АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Трудовой деятельности
Современный человек вынужден постоянно заниматься общественно полезной деятельностью, за что, обычно, он получает “универсальное благо”, т.е. некоторую сумму денег, которые в дальнейшем он может превратить в любые натуральные жизненные блага. Источник выплаты “универсального блага” создаёт либо сам участник, если речь идет об участнике коммерческой деятельности, либо такой источник образует учредитель некоммерческого юридического лица иным способом (например, если речь идёт о государстве, то за счёт налогов). В случае некоммерческой деятельности (например, государственных юридических лиц, оказывающих услуги населению), финансирование деятельности этих юридических лиц, полное или частичное, осуществляет от имени общества само государство. Эти услуги используются членами общества на условиях, устанавливаемых государством. Собственность в форме универсального блага, возникшая в процессе коммерческой деятельности, через юридическое лицо, осуществляющее эту деятельность, распределяется между участниками данного юридического лица. При этом оплачивается не капитал, которым обладают участники, поскольку его невозможно ни измерить, ни оценить. Оплачиваются результаты использования каждым участником своего человеческого капитала и имущественного капитала, предоставленного вкладчиками. Однако часто оплачивается просто квалификация, соответствующая выполняемой работе с учётом фактически отработанного рабочего времени. Более подробно деятельность юридического лица будет нами рассмотрена в главах 7 и 8. Но поскольку в дальнейшем мы будем постоянно касаться вопроса появления и принадлежности новых благ и новых объектов стоимости, необходимый минимум информации мы даём в самом начале изложения.
В случае участия члена общества в общественно полезной деятельности, не создающей источника вознаграждения участников (некоммерческая деятельность), чаще всего оплачиваются не результаты этой деятельности, которые трудно измерить, а затраченное время с учётом квалификации участников. И не в меру полученного результата, а в меру выделенных для этого средств.
Однако противопоставлять один вид капитала (человеческий) другому (имущественному) неправомерно. Имущественный капитал можно использовать, только используя одновременно способности человека, представляющие собой человеческий капитал. Право собственности на результаты трудовой деятельности возникает только у участников юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, т.е. реализующих произведенные ими товары или услуги. В соответствии с действующей практикой принято считать, что продукция или услуги юридического лица, осуществляющего коммерческую деятельность, и, соответственно, выручка от их реализации, принадлежат тому, кому принадлежат орудия и средства производства, т.е. собственнику имущественного капитала. А кому они принадлежали тогда, когда ещё не существовало разделения капитала между физическими лицами по его форме (человеческий и имущественный)? То же самое, владельцу капитала, который в то время владел одновременно и интеллектуальным, и трудовым, и имущественным капиталом. Но принадлежали они ему не как владельцу имущественного капитала, а как владельцу человеческого капитала. Кому они должны принадлежать сегодня?
Чтобы найти правильный ответ нужно сформулировать вопрос иначе: что создает экономический результат, владение капиталом или его использование? Представим себе, что крестьянин, единственный “кормилец”, обладающий всем, что требуется для успешной работы, т.е. и интеллектуальным, и трудовым, и имущественным капиталом, тяжело заболел, или просто решил ничего не делать. Вопрос о том, кому должен принадлежать экономический результат, просто не возникнет, так как не будет никакого результата.
Если крестьянин сумеет подобрать толкового работника и на период болезни передоверит ему всё своё хозяйство (например, передаст в аренду), то экономический результат будет, и вопрос о том, кому он должен принадлежать неизбежно возникнет. В соответствии с экономической природой, со сложившейся практикой и даже с законодательством, доход в этом случае принадлежит арендатору. А арендодатель получит арендную плату как цену арендной услуги. Если болезнь лишь уменьшит возможности непосредственного участия, но не отстранит хозяина от повседневного руководства работой, то и экономический результат будет, и вопрос о том, кому он должен принадлежать необходимо решать. Хотя в данном случае распределение возможного дохода между участниками будет другим. Наконец, последний вариант, когда “хозяин” со всеми делами управляется сам, а помощника приглашает лишь для того, чтобы вырыть во дворе колодец. Во всех трёх случаях формально “хозяин” платит деньги. Но экономически это три совершенно различных примера использования человеческого и имущественного капитала. В первом случае изменился сам хозяин, которым стал работник, взявший в аренду всё хозяйство и выплачивающий прежнему хозяину арендную плату за оказанную им услугу - передачу в аренду всего имущества. Выручка, а после погашения материальных затрат - доход, в данном случае принадлежит арендатору, который использовал и имущественный капитал арендодателя, и свой собственный трудовой и интеллектуальный капитал. Во втором случае, они работают “на равных”, выручка (доход) принадлежит им обоим, и о её распределении им придётся договариваться друг с другом. Именно с подобным, наиболее сложным случаем, связанным с распределением полученного дохода, мы имеем дело в сфере коммерческой деятельности. В любом случае это будет в меру полученного. Принадлежность выручки (дохода) определяется только степенью участия. В последнем случае речь вообще не идёт о выполнении общей задачи. Просто, “хозяин” нанимает работника (или бригаду) для выполнения конкретной задачи. Никаких новых средств они при этом не создают, что обязывает рассматривать их в качестве наёмных работников. Фактически, это пример из сферы некоммерческой (для плательщика) деятельности, так как он участвует в создании колодца не для его последующей продажи. Но, «истина конкретна». Отсутствие коммерческой направленности характеризует только данный момент. Завтра вырытый во дворе колодец можно будет использовать для коммерческого водоснабжения соседей.
