АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Добрая совесть врача и закон

Прочитайте:
  1. B) любые сведения, полученные в ходе производства по делу с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, имеющие отношение к делу
  2. I. Положение вопроса в различных законодательствах
  3. II. Закон
  4. XCIX. ЗАКОНЪТ
  5. Антимонопольное законодательство и регулирование
  6. Без согласия гражданина или его законного представителя допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну
  7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ
  8. Большинство медицинских специальностей изучает закономерности жизнедеятельности больного человека (т.е. исследует патологию человека). К их числу относится и патофизиология.
  9. Бурные крестины незаконнорожденного ребенка
  10. В очаге воспаления закономерно, в большей или меньшей мере, повышается осмотическое давление.

Одна из существенных проблем, с которой приходится сталкиваться при юридическом анализе споров в сфере медицинской деятельности - это неопределенность в российском праве понятия совесть и наличие неоправданного смешения в законодательных актах этого понятия с вопросами веры и вероисповедания. В основе такого положения дел лежит более чем полувековой период отказа отечественной государственной (соответственно, и юридической) мысли от признания наличия у нормального человека совести как внутреннего нравственного состояния и чувства, способных различать добро от зла, справедливость от несправедливости. Состояние и чувство эти не всегда связаны с религией, верой и вероисповеданием человека.

В законодательстве СССР по идеологическим соображениям была произведена примитивизация проблемы совести путем полного сведения этой нравственной категории к вопросам веры. В главном законодательном акте Советского Союза свобода совести прямо определялась через свободу вероисповедания - «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть (подчеркнуто ЛГ) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. (Конституция СССР, Статья 52). В правовой системе СССР отсутствовали представления о свободе мысли, свободе убеждений, а вопрос совести, в конечном счете, сводился к вопросу о том, верующий человек или нет. Соответственно, если человек считал себя неверующим, разговор о его совести становился юридически безосновательным. Конституция СССР была принята в 1978 году, то есть через тридцать лет после принятия мировым сообществом Всеобщей декларации прав человека (акта, подписанного в 1948 году и руководителями СССР). Идеологизированность и искаженность правовых представлений о совести в коммунистическом государстве становится очевидной при сравнении с тем, как эти же вопросы трактует Декларация, воплощающая позиции мирового сообщества. В ней есть статья 18, в которой сказано «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедывать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». При внимательном прочтении данного текста становится понятным, что (1) мысли человека, (2) его убеждения, (3) его совесть, (4) исповедуемая человеком религия – это четыре разных категории.Соответственно, свобода совести никак не сводится к свободе религии и, тем более, к свободе вероисповедания, как это устанавливало законодательство Советского Союза.

Зачем автором осуществлен такой экскурс в конституционно-правовые документы? Только с одной целью - показать, что и современная российская правовая мысль, несмотря на существенный прогресс, не избавилась от упрощенной трактовки совести как простого коррелята вероисповедания и религии. Сегодня в Конституции России свобода совести уже не определяется через свободу вероисповедания, но поставлены эти понятия вновь настолько близко друг к другу, что велика опасность их смешения – «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (Конституция России, Статья 28). Ничуть не делает понятней правовую позицию в отношении категории совесть и принятый в 1997 году закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», который вновь тесно связывает свободу совести и свободу вероисповедания – «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания). Да эти категории связаны с друг с другом, но эта связь совершенно не исчерпывает тему места совести в праве.

Несомненно, что вопросы совести теснейшим образом связаны с вопросами веры и вероисповедания, но принятый в правовой системе сегодняшней России «суженный» до вопросов веры взгляд на совесть затрудняет нахождение взаимопонимания по этому вопросу в юридическом пространстве. Это и заставляет в поисках лучшего понимания четких признаков доброй совести и недобросовестности врача идти к другим источникам. К таковым традиционно в толковании юридических текстов и новых терминов относится их лингвистический, этимологический и смысловой анализ.

В ситуациях, когда законодательные акты, юридические словари, справочники и труды ученых-юристов не могут дать ответа на поставленный вопрос, приходится обращаться к «корням», к словесным истокам интересующих нас понятий. К таким истокам традиционно относится Словарь живого великорусского русского языка А. Даля, в котором есть достаточна подробная статья о совести. Здесь совесть определена как «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития». В этой же статьенаходится и подсказка о направлении дальнейших поисков понятия добросовестность - « Добрая совесть - глаз Божий (глас Божий)».

