АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Под ипохондрией (ипохондрическим синдромом) пони­мается болезненная сосредоточенность внимания на своем здоровье со склонностью приписывать себе заболевания

Прочитайте:
  1. А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия
  2. Вегетативные неврозы и специфичность конфликтов
  3. Депрессивные реакции и депрессивные неврозы
  4. ДЕПРЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ
  5. Для неврозов характерны (3)
  6. Еще раз о Крепелине и «неврозе испуга»
  7. ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ
  8. Истерический невроз
  9. Истерический невроз

Под ипохондрией (ипохондрическим синдромом) пони­мается болезненная сосредоточенность внимания на своем здоровье со склонностью приписывать себе заболевания по незначительному поводу. При этом легко возникают различ­ные тягостные ощущения в тех или иных частях тела (сене-стопатии).

Античные врачи связывали это состояние с областью под­реберья (ипохондрия), отсюда и произошло название. В на­чале XIX века французские психиатры [Falret, 1822; Dubois, 1840] пришли к выводу о том, что ипохондрия — это не бо­лезнь внутренних органов, а особое психическое заболевание (цит. по W. Jahrreiss, 1930). Лишь с начала XX века ипо­хондрию стали считать синдромом, встречающимся при раз­личных заболеваниях. Отечественные авторы вполне обосно­ванно рассматривали его при неврозах в рамках неврастении, истерии или невроза навязчивых состояний, не признавая но­зологической самостоятельности ипохондрического невроза. Англо-американские и некоторые немецкие авторы признают существование ипохондрического невроза в качестве самосто­ятельной единицы. Форма эта вошла в 9-ю Международную


статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти, в связи с чем мы на ней останавливаемся.

Для ипохондрического невроза характерно доминирова­ние в клинической картине реактивно возникших тревожных опасений по поводу своего здоровья при отсутствии для это­го достаточных оснований. Такие опасения чаще всего воз­никают у лиц тревожно-мнительных или астеничных, отли­чавшихся повышенным беспокойством за свое здоровье (ипо­хондрическая акцентуация характера или ипохондрическая форма психопатии, по Е. Kahn, 1928). Воспитание, при кото­ром ребенку прививается чрезмерная забота о здоровье, мо­жет способствовать возникновению болезни.

Так, ипохондрический невроз возник у инженера Ж., 34 лет, по характеру мнительного, очень добросовестного, педантичного. Роди­тели его всегда обращали большое внимание на здоровье мальчика. При малейшем недомогании высказывали по этому поводу массу опасений. Сам он также стал фиксировать внимание на своем здо­ровье. После прочтения статьи о раке легких стал опасаться этого заболевания. Мысли о нем возникали, если он начинал покашли­вать. После перенесенного гриппа и длительных служебных не­приятностей стал астеничным, быстроутомляемым. Нарушился сон. Фиксировал внимание на своем состоянии здоровья, почувствовал неприятные ощущения в разных частях тела. Склонен был истол­ковывать их как признаки какого-то тяжелого заболевания. Под влиянием разубеждения мысли о болезни временно исчезали, но вновь возникали по малейшему поводу. Невроз возник у тревожно-мнительной личности с ипохондрической акцентуацией характера.

Поводом для появления ипохондрических идей могут стать рассказ о чьей-либо болезни или смерти, незначитель­ное соматическое заболевание, перенесенное больным, или возникшие у него вегетативные нарушения (тахикардия, пот­ливость, чувство слабости) после, например, алкогольной интоксикации, неумеренного употребления кофе или чая, перегревания, а также сексуального эксцесса. Тревога у не­которых эмотивно-лабильных личностей может вызывать та­кие компоненты эмоции страха, как сердцебиение, стеснение в груди, сухость во рту, тошнота, нарушения со стороны желу­дочно-кишечного тракта. Последние в свою очередь могут явиться поводом для ипохондрической переработки.


Весьма характерны для ипохондрического невроза психо-генно обусловленные болевые или сенестопатические ощуще­ния. Существуют лица, у которых такие ощущения, порой яр­кие, могут возникать под влиянием представлений. Эти люди реально испытывают боль или необычные ощущения (му­рашки, покалывание, жжение в той или иной части тела. Ког­да им говорят, что у них «все нормально» и они здоровы и внушили себе эти ощущения, они недоумевают или считают, что врач не распознал их болезни. В основе такой способ­ности к ярким ощущениям, видимо, лежат конституциональ­ные особенности нервной системы. Способность эта может возникнуть и под влиянием длительных занятий аутогенной тренировкой.

Одной из причин ипохондрического невроза у женщин является половая дисгармония (дисгамия).

В качестве примера ипохондрического невроза К. Leon-hard описывает больную, постоянно испытывающую боль в той части тела, которая в данный момент функционировала. Так, если больная ходила — боль возникала в ногах, если чи­тала — в глазах, если вспоминала что-либо — в голове. Боли носили психогенный характер. Демонстративного поведения не отмечалось. К «сенсоипохондрическому неврозу» он от­носит также стойкую канцерофобию, возникшую у больного 52 лет после смерти двух родственников от рака желудка. Имелась боль в подреберье психогенного генеза на том мес­те, которое однажды подверглось сдавлению в автомобиле. Мы относим стойкие кардиофобии, канцерофобии, нозофобии не к ипохондрическому, а к фобическому неврозу (неврозу навязчивых состояний). Ипохондрии, в основе которых ле­жит «бегство в болезнь», механизм «условной приятности или желательности болезненного симптома»,— к истерии.

