АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Убеждение, или рациональная психотерапия

Прочитайте:
  1. А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия
  2. Групповая и игровая психотерапия. Арт-терапия
  3. Каузальная, аналитическая психотерапия
  4. Когнитивная психотерапия
  5. Когнитивно-поведенческая психотерапия
  6. Краткосрочная психодинамическая психотерапия
  7. ЛЕЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ Психотерапия
  8. Операциональная теория интеллекта
  9. ПОЗИТИВНАЯ ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
  10. Психотерапия

Лечение убеждением — это лечение информацией, всту­пающей в связь и взаимодействие с имеющимися у больного представлениями и подвергающейся логической переработке и критической оценке. На основании этого могут возникать новые взгляды на вещи, новая оценка травмировавших пси­хику событий, новые установки на будущее. Последние те­перь определяют значимость для больного тех или иных сиг­налов, а отсюда и реакцию на те или иные раздражители.


При лечении по этому методу вырабатываются или укреп­ляются полезные для здоровья больного новые представле­ния или тормозятся старые. Таким путем достигается изме­нение информационного значения некоторых раздражителей и потеря ими патогенных свойств.

Внешне это проявляется в том, что меняется отношение больного к обстановке, породившей заболевание, болезненные переживания утрачивают свою значимость, актуальность. Как указывалось выше, эмоциональная напряженность, а вместе с тем и психотравмирующее действие ситуации сохраняются, пока не принято решение, как действовать дальше, не выбра­на твердая линия поведения («стратегия поведения»). Одна из задач врача при лечении убеждением и заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную линию поведе­ния на дальнейшее.

В процессе лечения убеждением врач стремится не толь­ко изменить отношение больного к тому или иному психо-травмирующему событию, но и более глубоко повлиять на его личность — перевоспитать его, повлиять на черты характера или укоренившиеся взгляды, делающие его особенно чувст­вительным, легкоранимым в отношении некоторых воздейст­вий. Это имеет огромное значение как для лечения, так и для общего оздоровления личности и профилактики новых обо­стрений заболевания.

Лечение убеждением в той или иной мере сочетается, а по­рой и тесно переплетается с внушением наяву, особенно ког­да оно носит мотивированный характер, и с каузальной пси­хотерапией там, где генез невротического симптома скрыт и не осознается больным. Часто бывает целесообразным соче­тать лечение убеждением и самовнушением с различными Ме­тодами условнорефлекторной терапии, а также фармакопси-хотерапией.

Горячим сторонником лечения убеждением являлся швей­царский невропатолог Dubois (1912), детально разработав­ший метод и назвавший его рациональной психотерапией (от лат. ratio — разум). «Что касается меня,— писал он,— то я всегда полагал, что психотерапия должна представлять собой перевоспитание и что следует прибегать к тем же приемам, что и при воспитании, то есть нужно развивать и укреплять ум больного, научить его правильно смотреть на вещи, уми­ротворить его чувства, меняя вызвавшие их умственные пред­ставления. Для этого нет иного средства, кроме убеждения


посредством диалектики, которое можно бы назвать сократов­ским методом».

Техника лечения сводится к беседам с больным, во время которых врач разъясняет ему причину заболевания и обра­тимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его собы­тиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах.

Dubois говорил больному, страдавшему бессонницей: «Не ду­майте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся, уничтожь­те здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».

«Вы, сударыня, в добром здоровье, молоды и крепки,— указы­вал он больной, страдавшей сердцебиением, связанным с семейными неприятностями, — ваш организм в превосходном состоянии, ваши сердцебиения нервные. Нет никаких признаков болезни сердца. Как бы ни был част ваш пульс, опасности нет никакой. Поверьте мне, что если бы вы могли избавиться от страха, все ваши расстрой­ства прошли бы немедленно. Не забывайте: ничто не заставляет так сильно биться сердце, как чувство страха. Ну, положим, вы просну­лись с сердцебиением, которое вы тут же забыли, а быть может, сде­лалось от кофе или чая, — это все равно. Если, как только вы по­чувствуете сердцебиение, вы сейчас же поддаетесь страху и думаете, что вы уже умираете, вы создаете этим душевное волнение, которое заставляет ваше сердце усиленно биться. Если перед этим пульс был 100, он участится до 120. Тоскливое чувство от этого только усиливается и, по-видимому, оправдывает ваш страх и волнение; в результате пульс еще больше ускоряется и доходит до 140. Наобо­рот, если, убедившись, что ничего нет, вы успокоитесь, пульс замед­лится. Рассуждайте попросту так: я молода, сильна и здорова, у ме­ня нет ни болезни сердца, ни другого органического страдания: от этих сердцебиений я не умру! И сердце ваше перестанет учащенно биться, тоска пройдет и вы заснете спокойно».