Необходимо еще обратить внимание на последнюю из приведенных в этом словаре дефиниций совести - прирожденная правда, в различной степени развития. Она подчеркивает представление о совести как о врожденном человеческом качестве, но качестве, проявляющемся в жизни в зависимости от степени его развития. Понятно, что когда речь идет о качестве человеческой личности, целенаправленная и активная роль самого человека в развитии совести является определяющей.

Что значит добрая, а что значит недобрая совесть? Это черное и белое? У врача, что, возможны всего два состояния совести? А какой, кроме доброй может быть человеческая совесть? Это следующие вопросы, на которые необходимо получить ответы. При анализе литературных источников на эту тему оказывается, что для ответов на поставленные выше вопросы человечество пока более подробного и точного источника, кроме канонических текстов Священного Писания пока просто не имеет. По этой причине возникает совершенно объективная необходимость обратиться к специалистам по библейским текстам и уже с их помощью попытаться определиться с интересующей нас проблемой.

Итак совесть в трактовках Закона (в скобках даны ссылки на канонические тексты книг Священного Писания). Ниже приведены полностью статьи из трех различных, наиболее широко признанных в мире источников.

Библейский словарь В.П. Вихлянцева: совесть - нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений (Рим 2.15). Совесть не есть голос Божий, как думают некоторые. Совесть человека есть его отношение к известным ему Божественным законам и она может быть сожженной и порочной (1Тим 4.2; Евр 10.22) и человек должен прилагать усилие, чтобы хранить ее чистой (1Пет 3.16,21). Слово "совесть" не встречается в Ветхом Завете.

 

Библейский словарь Zondervan: совесть - внутренний голос, определяющий, что правильно и что неправильно А. Каждый имеет совесть => Рим 2:14,15. Б. Наша совесть в отношении к греху - помогает нам делать правильный выбор => Рим 2:15;2Кор 1:12 - осуждает наши грехи => 2Цар 24:10 {C}; Деян 2:37; 1Кор 8:7 - может быть развращена => Притч 30:20; Еф 4:19; 1Тим 4:2 - добрая совесть может быть отвергнута => 1Тим 1:19 В. Наша совесть в отношении к Христу - очищается через Христа => Евр 9:14; Евр 10:19,22 - подвигает нас любить ближнего => 1Тим 1:5 -подвигает нас повиноваться закону Божию => 1Ин 3:21,22 - должна быть чиста => Деян 24:16; 1Тим 3:9; Евр 13:18 Г. Наша совесть и другие христиане - у немощных христиан немощная совесть => 1Кор 8:7,10; 1Кор 10:27-29 - слабая христианская вера может быть разрушена => Рим 14:14,15; 1Кор 8:11 - мы должны оберегать слабого христианина => Рим 14:13,15,19-21; 1Кор 8:9-13; Кор 10:27-32 - мы не должны судить совесть других людей => Рим 14:1-13; 1Кор 10:29

 

