал, присоединялись болезни, от которых вылечиться тогда было просто невозможно, и старики пополняли ряды нищих, убогих и калек. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.
Отношение к немощным, увечным, прокаженным, вообще к пострадавшим от всяческих болезней людям оказывалось крайне неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства – от ужаса до восхищения.
Роль «социального защитника» в Средние века в Европе и на Руси взяла на себя христианская церковь. Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и призрения нищих и убогих. В то же время, религия отождествляла болезни и немощь с божьей карой, расплатой за грехи, поэтому общество сторонилось прокаженных и калек.
Христианский мир раннего и классического средневековья не был особенно человеколюбив. Он был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1270 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
|