Сам Dubois, страстно убеждая своих больных в неизбеж­ности выздоровления, фактически обычно сочетал метод убеждения как с прямым внушением наяву, так и косвенным внушением. При лечении истощенных больных, кроме того, он обычно прибегал к рекомендованному Weir-Mitchell ле­чению постельным режимом в условиях изоляции от всяких внешних раздражителей (запрещение переписки, свиданий,


бесед с другими больными) в сочетании с усиленным пита­нием. Таким образом Dubois проводил ряд лечебных меро­приятий, центральным звеном которых являлись длительные систематические беседы с больными.

Аргументы, используемые при лечении убеждением, могут быть самого различного характера: «Вы сами медицинский работник, — говорили мы одному больному. — Вы утверждае­те, что вы больны раком и от вас это скрывают. Но ведь вы сейчас находитесь в психиатрической клинике. Разве мы ста­ли бы держать здесь человека, больного раком? Да мы бы сей­час же перевели вас в онкологический стационар. Если чело­век болен раком и считает, что у него рак, то ведь это нор­мально. Разве его поместят в психиатрическую больницу? Вас поместили сюда потому, что вы внушили себе то, чего у вас нет. Вы мнительный человек. У Вас и раньше часто по­являлись опасения заболеть раком, но вы с ними боролись. А теперь рассказ о заболевании вашей знакомой обострил ва­ши опасения. Вы стали фиксировать внимание на работе же­лудка, кишечника. Мысль о раке овладела вами, и вы утрати­ли над собой контроль. Мы поможем вам его обрести (пере=~ ходим на внушение наяву). У вас нет рака, нет рака! (Далее обычным тоном.) Вы будете находиться здесь до тех пор, по­ка вы это поймете!»...

При лечении методом убеждения целесообразно разъяс­нять больному в физиологическом плане обратимый характер имеющихся у него болезненных симптомов и возможность их устранения, возникновение истерического паралича — про­цессом торможения, частичного сна в соответствующей об­ласти мозга, некоторые фобии — механизмом условного реф­лекса.

«У вас различные неприятные ощущения в теле — в области то сердца, то груди, то желудка, и вы полагаете, что это признаки како­го-то тяжелого, опасного для жизни заболевания,— говорили мы больному.

В действительности это не так. Наше сердце непрерывно рабо­тает, непрерывно движется кровь по кровеносным сосудам, сокра­щаются стенки кишечника, перемещая пищу. Все это мы обычно не ощущаем. К счастью, поток импульсов, поступающих в мозг от внут­ренних органов, нами не осознается. Он задерживается, вероятно, на уровне межуточного мозга. Вы перенесли травму черепа, и теперь „фильтры" немного ослабли — импульсы стали проникать в созна-


ние, и вы стали их ощущать. Дело не в том, что у вас сердце или желудок работают ненормально, а в том, что у вас снизился порог возбудимости и вы стали ощущать то, чего в норме не ощущают. У вас нет болезни внутренних органов, а лишь повышенная чувстви­тельность к нормальным раздражениям. Она усиливается оттого, что вы фиксируете внимание на этих ощущениях. Поймите, они яв­ляются не признаком какой-то страшной болезни сердца или же­лудка, а невинными ощущениями. Чем больше вы на них будете об­ращать внимание, тем сильнее вы их будете воспринимать... Мы да­дим вам лекарство, которое повысит порог восприятия и таким образом ослабит эти ощущения, но главное в вас самом — займите себя работой, не давайте себе сосредоточивать на них внимание, не придавайте им значения, и вы поправитесь».