Библейский словарь Брокгауза: совесть - 1) С. это данное человеку Богом второе "я" [греч. сюнейдесис, "совесть", "сознание"], которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установленного порядка. С. человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установленный Богом порядок (Быт 3); 2) С. может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24). С. может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар 24:6 и след.). И, наконец, С. может наказывать человека за уже совершенное преступление. Некоторые грехи оставляют в сердце человека след, который не стирается на протяжении всей жизни (1Тим 4:2). Проснувшаяся С. может подтолкнуть человека к обращению (2Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: "Наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт 4:13); 3) если человек совершил неправый поступок, то С. "укоряет" (Иов 27:6), "беспокоит" (см. 1Цар 25:31), постоянно преследует (1Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14; 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деян 24:16).Человек не в состоянии самостоятельно успокоить пробудившуюся С. - ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9,14). Только кровь Христа очищает человеческое сердце от "мертвых дел", от "порочной совести" (Евр 9:14; 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С. (в ВЗ: "сердце"). Вначале С. может быть "немощной" (1Кор 8:12), но "испрашивание у Бога доброй совести" (так в греч. тексте; в Синод. пер. - "обещание Богу доброй совести" - 1Пет 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может "осудить" ее (см. Рим 14:1; Кол 2:16; 1Тим 4:1-5). С. не чужда и падшему человеку. Об этом свидетельствует осознание своей греховности как евр. народом, так и язычниками (Иер 17:1; Ин 8:9; ср. Рим 2:15). Так как человеческая С. может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь "чистую совесть". С., сердце могут ошибиться; С. и ум могут быть осквернены (Тит 1:15). Господь "проникает" в человеческое сердце (Иер 17:9 и след.), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С. Обычно же С. свидетельствует человеку "в Духе Святом" (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидетельством С., непорочной пред Богом (1Ин 3:21); 4) в Ветхом Завете нет отдельного слова, обозначающего понятие "С.", в этом значении здесь употребляется слово "сердце". В соответствии с подобным словоупотреблением в 1Тим 1:5 говорится о любви "от чистого сердца и доброй совести".

 

Итак, если закон человеческий (законодательство) говорит нам только о белом и черном состояниях совести человека (о добросовестности и недобросовестности), то Закон указывает на существование целой палитры внутренних нравственных состояний человека, называя минимум семь видов совести - от ее отсутствия (сожженная) до максимальной силы (добрая): она может быть сожженной, порочной, запятнанной, проснувшейся, немощной, чистой, доброй.

Получается, что добрая совесть является наибольшим из возможных выражением данного нравственного качества в человеке. Из сказанного выше становится понятным также и то, что достижение последнего состояния – плод серьезных трудов над собой и результат не только (и не столько) интеллектуального, сколько духовного развития личности. Поэтому точна в формулировке «Всеобщая Декларация прав человека», констатирующая в своей первой статье тот факт, что человек наделен разумом и совестью, и корректна позиция российского законодателя, предъявляющего в Основах к врачу не столько требование доброй совести (это, как оказывается, очень труднодостижимое состояние человеческой личности), сколько требование недопустимости недобросовестности в данном виде профессиональной деятельности.

Все приведенные факты при всей интересности, актуальности и даже деонтологичности, все же выглядят достаточно умозрительными с точки зрения оценки врачебных действий в ситуации, когда необходимо принимать юридически значимые решения по конкретному (конфликтному) случаю медицинской помощи. Иначе говоря, практика требует формулирования подходящих для юридической квалификации действий и понятных признаков проявления в практической жизни человека доброй совести, либо отсутствия совести недоброй.

Из вышеприведенных текстов совершенно однозначно следует, что в вопросах совести самым полным, общепризнанным, авторитетным источником, проверенным трехтысячелетней практикой, является Закон. И при уважительном и внимательном обращении к нему, стоящая перед нами задача существенно упрощается, поскольку там дана конкретная характеристика человека, к которому не могут быть предъявлены претензии ни одним самым строгим законом человеческим вот они - «… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Послание Апостола Павла к Галатам, 5:22).

Человек, посланный воплотившимся Творцом проповедовать Новый Завет и Закон, ту самую Благую Весть, которая теперь внутри человека способна звучать как со-весть, назвал девять признаков доброго человеческого сердца (понятия сердце и совесть, начиная с эпохи Нового Завета являются синонимами). Если их применить к врачу, то это: человек любящий своих пациентов и коллег, дающий радость окружающим и умеющий радоваться жизни сам, бесконфликтный, долготерпеливый, скромный, кроткий, милосердный. Узнаете? Да, эти люди рядом, их мало, но они есть. И на таких, как сказал Апостол Павел, нет закона. Нет закона извне, то есть не может быть их человеческого осуждения и наказания. Нет и необходимости знания ими буквы (статей) закона. Нет необходимости потому, что, понимая Закон, данный людям Творцом, чувствуя в себе голос совести, живя гармонией глубокой, сильной и происходящей прямо от Творца, они просто не нуждаются в заучивании общежитейских правил минимума гуманности.

