АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Классификация игр

Прочитайте:
  1. B. Классификация коматозных состояний
  2. G. Клиническая классификация ПЭ
  3. IV. Классификация паразитов.
  4. АНАТОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
  5. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Классификация ЛС
  6. Ангины: 1) определение, этиология и патогенез 2) классификация 3) патологическая анатомия и дифференциальная диагностика различных форм 4) местные осложнения 5) общие осложнения
  7. Аппендицит: 1) этиология и патогенез 2) классификация 3) патоморфология различных форм острого аппендицита 4) патоморфология хронического аппендицита 5) осложнения
  8. Бронхиальная астма: 1) этиология, патогенез 2) классификация 3) патоморфология острого периода 4) патоморфология при повторяющихся приступах 5) осложнения и причины смерти.
  9. В. Классификация и номенклатура гормонов
  10. Виды нарушений дыхания во сне, классификация, основные положения.

Слово «игра» многозначно. Это и игра с мячом и кук­лой, составление головоломок и их отгадывание, музы­кальное представление и исполнение ролей в театре. Если раньше игра означала преимущественно развлечение, то в настоящее время разработаны дидактические, компь­ютерные, деловые и аналитические игры, выполняющие функции обучения, а не просто развлекающие. И все же

в классическом понимании игра воспринимается как вид деятельности, противоположный тяжелой работе, вносящий разнообразие, удовольствие и радость в жизнь. Общеизвестно разделение игр на предметные и роле­вые, причем часто ролевые игры сопровождаются опре­деленным сюжетом, т. е. имеют тему-развитие и поэто­му называются сюжетно-ролевыми. Дидактические, или предметно обучающие игры включают в себя различный материал, которым надо оперировать определенным образом, чтобы научиться считать, логически мыслить, развивать внимание, память, любознательность. Разно­видностью дидактических игр будут мнемотехнические, или образные способы преподнесения учебного материа­ла. Особыми видами игр считаются массовые представле­ния и маскарады, спортивные, в том числе психотехни­ческие и военные игры. Различают также диагностиче­ские, развивающие, коррекционные и лечебные игры. По характеру взаимодействия участников игры делятся на индивидуальные, групповые и коллективные. Коллектив­ные игры представляют собой особую форму сложивших­ся (сформированных) отношений в группе, а именно их сплоченность, взаимопонимание и гуманный характер отношений. В подобных играх участвуют дети начиная со старшего дошкольного возраста. Наконец, игры могут быть статичными (при отсутствии перемещения играюще­го в пространстве) и динамичными, а также спонтанными (непроизвольными), без определенных правил игры, и на­правленными, например игры-драматизации или разви­вающие и обучающие игры. Игры с правилами обычно относятся к направленным играм, но нередко и спонтан­ные игры ведутся по правилам. Иногда все разновидно­сти могут сочетаться в какой-либо конкретной игре. Например, ролевая и подвижная игра имеет сюжет-на­правление, т. е. обладает сюжетно-ролевым характером, драматизирует историю, сочиненную детьми, или извест­ную сказку, т. е. это игра-драматизация, к тому же

проводимая в группе по определенным правилам рас­пределения ролей, ограничения времени и т. д.

Разнообразный опыт игрового досуга был накоплен в трудовой колонии им. М. Горького и детской коммуне А. С. Макаренко и его учеником В. Н. Терским. Это ли­тературно-театральные игры, технические игры, аттракци­оны, конкурсы-смекалки и многое другое, что позволяло воспитанникам, эмоциональнее выразить себя, органи­зовать свое поведение и приобрести трудовые навыки.

Еще философ Платон считал игры основным принци­пом воспитания и образования, сочетая их с физически­ми упражнениями и занятиями философией. Известно высказывание писателя М. Горького: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который при­званы изменить». Такой известный врач, как Б. А. Ар-кин, заявлял в 1930-е годы: «Игра человека является могущественным фактором развития полноценной со­циальной личности, служа ареной испытания и закала социальных чувств, социальной дисциплины и коллек­тивной солидарности». Педагог А. Сухомлинский добав­лял в 1970-е годы: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живи­тельный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливос­ти и любознательности». Я. Корчак, воспитатель и писа­тель, еще раньше уточнял: «Игра — не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы предос­тавляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой сте­пени независимым». Интересно мнение психоаналитика Е. Н. Эриксона: «Игра ребенка выступает как форма способности иметь дело со своими переживаниями путем создания модельных ситуаций и овладения реальностью при помощи экспериментов и планирования».