Приводим отрывки нашей беседы с двумя больными, имев­шей целью изменить реактивность на лсихогравмирующие воздействия и повлиять на некоторые характерологические особенности.

«Ваше заболевание — следствие того, что вы очень обидчивы, чувствительны. Вы должны изменить свое отношение к окружаю­щему, перестроиться, перевоспитать себя, тогда вы избавитесь и от "невроза сердца", который вас беспокоит, и от повышения артери­ального давления при волнении.

Наша реакция на окружающее во многом зависит от того, как мы будем его истолковывать. Представьте себе, что мимо человека прошел его знакомый, не посмотрев на него и не поздоровавшись с ним. Разные люди могут истолковывать это по-разному. Один по­думает, что знакомый был занят своими мыслями, не заметил его, и не придаст этому значения. Другой может оценить все иначе. Он скажет: "Вот Иван Иванович теперь уже и друзей не узнает, не здо­ровается, стал важным, теперь и смотреть на меня не хочет..." — и может почувствовать себя обиженным. Психически больной с бре­дом ревности может увидеть в этом намек на якобы дурное поведе­ние его жены.

Еще римский философ и император Марк Аврелий говорил: "...измени свое отношение к вещам, которые беспокоят тебя, и ты бу­дешь от них в безопасности". Это к вам в полной мере относится. Нужно настроить себя так, чтобы правильно реагировать на вещи. Избавьтесь от излишней обидчивости и подозрительности. Сейчас вам нужно оградить себя от волнений, поэтому настройте себя так, чтобы никакие пустяки на вас не действовали, вас не волновали.


Снизьте свой уровень возбудимости. Будьте теперь совершенно спо­койны, всегда спокойны (говорится больному внушающим тоном). Кто бы вам и что бы вам ни говорил, вы будете на это реагировать спокойно, совершенно спокойно (последние слова внушаются наяву).

По характеру вашей работы вам приходится иметь дело с мате­рями детей. Представьте себе, что одна из них вас незаслуженно уп­рекнет в резкой форме. Теперь вы отнесетесь к этому совершенно спокойно. Спокойно ответите ей: "Вы ошибаетесь". Вы подумаете: вероятно, оскорбившая меня женщина была чем-то возбуждена, мо­жет быть, у нее домашние неприятности, и поэтому напрасно ко мне придралась. Останетесь при этом совершенно спокойным. Ведь пси­хиатр на работе не реагирует на оскорбления и ложные обвинения своих больных. Он остается совершенно спокойным. Так и вы долж­ны себя настроить на то, что не будете эмоционально реагировать на незаслуженные упреки или оскорбления... Не бром и не валериана, а самовоспитание может избавить вас от лишних волнений».

Убеждение хорошо сочетать с внушением наяву и моти­вированным самовнушением.

«У вас явления неврастении — легкие, обратимые нарушения,— говорилось другому больному. — Вы отдохнете и все быстро прой­дет. Вы будете здоровы. Однако главное лекарство — это самовос­питание. Вы не должны быть столь тщеславны. Вы хороший музы­кант, хороший преподаватель музыки. Вас любят ученики, ищите в этом высокое моральное удовлетворение. Вы приносите пользу об­ществу. Однако нельзя претендовать на большее, что вы можете дать, на большее, на что вы способны... Измените уровень ваших притя­заний. Приведите его в соответствие с вашими возможностями, и вы не будете переживать, на мой взгляд, мнимых неудач, навсегда изба­витесь от неврастении. Нельзя считать себя несчастным человеком от того, что ты не Рафаэль, не Тициан и не Чайковский».

Снятие эмоциональной напряженности, вызванной несоот­ветствием между возможностями больного и его притязания­ми, содействовало не только быстрому избавлению от неврас­тении, но и общему оздоровлению личности.

В процессе лечения убеждением, призывая больного пере­смотреть свою оценку психотравмирующих событий или от­казаться от своих непомерных требований (иногда даже сми­риться с возникшей ситуацией), важно подчеркнуть перспек-


тивы будущего, наметить линию поведения в дальнейшем, спо­собствовать формированию новых, здоровых интересов (ак­тивирующая терапия).