Такие люди в своей личностной сути гуманны (человеколюбивы), и потому не способны нарушить закон. Человеческие законодательства - лишь бледный отблеск Истины, которую они умеют в каждой ситуации чувствовать в своей душе и осознавать в своем разуме. И не только чувствовать и осознавать, но и руководствоваться этим внутренним голосом при каждом шаге, в том числе профессиональном. Настоящий Закон всегда внутри них. Их внутренняя нравственная максима человеческого и профессионального поведения намного превосходит как установленный законом человеческим минимум гуманности*, так и сложившиеся в обществе представления о желанной пациентами золотой середине - традиционной гуманности медицинского работника. Оптимум же доброй совести врачующего, всем людям хорошо знаком и даже сформировал одно из исторически первых названий медицинской профессии – он называется милосердие **. Истинное милосердие – это весьма редкое, в своей сути божественное свойство человека. Именно поэтому самые главные и последние, завещанные нам Богочеловеком в Его Нагорной проповеди слова были - «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Евангелие от Луки.6:36). Понимая надчеловечность происхождения истинного милосердия, еще Гиппократ говорил о том, что из представителей всех искусств, именно врач наиболее близок к богам. Поэтому, возвращаясь к основному вопросу о том, по какому критерию можно сделать вывод о наличии доброй совести в конкретных профессиональных действиях врача, ответить можно достаточно кратко - по критерию наличия в них признаков милосердия. И это будет юридически корректно. Ибо милосердие всегда было и всегда будет ключевым гуманистическим признаком врачебной профессии и сегодня, в дополнение к этому, именно оно через категорию добросовестности возведено законодателем в ранг основного правого критерия безупречной профессиональной медицинской деятельности.

_________________________

* Этот минимум называется отсутствием в профессиональных действиях признаков небрежности или легкомыслия (см. ст.26 Уголовного кодекса РФ) – «Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности 1. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. 2. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. 3. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия».

** Известны три основных выражения человеческого милосердия - уметь прощать => Мф 18:23-35; - быть великодушным к раненым => Лк 10:30-37; - быть добрым к бедным => Лк 16:19-26 (Источник: Библейский тематический словарь Zondervan).

_________________________

 

С этого момента на таковых нет закона …

Главный дар, данный человеку его Создателем, это возможность созидать себя как непреходящую личность, все более независимую от тела физического. Как в никакой другой сфере жизни, такое творчество осуществимо в повседневной врачебной деятельности. Основным его и условием, и результатом является милосердие. Иногда (весьма редко), таковое нам просто дается свыше. Однако чаще всего, милосердие - это плод осознанных личных усилий. Многовековой опыт целителей души и тела свидетельствует о том, что настройка своего разума и сердца на волну милосердия необходима и возможна (помните, у Окуджавы -… и друзей соберу, на любовь свое сердце настрою, а иначе, зачем на Земле этой вечной живу). Да, милосердие является профессиональным инструментом истинного врача. Инструментом, спасающим больного, инструментом, защищающим доктора (в том числе и от суда человеческого). Опыт человечества показал, что самым безотказным источником милосердия и средством духовного роста, является личное обращение человека к своему Творцу. Обращение за помощью, обращение с благодарностью, обращение с просьбой о прощении ошибок. Это обращение обычно называют молитва. И у врачей мира такая молитва есть. Ее удивительные слова, рожденные нашим коллегой Маймонидом уже более 700 лет назад каждый день звучат в миллионах сердец истинных врачевателей нашей маленькой и удивительной планеты с названием Земля. И с этого момента на них уже нет закона.

Всевышний!

Перед тем, как я начну свою священную деятельность по врачеванию творений Рук Твоих, перед престолом Твоего Великолепия, я умоляю даровать мне силу духа и мужество. Позволь мне не требовать изобилия и выгоды, затмевающих Правду. Разреши мне достойно выслушать страдальца, будь он бедный или богатый. Друг или недруг, хороший человек или плохой -- передо мной будет только он -- человек, попавший в беду. Освети дорогу для меня, для каждой ошибки в моих знаниях, приведшей к болезни или смерти Твоих творений. Я умоляю тебя, Всевышний, укрепить меня в душе и теле и внушить мне совершенный дух.

Приложение 1. Перечень прав (57) консолидированного услугодателя*


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 739 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)