АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Место пожилых и старых людей в общностях древности
Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.
Социальное положение старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении – к улучшению. Однако это не так. После периодов очень неблагоприятных приходят периоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, снова уступить место периодам более или менее неблагоприятным.
Начиная с эпохи «каменного века» старики ценились общиной как хранители социального опыта, обеспечивавшие его преемственность и передачу в поколениях. В доисторическом обществе продолжительность жизни была значительно ниже и стариками в современном представлении их назвать нельзя, поскольку до 40-50 лет доживало не более 2,5-4,5% всей популяции. В период становления человека разумного на продолжительность жизни первобытных людей большое влияние оказывали природные факторы (климатические условия проживания, наличие и характер пищи, флора и фауна). Поэтому дожить до «преклонного возраста» тех времен могли лишь люди, наиболее приспособленные к выживанию в окружающей их среде – физически сильные и выносливые и в то же время наделенные достаточным для своего времени интеллектом. В течение жизни такой человек, соответственно, приобретал и более богатый жизненный опыт, передаваемый потомкам. Существует гипотеза, что появление в первобытном обществе заботы о стариках и детях, создании условий для их сохранения, вплоть до самопожертвования ради их выживания в критических ситуациях послужило важнейшим эволюционным фактором, давшим начало социальной эволюции человека.
Первые определения старения и его причин относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте. Рецепты замедления старения приводятся в древнекитайской и древнеиндийской медицине; практические рекомендации достижения долголетия можно найти также в трудах и высказываниях древнегреческих ученых Аристотеля и Гиппократа. Древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н.э..), ученик Платона, рассуждая в отношении старости, является ли она естественным процессом или болезнью пришел к выводу: «Болезнь есть преждевременно приобретенная старость. Старость – естественная болезнь».
В трактате о старости римского писателя и оратора Марка Туллия Цицерона (II-I вв. до н. э.) содержатся возражения против сформулированных им же «обвинений» в адрес старости, которая якобы препятствует деятельности, а также ослабляет тело, лишает человека земных наслаждений и приближает его к смерти. Цицерон указывает, что старики также могут заниматься делами, ибо мудрость, авторитет и здравые решения укрепляются к старости. Их силы сохраняются, если молодость не была распущенной. Свобода от плотских излишеств укрепляет разум, тогда как наслаждения может погасить свет духа, но скромные пиры и сельские утехи – доступные и приятные занятия стариков. Что касается смерти, то лучше всего о ней не думать; до глубокой старости доживают немногие, их смерть можно уподобить потуханию угасающего костра или падению зрелого плода.
Римскому врачу Галену (I-II вв. н. э.) принадлежит важная мысль, что здоровье в старости качественно отличается от здоровья в любом другом возрасте и представляет собой некое промежуточное состояние между здоровьем и болезнью. Во времена Цицерона врачи описывали болезни старых людей и давали вполне разумные профилактические рекомендации – правильный образ жизни, умеренное питание, физические и умственные упражнения, другие, способствующие продлению жизни и здоровой старости. Здесь прослеживаются даже некоторые зачатки гериатрии.
Наибольшим вниманием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Элладе и античном Риме). Понятия «старость» и «мудрость» зачастую отождествлялись в античном обществе и высокое положение занимали пожилые философы, государственные деятели, ученые, жрецы. В Афинах и Спарте «геронтами» («старцами») именовали самых уважаемых государственных деятелей, а название римского Сената происходит от лат. senex – старик. В связи с этим в Древней Греции и Риме на долгие времена устанавливается геронтократия (власть старейшин), выражением чего является возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства: в Афинах и Спарте членом ареопага или геронсии мог стать гражданин, достигший по меньшей мере 60 лет. Как пример геронтократии называют также Венецианскую республику: на высшие должности там назначали только старых людей.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1376 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
|