Достоинством метода убеждения является то, что больной активно участвует в процессе лечения и что при Таком ле­чении укрепляется его интеллект, открывается возможность коррекции взглядов, установок и характерологических осо­бенностей, предрасполагающих к возникновению заболева­ния. При лечении убеждением, в отличие от метода внуше­ния, образуемые новые связи не остаются изолированными, а связываются с имеющимися представлениями и поддержива­ются ими. Все это благоприятствует стойкости достигаемого терапевтического успеха. Недостатком является то, что лечеб­ный эффект при этом наступает часто не так быстро, как при некоторых других методах — внушении, эфирной маске и т. д., особенно в случае моносимптоматических истерических расстройств.

Одним из приемов рациональной психотерапии является использование соответствующих мест из книги для убежде­ния больного. Больной порой более склонен верить написан­ному в книге, чем тому, что говорит врач, так как подозревает, что врач хочет его успокоить и поэтому неискренен. При этом имеет значение авторитет автора и солидность издания.

Для убеждения больной онанофобией в безвредности онанизма мы дали ей прочесть следующие абзацы в книге А. М. Свядоща «Женская сексопатология» (1974): «По данным A. Kinsey, к 7 го­дам когда-либо занимались мастурбацией (онанизмом) 4 %, к 12 го­дам — 13 %... и к 35 годам — 60 % женщин... Из мужчин к 12 го­дам - 21 %, к 15 годам — 82 % и к 20 годам - 92 %».

«Не подлежит сомнению, что мастурбация для женщины явля­ется с физиологической точки зрения безвредной. Мастурбаторный акт вызывает такие же местные изменения в половых органах жен­щины, как и нормальный половой акт». При этом подчеркивали, что книга эта издана для врачей широкого круга.

Убеждать больного может не только слово врача, но и да­же профиль лечебного учреждения, в котором больной нахо­дится.

Больная М., похоронив мать, скончавшуюся от рака, стала тре­вожна, говорила, что она заразилась и умирает от рака кишечника,


желудка, печени. Добилась помещения на обследование в прокто-логический стационар. Там, на второй день узнав, что ее не перево­дят в онкологическое отделение, посмотрев свою историю болезни, сразу успокоилась и была выписана выздоровевшей.

Там, где психогенез невроза не осознается больным, лече­ние убеждением целесообразно сочетать с каузальной психо­терапией. Метод убеждения применим при лечении различ­ных заболеваний, однако особенно широко им пользуются при лечении неврозов. Он рекомендуется при любых фор­мах невроза, не имеет противопоказаний и, по нашему мне­нию, может применяться во всех случаях. К сожалению, не всегда можно достигнуть успеха с помощью одного этого ме­тода. Так, многие больные с навязчивыми явлениями пони­мают их нелепость, абсурдность, пытаются бороться с ними, но, как они сами на это указывают, не могут их преодолеть. Нередко малоэффективен метод убеждения в чистом виде и при лечении больных истерией. Однако и в тех случаях, ког­да одним убеждением достигнуть выздоровления не удается, применение его в качестве дополнительного средства целесо­образно. Каким бы способом врач ни лечил больного невро­зом, метод убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома, но и для профилак­тики рецидива заболевания.

Особенностью лечения убеждением и внушением являет­ся то, что лечебный эффект может быть достигнут независи­мо от того, объективно правильным или ложным является то, в чем человека убеждают.

Так в 50-х годах на севере Архангельской области вспыхнула эпидемия истерических припадков, сопровождавшихся то мутизмом, то карканьем ворон. Она получила название Икотки, по имени зло­го духа зырян. Врачи оказались бессильными. Пригласили шама­на. Он объяснил, что болезнь вызвана «злым духом Икоткой» и изгнал его при помощи заклинаний и ритуальных танцев. Припад­ки прекратились.

Лечебный эффект достигается легче, если то, в чем убеж­дают, не противоречит убеждениям пациента. Поэтому на одного скорее подействуют «снятие порчи или сглаза», «за­говоренная вода», а на другого — «биоэнергетический мас­саж», «кодирование» и т. п. Лечение у знахарей порой таит


опасность ятрогении, несвоевременного принятия необходи­мых медицинских мер.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 744 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)