АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Расстройства чувствительности

Прочитайте:
  1. Агнозия — нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания.
  2. Аллергические заболевания, развивающиеся по механизму гиперчувствительности замедленного типа (клеточно-опосредованного).
  3. Болезни нервной системы. Нейрогенные расстройства чувствительности, двигательных, вегетативно-трофических функций. Боль.
  4. Боли в эпигастрии, изжога, тошнота, кишечные расстройства, головные боли, аллергические реакции.
  5. В определенных клинических ситуациях, когда недостаточно результатов исследования чувствительности обычными методами, определяют минимальную бактерицидную концентрацию.
  6. Вопрос: Методы оценки антибиотикочувствительности.
  7. Газовые расстройства КОС
  8. Генетические расстройства
  9. Д) пострадавшие с повреждениями легкой и средней степени тяжести с нерезко выраженными функциональными расстройствами
  10. Двигательные расстройства

Истерические расстройства чувствительности чаще всего выражаются в анестезиях, гиперстезиях и истерических бо­лях.

Распределение участков анестезии или гиперстезии может быть различным. Оно не соответствует ни областям распро­странения отдельных нервов, ни иннервационным областям чувствительных корешков, а связано с наивным представ­лением о распределении функций, которое имеется у боль­ных, то есть с преформирующими болезненный симптом пред­ставлениями. В связи с этим чаще всего это анестезии (или


гиперестезии), охватывающие части тела с границей в виде правильных геометрических линий, в результате чего возни­кают участки анестезии по «ампутационному» типу — в фор­ме чулка, перчатки, трусиков, куртки, половины тела и т. п.

Если у больных имеется представление о границах анес­тезий, возникающих при органических заболеваниях, то гра­ницы истерических анестезий могут терять свой строго гео­метрический характер и имитировать органически обуслов­ленные анестезии. Так, нам приходилось наблюдать больного с истерической гемианестезией, у которого перед поступлени­ем в стационар граница анестезии шла строго по средней ли­нии, однако в стационаре, после того как он имел возможность наблюдать расстройство чувствительности, обусловленное ор­ганическим процессом, граница истерической анестезии утра­тила геометрический характер, напоминая в этом отношении анестезию, вызванную органическим процессом. Надо сказать, что расстройство чувствительности со строго поперечной гра­ницей, например круговой границей на плече, предплечье или голени, может наблюдаться не только при истерии, но и при поражении узлов симпатического пограничного ствола, а так­же при поражении коры мозга.

По нашим данным, как при истерической, так и при орга­нически обусловленной анестезии реакции на ЭЭГ при нане­сении укола на анестезированную область могут отсутство­вать. Подавить усилием воли ЭЭГ-реакцию на укол иногда удается и здоровым людям. Однако возникшая реакция на укол, обнаруживаемая на ЭЭГ, все же не исключает возмож­ности существования истерической анестезии.

Истерические боли могут носить самый различный ха­рактер и иметь разнообразную, иногда необычную локали­зацию. Могут быть боли, локализующиеся в ограниченном участке головы, словно от вбитого гвоздя (clavus hystericus), в ногтях (истерическая онихалгия) и любых других частях тела. Часто боли локализуются там, где у больного имелись в прошлом физиогенно обусловленные боли (боли в области зажившей раны, в суставах, по ходу нервных стволов). Сколь­ко больных, писал О. Binswanger (1922), резюмируя опыт, по­лученный германскими врачами во время первой мировой войны, месяцами лечилось в лазаретах по поводу суставного ревматизма, аппендицита, неврита, особенно ишиаса, у кото­рых в действительности были истерические артралгии, исте­рический псевдоаппендицит, истерический псевдоишиас! Сте-


пень интенсивности истерических болей может быть различ­ной — от легких брлевых ощущений до тяжелейших болей.

Отграничение психогенных, в частности истерических, бо­лей от физиогенных представляет иногда немалые труднос­ти. Наши наблюдения показали, что, если больному дать ле­карство, оказывающее болеутоляющее действие, при условии, что характер этого вещества ему не будет известен, оно не устраняет истерические боли, а также боли, вызванные по­стгипнотическим внушением. В отличие от этого боли, вы­званные раздражением периферических рецепторов (напри­мер, послеоперационные боли, боли при опухолях мозга и т. д.), уменьшаются или временно прекращаются.

Исходя из этого, мы применили фармакологическую про­бу для отграничения истерических болей от физиогенных. В качестве анальгетиков при постановке пробы могут быть ис­пользованы амидопирин, промедол, омнопонидр. При этом наиболее отчетливые результаты наблюдались, когда проба ставилась с однократным (исключающим возможность при­выкания) введением 1 мл 2 % раствора омнопона, обладающе­го более сильным анальгезирующим свойством, чем амидопи­рин и промедол. В качестве контроля за день до инъекции омнопона вводили изотонический раствор натрия хлорида. Характер вводимого вещества и истинная цель введения больному не указывались. Важно учесть, что омнопон может не устранять боли, вызванные раздражением периферических рецепторов, если при этом имеются внушенные или самовну­шенные представления об их неустранимости.

Так, одному больному в ортопедической клинике мы вну­шили в гипнотическом сне, что после хирургической опера­ции ему будут давать определенное лекарство (подкрашен­ная вода) 4 раза в день и он не почувствует никаких болей. Больному была произведена операция редрессации контрак­туры и пересадки сухожилий. На следующий день он 3 раза получал «лекарство» и болей не испытывал. Вечером боль­ному забыли его дать. Послеоперационные боли возобнови­лись. Ночью дважды вводили омнопон, но больной кричал от боли и просил свое «лекарство». После того как дали его «лекарство» (подкрашенную воду), боли сразу же прекра­тились.

Наличие болеутоляющего действия омнопона (или по­добного препарата) говорит в пользу того, что поддавшиеся устранению боли были вызваны раздражением перифериче-


ских рецепторов. Отсутствие болеутоляющего действия ом-нопона свидетельствует о психогенном характере болей или, во всяком случае, об участии внушения или самовнушения в их патогенезе.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 624 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)