АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Течение истерии
Истерия может принимать различное течение и длиться от нескольких минут до многих лет. Последнее может наблюдаться в тех случаях, когда ситуация такова, что болезненный симптом продолжает сохранять свою «условную приятность или желательность», то есть если больной продолжает пребывать в травмирующей обстановке. Изменение отношения больного к вызвавшим и поддерживающим заболевание раздражителям, особенно прекращение их действия и появление новых, сигнализирующих о том, что угроза благополучию больного миновала, приводит к снятию истерического симптома. Так, истерический паралич, глухонемота, ступор, псев-додеменция, державшиеся непрерывно годами, или истерические припадки, повторяющиеся много раз в день, могут быстро исчезнуть, как только поддерживающий их механизм «условной приятности или желательности» болезненного симптома прекратит свое действие. Этим объясняется наблюдавшаяся в германских госпиталях после прекращения первой мировой войны «эпидемия» выздоровлений больных с затяжными (державшимися годами) истерическими симптомами (параличами, глухонемотой и т. д.). Характерно следующее наблюдение.
У подследственного, находившегося на лечении в психиатрической больнице, истерический псевдокататонический ступор держался 4 года. В случае осуждения ему угрожало 5 лет тюремного заключения. Лечение электросудорожной терапией и другими методами не давало никакого эффекта. Больной быстро (в течение 2 дней) вышел из ступора и выздоровел после того, как в палате, в которой он находился, был прочитан опубликованный в газете и передан по радио указ об амнистии, под действие которого он подпадал.
Устранение истерического симптома может наступать в состоянии аффекта.
Так, один наш больной, страдавший в течение года истерической параплегией ног и передвигавшийся при помощи коляски, в состоянии аффекта, вызванного ревностью, вскочил на ноги, бывшие парализованными, перепрыгнул через барьер, повалил обидчика и откусил ему нос. После этого явления истерического паралича тут же возобновились.
Во время пожара истерический ступор или паралич, препятствующие больному спасти свою жизнь, моментально снимались, и больной, до этого месяцами лежавший неподвижно, выскакивал из окна, после чего вновь впадал в прежнее состояние.
Те или иные истерические симптомы могут легко вновь возникать под действием психических травм, поддерживающих механизмы «условной приятности или желательности» заболевания. При этом нередко происходит смена одного устраненного истерического симптома другим. Так, например, после устранения истерического паралича появляются истерические припадки, вместо сурдомутизма — заикание. Особенно часто это происходит у истероидных психопатов, а также у лиц, у которых в результате травмы черепа или тому подобной вредности возникла психопатизация личности.
Диагностика истерии
Диагноз истерии устанавливается в первую очередь на основании клинической картины заболевания, например, описанных выше клинических признаков истерического паралича, истерической глухоты (носящей избирательный характер), истерического сумеречного состояния.
Клиническая картина заболевания позволяет при этом отграничить его от сходных органически обусловленных картин, а также от других неврозов и реактивных психозов.
Для отграничения истерии от других неврозов представляет интерес выяснение преморбидных особенностей личности заболевшего. Так, наличие выраженных истероидных черт характера, данных о принадлежности к художественному типу более характерно для истерии, чем, например, для психастении. Однако, как указывалось, с одной стороны, истерия может возникнуть и у лиц, не являющихся истериками, особенно если эти лица «истеризированы» перенесенной травмой
черепа, инфекцией или какой-либо другой вредностью, с другой — у истероидной личности могут быть неврозы и реактивные психозы, не относящиеся к истерии.
Важным диагностическим критерием, позволяющим отграничить истерию от других неврозов и реактивных психозов, является обнаружение в патогенезе заболевания механизма «условной приятности или желательности» болезненного симптома, который мы считаем специфичным для истерии.
Участие механизмов внушения и самовнушения в патогенезе заболевания, как указывалось выше, хотя и является характерным, однако не специфично именно для истерии.
Большое значение для распознавания истерической природы таких симптомов, как параличи, глухота, слепота и др., может иметь одномоментная устранимость их путем внушения.
Об отграничении истерии от других неврозов, реактивных психозов и органических процессов мы говорили при рассмотрении ее симптоматологии. Поэтому здесь остановимся главным образом на дифференциации ее от индуцированных заболеваний.
К индуцированным относятся заболевания, вызванные внушением, в патогенезе которых не играет роли механизм «условной приятности или желательности» болезненного симптома. Подробнее на природе внушения мы остановимся при рассмотрении применения его с лечебной целью. Здесь лишь отметим, что внушенные идеи и представления, чуждые личности, воспринятые пассивно, не подкрепляются и не поддерживаются ранее имевшимися представлениями и потому не обладают большой стойкостью.
Индуцированные заболевания чаще всего наблюдаются у лиц, критические способности которых слабо развиты или ослаблены. Поэтому они легче всего возникают у легковнуша-емых, суеверных, невежественных, отсталых людей, а также у дебилов, истероидных психопатов и у лиц, находящихся в состоянии аффектов, например, в религиозном экстазе. Указанные заболевания могут возникнуть, если индуктор является для индуцируемого авторитетным лицом (отец, муж, учитель, врач, проповедник) и если речь его является яркой, эмоциональной, насыщенной, особенно когда действие ее усиливается соответствующей реакцией окружающих.
