АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ 3. ФРЕЙДА

Прочитайте:
  1. А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия
  2. Глава 16. Психоаналитическая терапия
  3. Глава 2. Теория расстройств личности.
  4. Гудман и теория self
  5. Гуморальная теория иммунитета
  6. Для неврозов характерны (3)
  7. Иммунная толерантность и клонально-селекционная теория иммунитета
  8. Информационный подход и теория Пиаже
  9. История патологической анатомии: 1) труды Морганьи, 2) теория Рокитанского, 3) теория Шлейдена и Шванна, 4) труды Вирхова, 5) их значение для развития патологической анатомии
  10. Какая теория помогла «примирить» психометриков и генетиков. Каковы её основные положения.

Широкое распространение в США, многих западноевро­пейских странах, а в последние годы все большее признание в России получила психоаналитическая теория неврозов вен­ского психопатолога S. Freud, разработанная им в начале XX века.

Согласно этой теории, в раннем детском возрасте — обыч­
но в первые 3 года жизни и никогда позже 5-го года — у ре­
бенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему не­
дозволенными или запретными. Эти влечения носят сексу­
альный характер: например, половое влечение девочки к отцу,
/ i), аугоэротические вле-

мальчика к матери (эдипов комплекс '' "У^о^^ч^^^ DJ^

чения (мастурбация, нарциссизм и др.), гомосексуальные вле­чения и т. п. В процессе воспитания ребенок, по мнению Fre­ud, узнает о запретности всех этих влечений, и они подав­ляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с выс­шими понятиями о приличии. Она не допускается до созна­ния, вытесняется в «бессознательное» и подвергается амне­зии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопуще­нию их отражения в сознании, Freud обозначил термином

1 По древнегреческой легенде Эдип убил своего отца — царя Фив, не зная о том, что это его отец, и женился на своей матери.


«цензура», а сам процесс подавления — «вытеснением». Пе­реживания, которые оказались вытесненными в «бессозна­тельное», получили название «комплексов». Если последую­щие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Freud, может возникнуть заболевание неврозом.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Freud переводится (сублимируется) в допускаемые «цензу­рой» виды деятельности, например занятие благотворитель­ностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные ком­плексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того ней­тральным, представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение. Комплексные представ­ления, связанные с мужским половым органом, могут обна­ружиться в сознании в виде страха перед змеей, ставшей сим­волом представления об этом органе; вытесненный «аутоэро-тический комплекс» и связанная с ним повышенная любовь к себе могут привести при попадании в военную обстановку к возникновению «военного невроза» с чувством страха за свою жизнь; скрытые «гомосексуальные комплексы» — к тя­желому хроническому алкоголизму.

В результате может возникнуть явление навязчивости, ка­кой-либо истерический симптом или патологическое влече­ние. Случаи, когда «вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому», обозначаются Freud термином «конверсия» («конверсионная истерия»). Причина болезни, по Freud, таким образом, таится в комплексных переживани­ях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой, например чувство отвращения, возник­шее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаружи­ваться долгие годы. Во время неудачного замужества подав­ляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, симво­лически отражающей отвращение.

Исходя из данной теории, S. Freud предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на восстано­влении в памяти («вскрытии») сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному


истолкованию при помощи кода сексуальной символики, раз­работанного S. Freud.

В ввоих работах Freud показал влияние «бессознатель­ного» на психическую деятельность в норме и патологии, рас­крыл механизм этого влияния («сублимация», «вытеснение», «конверсия», формирование «комплексов», «психологическая защита», «бегство в болезнь»), выдвинул принцип аналити­ческой, каузальной терапии.

Один из ближайших учеников Freud — венский психи­атр Adler, отрицая роль полового влечения в этиологии нев­розов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стрем­лением к могуществу и чувством собственной неполноценно­сти (конфликт влечений «Я» по Freud).

Ребенку, по Adler, свойственно, с одной стороны, стремле­ние к власти, с другой — чувство своей неполноценности, ко­торое он пытается изжить разными способами — то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежа­нием — и таким образом завоевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к «сверхкомпенсации»: заикающийся Демосфен становится великим оратором, пара­лизованный — великим полководцем, нуждающийся в само­утверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремя­щимся ко все новым и новым победам над женщинами.

Невроз, по мнению Adler, не болезнь, а лишь определен­ный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Критикуя ряд положений S. Freud и его последователей, С. Ногпеу (1966) основную роль в патогенезе неврозов ви­дит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родитель­ской любви. Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка «базальную тревогу» и влияет на последующее формирова­ние личности. Большое значение ею придается противоре­чиям между потребностями отдельного человека и возмож­ностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами. Н. Sullivan (1953), как и С. Ногпеу, усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие нев­ротические проявления, как, например, повышенную боязли­вость, страхи, агрессивность.

В основе неврозов, по В. Н. Мясищеву, лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью


противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продук­тивный выход влечет за собой психическую и физиологи­ческую дезорганизацию личности. Отсюда при построении патогенетической психотерапии В. Н. Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь пси-хотравмирующих событий с системой особо значимых для не­го отношений, но и изменить эту систему в целом — перестро­ить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки. Благодаря этому достига­ется стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований уда­лось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутрикле­точные биохимические молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.


Глава III КЛИНИКА НЕВРОЗОВ


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 554 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)