Истерические расстройства чувствительности чаще всего выражаются в анестезиях, гиперстезиях и истерических болях.
Распределение участков анестезии или гиперстезии может быть различным. Оно не соответствует ни областям распространения отдельных нервов, ни иннервационным областям чувствительных корешков, а связано с наивным представлением о распределении функций, которое имеется у больных, то есть с преформирующими болезненный симптом представлениями. В связи с этим чаще всего это анестезии (или
гиперестезии), охватывающие части тела с границей в виде правильных геометрических линий, в результате чего возникают участки анестезии по «ампутационному» типу — в форме чулка, перчатки, трусиков, куртки, половины тела и т. п.
Если у больных имеется представление о границах анестезий, возникающих при органических заболеваниях, то границы истерических анестезий могут терять свой строго геометрический характер и имитировать органически обусловленные анестезии. Так, нам приходилось наблюдать больного с истерической гемианестезией, у которого перед поступлением в стационар граница анестезии шла строго по средней линии, однако в стационаре, после того как он имел возможность наблюдать расстройство чувствительности, обусловленное органическим процессом, граница истерической анестезии утратила геометрический характер, напоминая в этом отношении анестезию, вызванную органическим процессом. Надо сказать, что расстройство чувствительности со строго поперечной границей, например круговой границей на плече, предплечье или голени, может наблюдаться не только при истерии, но и при поражении узлов симпатического пограничного ствола, а также при поражении коры мозга.
По нашим данным, как при истерической, так и при органически обусловленной анестезии реакции на ЭЭГ при нанесении укола на анестезированную область могут отсутствовать. Подавить усилием воли ЭЭГ-реакцию на укол иногда удается и здоровым людям. Однако возникшая реакция на укол, обнаруживаемая на ЭЭГ, все же не исключает возможности существования истерической анестезии.
Истерические боли могут носить самый различный характер и иметь разнообразную, иногда необычную локализацию. Могут быть боли, локализующиеся в ограниченном участке головы, словно от вбитого гвоздя (clavus hystericus), в ногтях (истерическая онихалгия) и любых других частях тела. Часто боли локализуются там, где у больного имелись в прошлом физиогенно обусловленные боли (боли в области зажившей раны, в суставах, по ходу нервных стволов). Сколько больных, писал О. Binswanger (1922), резюмируя опыт, полученный германскими врачами во время первой мировой войны, месяцами лечилось в лазаретах по поводу суставного ревматизма, аппендицита, неврита, особенно ишиаса, у которых в действительности были истерические артралгии, истерический псевдоаппендицит, истерический псевдоишиас! Сте-
пень интенсивности истерических болей может быть различной — от легких брлевых ощущений до тяжелейших болей.
Отграничение психогенных, в частности истерических, болей от физиогенных представляет иногда немалые трудности. Наши наблюдения показали, что, если больному дать лекарство, оказывающее болеутоляющее действие, при условии, что характер этого вещества ему не будет известен, оно не устраняет истерические боли, а также боли, вызванные постгипнотическим внушением. В отличие от этого боли, вызванные раздражением периферических рецепторов (например, послеоперационные боли, боли при опухолях мозга и т. д.), уменьшаются или временно прекращаются.
Исходя из этого, мы применили фармакологическую пробу для отграничения истерических болей от физиогенных. В качестве анальгетиков при постановке пробы могут быть использованы амидопирин, промедол, омнопонидр. При этом наиболее отчетливые результаты наблюдались, когда проба ставилась с однократным (исключающим возможность привыкания) введением 1 мл 2 % раствора омнопона, обладающего более сильным анальгезирующим свойством, чем амидопирин и промедол. В качестве контроля за день до инъекции омнопона вводили изотонический раствор натрия хлорида. Характер вводимого вещества и истинная цель введения больному не указывались. Важно учесть, что омнопон может не устранять боли, вызванные раздражением периферических рецепторов, если при этом имеются внушенные или самовнушенные представления об их неустранимости.
Так, одному больному в ортопедической клинике мы внушили в гипнотическом сне, что после хирургической операции ему будут давать определенное лекарство (подкрашенная вода) 4 раза в день и он не почувствует никаких болей. Больному была произведена операция редрессации контрактуры и пересадки сухожилий. На следующий день он 3 раза получал «лекарство» и болей не испытывал. Вечером больному забыли его дать. Послеоперационные боли возобновились. Ночью дважды вводили омнопон, но больной кричал от боли и просил свое «лекарство». После того как дали его «лекарство» (подкрашенную воду), боли сразу же прекратились.
Наличие болеутоляющего действия омнопона (или подобного препарата) говорит в пользу того, что поддавшиеся устранению боли были вызваны раздражением перифериче-
ских рецепторов. Отсутствие болеутоляющего действия ом-нопона свидетельствует о психогенном характере болей или, во всяком случае, об участии внушения или самовнушения в их патогенезе.