К индуцированным заболеваниям относятся массовые психические эпидемии, которыми так богата история средне -
вековья. Сюда же принадлежат коллективные галлюцинации, во время которых одновременно масса людей видела знаки на небе и т. д., эпидемии кликушества и фанатизма с самоистязанием, массовым самосожжением, закапыванием в землю заживо. К ней должны быть отнесены многие демономаничес-кие эпидемии средневековья. Атмосфера суеверий и состояния экстаза способствовала возникновению этих эпидемий путем индукции. При этом, помимо внушения, роль играло и самовнушение.
Клинические наблюдения показывают, что чаще всего встречается определенная разновидность индуцированных заболеваний, получившая название индуцированного помешательства.
Это помешательство возникает обычно в результате воздействия со стороны психически больного на легко внушаемого объекта и выражается в появлении бредовых идей, галлюцинаций («видений», «откровений»), припадков и т. п.
Психически больные, чаще всего с бредовыми идеями, путем словесно-речевого воздействия индуцируют своих близких, а также лиц со слабым интеллектом. Последние начинают высказывать бредовые идеи, воспринятые от другого лица. Особенно часто это идеи преследования или религиозного содержания. После разобщения индуцируемого от индуцирующего его лица бредовые идеи быстро проходят. Индуцированное помешательство приходится дифференцировать от случаев одновременного возникновения психического заболевания, часто с бредовыми идеями близкого содержания, у двух лиц, например, шизофрении у двух братьев.
К индуцированным заболеваниям должны быть отнесены некоторые случаи ипохондрических идей ятрогенного генеза.
Под влиянием индукции могут возникать картины, сходные с наблюдаемыми при истерии, например, припадки1, мономанические приступы», галлюцинации. Однако наличие сходства еще не означает тождества. Большое сходство имеет, например, истерический паралич с параличом, внушенным в гипнотическом сне, но все же состояния эти не тождественны. Истерические симптомы могут возникать путем внушения, однако, как указывалось выше, лишь тогда, когда они «ус-
1 Яркое описание психической эпидемии индуцированньж судорожных
припадков, наблюдавшейся в одном селе в Киргизии, дано В. Н. Дектяревым и В. А. Рожновым (1962).
ловно приятны или желательны» для больного. Могут они появляться и без участия внушения. Во время демономани-ческих эпидемий, вероятно, встречались и лица, у которых проявления заболевания относились к истерии. Несомненно, к истерии не относились те состояния, когда больные сжигали себя или заживо погребали, а также те случаи, при которых болезненное состояние должно было, очевидно, вести на костер инквизиции. Это были проявления или индуцированного помешательства, или других психозов (шизофрении, депрессивной фазы циклофрении, инволюционной депрессии идр.).
При истерии больные скорее могли бы отправить на костер инквизиции ненавистных им лиц, обвинив их в колдовстве, чем попасть самим. Утверждение некоторых авторов, что примерно среди 9 миллионов сожженных на кострах инквизиции большинство составляли больные истерией, является, по нашему мнению, явно ошибочным.
Разграничение истерии и индуцированных заболеваний имеет существенное практическое значение, так как профилактика и лечение их различны.
Истерия нередко наслаивается на различные органические процессы, и за внешними признаками истерической симптоматики важно не просмотреть органические заболевания. В связи с этим каждый больной истерией должен быть очень тщательно, всесторонне обследован. Грубыми истерическими симптомами может начаться, как указывалось выше, шизофрения, опухоль мозга, рассеянный склероз и многие другие тяжелые заболевания. В этом отношении характерно наблюдение, которое сделал G. Неуег (1927) в одной из берлинских клиник.
У молодой девушки внезапно появилась рвота с кровью после того, как она несла тяжелый пакет. С этого времени ежедневно была рвота по утрам при пробуждении. Больная стала худеть, появилась сильная головная боль. Один из врачей высказал предположение об опухоли мозга, однако каких-либо симптомов органического поражения мозга обнаружено не было.
Оказалось, что у больной психотравмирующая обстановка на работе, она недовольна своей хозяйкой и хотела бы от нее уйти. Проведено психотерапевтическое лечение по Дюбуа в сочетании с внушением, которому больная легко поддалась. Рвота и головные боли прекратились. Самочувствие больной стало удовлетворительным.
Больная собиралась выписаться из клиники. В один из дней больные в палате слегка возбудились. Вдруг описываемая больная упала и тут же умерла от паралича дыхания. При вскрытии обнаружена глиома червя мозжечка, проникшая в область VI желудочка мозга.
Объяснимость происхождения болезненного симптома наличием психотравмирующей ситуации и даже устранимость психотерапией не исключают его органической природы. Психотерапией могут быть иногда временно устранены и некоторые органически обусловленные симптомы.
Установление того, что больной является истероидным психопатом и что в прошлом у него были истерические симптомы, еще не говорит об истерическом характере имеющихся у него в настоящее время болезненных проявлений и не освобождает врача от необходимости тщательного соматического обследования.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 533 | Нарушение авторских прав
|