Когда человек узнает о наличии у него тяжелого неизле­чимого заболевания, это порождает у него чувство тоски. Ког­да же возникает чувство тоски, физиогенно (эндогенно) вы­званное, оно оживляет по механизму двусторонней проводи­мости условных связей представление о наличии тяжелого заболевания. Поэтому ипохондрические идеи столь же харак­терны для эндогенной депрессии, как и идеи виновности, само­уничижения. Отсюда при депрессии, как указывалось при рассмотрении фобий, часто возникают навязчивые страхи за­болеть раком, сифилисом, инфарктом и т. д. На отграничении


эндогенной депрессии от невротической мы остановились при рассмотрении последней. Здесь лишь заметим, что ипохонд­рические жалобы являются центральными, по разным ав­торам, у 13—30 % больных маниакально-депрессивным пси­хозом. Это позволило Н. Sattes (1955) выделить в качестве особой подгруппы всего заболевания ипохондрическую деп­рессию. Больные при этой форме жалуются на боли или тя­гостные ощущения в области желудка, головы, груди, конеч­ностей и др. частей тела, а также чувство слабости, усталости, иногда тревоги. Постепенно нарастает чувство безнадежнос­ти, появляются мысли о самоубийстве, которые больные мо­гут скрывать. Пониженное настроение трактуют как психо­логически понятную реакцию на якобы имеющееся тяжелое заболевание либо на наступившее падение работоспособнос­ти, невозможность усвоения нового материала. В действи­тельности же пониженное настроение порождает у них ипо­хондрические представления, они являются его следствием, как это характерно для неврозов. Оно первично, невыводи­мо из других переживаний. Длительность эндогенных ипо­хондрических депрессий у наших больных колебалась от 6 мес до 3 лет. У 1/3 больных в прошлом отмечались депрес­сивные фазы. Характерно следующее наблюдение.

Заведующая лабораторией, 36 лет, талантливый биолог, всегда энергичная, деятельная, общительная, последние 4 мес стала ипо-хондричной. Часто обращалась к терапевтам с жалобами на тягост­ные ощущения то в области желудка, то сердца, общую слабость, по­терю работоспособности. Подозревала у себя какое-то тяжелое за­болевание. Врачи убеждали ее в том, что она здорова и что все ее жалобы носят функциональных характер. Неожиданно для окру­жающих покончила жизнь самоубийством. Оставила письмо, в ко­тором писала, что она стала больным, негодным, липшим человеком. Не хочет обременять институт, в котором работает, семью, мужа. Со­ветовала ему устроить свою личную жизнь. Писала, что она всегда была плохой женой, плохой матерью. Эндогенная ипохондрическая депрессия своевременно не была распознана.

Особенно трудны для диагностики так называемые мас­кированные, ларвированные, эндогенные депрессии. К их

числу А. К. Ануфриев (1978) относит ипохондрическую деп­рессию. Описанию их клиники в последние годы посвяще-


но свыше ста работ. Больные обычно жалуются лишь на легкую угнетенность или невозможность радоваться, как прежде, становятся менее решительными, активными, энер­гичными, иногда «нервными», тревожными. Пониженное на­строение ими часто не осознается, отрицается. Обилие сома­тических жалоб обычно не укладывается в проявление како­го-либо определенного соматического заболевания, создавая впечатление невроза. Депрессивные фазы могут протекать в виде соматических эквивалентов — периодических наруше­ний обмена веществ, полового влечения (периодическая им­потенция, по А. М. Свядощу, 1974), головной боли, нарушений сна, ночного энуреза, экземы, симптомов «сердечно-сосудис­того невроза», радикулита, астматических приступов и т. п. Больные нередко длительно лечатся у терапевтов, хирургов, гинекологов, обследуются в соматических стационарах, даже подвергаются хирургическим операциям. Между тем поло­жительные результаты дает лечение антидепрессантами, в случае тревоги — в сочетании с транквилизаторами.

Вялотекущая шизофрения с ипохондрическими проявле­ниями характеризуется доминированием годами длящегося сенесто-ипохондрического синдрома. При этом в течение ря­да лет могут не выступать характерные для шизофрении рас­стройства мышления и явления дефекта. В отличие от нев­розов обычно не наблюдается периодов улучшения самочув­ствия, светлых дней.

Тягостные ощущения при шизофрении нередко носят ха­рактер вычурных, причудливых, необычных: «слипание и разлипание мозговых оболочек», «жжение в мозжечке», «бульканье пузырьков в груди», «пронизывание матки игла­ми», «щелканье в сердце», «вибрация в голове» и т. п. На этом фоне могут возникать приступы, внешне напоминающие диэнцефальные кризы, а также приступы страха смерти или страха психического расстройства («схожу с ума»).

При сенесто-ипохондрическом синдроме на почве гипота-ламических поражений [Березин Ф. Б., 1973] боли и сенесто-патии наиболее выражены, носят характер парестезии (пол-занье мурашек, жжение, сжатие, расширение), возникают на короткий период (от нескольких минут до 3 — 4 ч) и регуляр­но повторяются. При этом наблюдаются и другие вышепри­веденные признаки гипоталамического (диэнцефального) по­ражения.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 772 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)