Этот простейший пример позволяет сделать очень важный вывод:
| | Для определения, кому принадлежит выручка от реализации товаров и услуг, не имеет значения, кому принадлежит капитал, а важно, кто его использовал.
| |
Каким образом можно использовать различные формы капитала? Интеллектуальный и трудовой капитал может использовать только тот, кто им владеет. Для этого он должен либо непосредственно участвовать в процессе создания товаров или услуг, либо оказывать участникам этого процесса какие-то услуги. В первом случае он может получить вознаграждение за своё участие в меру общего результата и в меру своего личного участия в получении этого результата. Во втором случае величина вознаграждения полностью зависит от цены оказанной им услуги, которая (цена) в общем случае не должна зависеть от того, как сумеет этой услугой воспользоваться тот, кто её получил. Имущественный капитал, будучи пассивной составляющей производительных сил, может превратиться в фактор производительных сил только в сочетании с человеческим капиталом. В случае использования имущественного капитала его собственником, владелец имущественного капитала становится участником трудового процесса. В случае, когда человек не использует свой трудовой и интеллектуальный капитал, а ограничивается передачей имущественного капитала юридическому лицу, он выступает в качестве лица, оказывающего этому лицу финансовую услугу. Эта услуга имеет свою цену, которая не зависит от того, как эту финансовую услугу использовали те, кто работает в юридическом лице. Причём, если речь идёт о человеческом капитале, то его собственник всегда становится участником процесса использования этого капитала, так как никто другой, кроме самого обладателя человеческого капитала, использовать его не может. Для использования имущественного капитала существует значительно больше способов. Поскольку они очень сильно отличаются друг от друга, то и роль собственника имущественного капитала, принимающего решение об его использовании, меняется в очень широком диапазоне. От роли ростовщика (рантье), отдающего свой капитал в чужие руки и не утруждающего себя заботой об его последующем использовании, до роли предпринимателя, для которого инвестиционная деятельность является лишь промежуточным этапом в процессе будущей производственной деятельности. Разумеется, для общества совсем небезразлично, какие цели ставят перед собой обладатели имущественного капитала, объединяемые сегодня общим термином “инвестор”. Из чего следует, что и для самого обладателя имущественного капитала тоже не должно быть безразлично, в каком качестве он выступает. Пока ограничимся нижеследующим выводом:
Право собственности на любые блага (обычно, универсальное благо), образующееся в процессе трудовой деятельности члена общества, возникает не из права собственности на различные формы капитала, а из процесса использования любых форм капитала, в том числе и имущественного капитала, принадлежащего другим физическим лицам.
Легко заметить, что сформулированный выше вывод в корне противоречит основным положениям ГК РФ и шлейфа экономических законов. Но является ли этот вывод неким теоретическим новшеством, которое авторы пытаются утверждать? Несколько строчек, которые потребовались для изложения “частного примера”, конечно, не теория. Но для констатации объективной действительности, отражающей экономическую природу трудовых процессов вполне достаточно и двух последних строк. И от того, согласятся с нами авторы ГК РФ или депутаты, его принявшие, или не согласятся, в жизни всё останется именно так, как мы изложили. А вознаграждение участников юридических лиц будет осуществляться так, как это соответствует их положению наёмных работников, зафиксированному российским законодательством. Это просто один из многочисленных частных примеров, характеризующих нашу российскую действительность, показывающий, что для критических выводов о состоянии современной экономической науки оснований вполне достаточно. При последующем изложении вопросов о капитале мы довольно часто будем сталкиваться с подобными примерами, демонстрирующими полнейший отрыв экономических законоположений от объективной действительности.
Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 617 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|