Первое серьезное исследование свободного манипу­лирования игрушкой и инстинктивных основ игры

предпринял психолог С. Холл (1925). Он не изучал со­циальных мотиваций игры, подчеркивая ее первооснову, но тем не менее его работы считаются классическими в этом жанре. Зато наш отечественный классик психоло­гии Д. Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» (1978) много места уделяет социальным аспектам игры, справедливо считая содержанием развернутой ролевой игры отношения между людьми, подробно анализируя возрастные процессы развития ролевой игры и ее влия­ние на личность ребенка. Другой выдающийся психолог А. Н. Леонтьев (1972) рассматривает игру как значимую деятельность детей, а также само взаимодействие детей в игре. В других исследованиях игра расценивается как средство изучения детских взаимоотношений (Р. А. Иван-кова, 1978), а также выделяется роль игры-драматизации в становлении эмоций ребенка (Л. П. Стрелкова, 1978). Разыгрыванию сказок и обсуждению их нравственного урока, воспитанию добрых чувств посвящено монумен­тальное исследование Л. Б. Фесюковой (1996). Автор по­казывает, как разыгрывание сказок развивает мышление и воображение детей, способствует формированию осно­вы математических знаний, а также развивает ручную моторику. В книге описаны приемы переиначивания сказки, изменения ее сюжета, характера действующих лиц и их взаимодействий. Безусловно, это развивает гиб­кость мышления детей, воображение и творческие спо­собности. Но мы в подобной работе, начавшейся с конца 1960-х годов, не стремились изменять содержание сказ­ки, считая, что добро и зло, достоинства и пороки есть традиционные темы эпоса и фольклора. Однако каждый играющий может выразить свое отношение к той или иной роли непосредственно в игре, поскольку задается только общая канва сказки и допускается импровизация, но опять же в пределах очерченного сказкой сюжета. Если же история (сказка) сочиняется детьми и ими разыгрывается, тогда ребенок сам строит характер игро-

вых взаимоотношений и изменяет сказку по своему ус­мотрению.

Игра успешно используется для подготовки детей к школе (Газман О. С, Харитонова Н. Е., 1991; Гутки-наН. И., 1994; Романов А. А., 2004). Дидактический ма­териал был разработан еще в начале XX века М. Монтес-сори с целью развития органов чувств, координации дви­жений, воспитания воли, умения повиноваться, а также самостоятельности (Ф. И. Фаусек. Детский сад Монтес-сори. Берлин, 1923). Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста раз­рабатывались Н. П. Линьковой, Л. А. Венгер и О. М. Дья­ченко (1989). Следует вспомнить, что еще в начале XX ве­ка немецкий педагог Р. Штейнер эффективно сочетал обучение в школе с занятиями искусством и организаци­ей театрализованных представлений, в том числе и ра­зыгрыванием сказок в младшем школьном возрасте; опыт вальдорфских школ описан в книге «Воспитание к свободе» (М., 1993). Нельзя не упомянуть и других ис­следователей, изучавших игрушки и игру в целом и пред­ставивших нам ее новые функции (Антонов А. Н., 1924; Корнилов К. Н., Смирнов А. А., 1930; Люблинская А. А., 1940; Усова А. П., 1976 и др.).

Итак, игра — школа эмоциональности, воображения и фантазии, динамичного и гибкого мышления, принятия и разыгрывания ролей, общения со сверстниками и взрос­лыми, равно как и школа самостоятельности и незави­симости, инициативности и творческого самовыражения. К тому же в играх с правилами ребенок учится сдержи­вать эмоции, преодолевать трудности, доводить начатое до конца, что развивает умение владеть собой и уверен­ность в своих силах. Игра как существенный вид дея­тельности детей стимулирует расширение кругозора, любознательность, образное и логическое мышление, сообразительность в поисках правильного решения зада­чи, как и подвижность, ловкость, координированность

движений. Наконец, игра со сверстниками помогает преодолевать конфликтные ситуации, шероховатости в об­щении и находить выход из сложных, порой драматич­ных ситуаций. Все это делает игру средством самовоспи­тания, приобщения к миру взрослых. Но одновременно игра — самостоятельная психическая реальность, уни­кальный и неповторимый мир детства.

В более систематизированном виде игра предстает перед нами как средство:

1) познания (усвоения новых знаний);

2) развития эмоциональности, усиления жизнерадост­ности и преодоления негативных чувств;

3) самовыражения, раскрытия своего творческого потенциала, возможностей и способностей;

4) приобретения коммуникативного опыта через уме­ние принимать и играть роли;

5) формирования гибкого, ситуативного, альтерна­тивного мышления и непосредственности в обще­нии;

6) развития психических процессов, в том числе во­ображения, внимания, памяти, мышления, эмоци­онально-волевых процессов;

7) социализации (приобщения к социуму).


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 642 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)