АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Внушение в состоянии естественного сна

Прочитайте:
  1. IV. Внушение и либидо
  2. Ветеринарно-сапитарный осмотр головы в подвешенном состоянии Подвешивание головы за угол сращения ветвей нижней челюсти.
  3. Внушение
  4. Внушение в состоянии гипнотического сна
  5. Внушение в состоянии наркотического сна
  6. Внушение наяву
  7. ВРАЧЕВАНИЕ ВНУШЕНИЕМ
  8. ЕСТЕСТВЕННОГО ФОНА ИЗЛУЧЕНИЯ
  9. Медицинский контроль на тренировках, соревнованиях, массовых физкультурных мероприятиях для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Сон наступает в результате активной функции таламокор-тикальных синхронизирующих аппаратов мозга.


Нейрофизиологические исследования, проведенные в пос­ледние годы, показали, что можно различать два вида сна: 1) обычный, или медленный, сон, при котором в состоянии полного покоя отмечается замедление ритма дыхания и сер­дечной деятельности, а также появление на ЭЭГ медленных волн; 2) парадоксальный, или быстрый, сон, или сон со сно­видениями. Во время этого сна наблюдаются быстрые дви­жения глазных яблок, изменчивость, нерегулярность вегета­тивных проявлений (пульса, дыхания). ЭЭГ приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некото­рые особенности (вспышки а-волн в затылочной области по частоте на 1 — 2 Гц меньше, чем во время бодрствования, об­наруживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2—3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные во времени с бы­стрыми движениями глаз). Во время парадоксального сна на­блюдаются сновидения.

По всей вероятности, во время медленного сна происхо­дит консолидация следов, то есть перевод их в долговремен­ную память, а также освобождение емкостей оперативной па­мяти, во время быстрого сна — «отреагирование» пережива­ний.

Парадоксальный сон чередуется с медленным. Он сменя­ет его 4 — 5 раз в течение ночи и длится каждый раз 6 — 8, ре­же 15 — 20 мин, занимая около 20 — 25 % от всего времени по­веденческого сна. Первый период парадоксального сна насту­пает через 45 — 90 мин после засыпания. При его депривации наблюдаются невротические проявления. Как для обычного медленного, так и для парадоксального сна характерен «пере­рыв непрерывности потока сознания» с утратой способности отдавать себе отчет в месте, времени и окружающем. При сно­видениях кроме того — переживание иной ситуации.

Между состояниями сна и бодрствования существует це­лая гамма переходов. Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения — различной. Во время естественного сна у спящего нередко обнаруживают избирательную чувст­вительность к определенным раздражителям, в то время как другие (даже более сильные) раздражители могут заметного влияния не оказывать. Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования образуют «сторожевой пункт». Через него спящий может поддерживать контакт — раппорт (от франц. rapport — отношения, связь, сношения) с


внешним миром. Естественно, что сон со «сторожевым пунк­том» будет частичным. Поскольку явления раппорта явля­ются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность ле­чения внушением во время сна, остановимся на них несколь­ко подробнее.

Явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологически целе­сообразными. В связи с этим способность к сохранению «сто­рожевого пункта» во время сна, возникающая в процессе при­способления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем естественного отбора. В. Н. Сперан­ский (1924) следующим образом объяснил происхождение раппорта: «Сторожевое животное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого достаточно, чтобы все стадо было на ногах, го­товое к бегству, защите и т. п., в зависимости от характера сиг­нала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тревожат сон стада. Между сторожем и стадом поддерживается рап­порт. Если бы его не было, стадо погибло бы».

Интересное наблюдение приводит Л. А. Орбели (1938): «Головоногий моллюск-осьминог обладает сменой сна и бодр­ствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает во­круг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног од­ну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг ту­ловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движения. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конеч­ность, он не просыпается, но если вы прикоснетесь к дежур­ной ноге, то он просыпается| выпускает черную краску и во­обще проявляет соответствующую активную реакцию». Оче­видно, во время сна моллюска сохраняется «сторожевой пункт», через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром. Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звон­ки или стук в соседней комнате. Однако достаточно появить­ся малейшему шороху, исходящему от ребенка, как она услы­шит и сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, од­нако сразу же проснется, услышав сигнал тревоги, поданный часовым. Аналогичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный стук маши­ны, мельник — если остановится мельница и перестанет до-


носиться стук колес. Во всех этих случаях во время естест­венного сна имеется «сторожевой пункт», через который под­держивается раппорт со строго определенным раздражите­лем. «Пункт» этот по существу является сложной системой, заключающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать пол­ное или неполное пробуждение.

Как было показано нами (1940, 1962), «сторожевой пункт» во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться (особенно если при этом произносятся фразы «Спите спокойно, не просыпай­тесь... Слушайте и запоминайте слова... Наутро будете все помнить...») или если он перед сном настроит себя на вос­приятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь не просыпаясь. Можно образовать «сторожевой пункт» и при помощи других приемов, например, предварительного внуше­ния наяву или в гипнотическом сне.

Сам процесс восприятия речи во время сна не осознает­ся. Обследуемые не отдают себе отчета в том, что они слуша­ют речь, которая воспринимается ими как мысли, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу дейст­вий, развернувшихся в сновидении.

Внушение во время естественного сна путем нашептыва­ния фраз спящему применяли при лечении детей Н. В. Вя­земский (1903), Ch. Burdon (1904) и др. Эффект от внуше­ния во время естественного сна нередко не уступал эффекту при глубоком гипнозе. Дети иногда разговаривают во время естественного сна, и с ними удается установить речевой кон­такт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки вну­шить им что-либо в таком состоянии удается редко. В общем установить раппорт с человеком, спящим естественным сном, трудно.

Техника внушения во время естественного сна. Внуше­ние во время сна производится тихим голосом, внушающим тоном. Чаще всего оно начинается словами: «Спите глубже, не просыпайтесь. Засыпайте глубже и глубже... С каждым днем вы чувствуете себя лучше и лучше, лучше и лучше...». Далее следует лечебное внушение, повторяемое с паузами до 5 с несколько раз (серия внушений). Оно чередуется со сло­вами «Спите глубже, глубже... С каждым днем чувствуете се­бя все лучше и лучше...». За сеанс проводятся 5 — 6 серий


внушений. Возможны различные варианты техники внушения во время сна.

Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного тормо­жения у спящего уменьшается). Далее в течение 2—3 мин тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова: «Спи-те глуб-же, спи-те глуб-же», затем начинают то несколько замед­лять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то уско­ряться, то замедляться, контакт установлен, и можно перехо­дить к лечебным внушениям. До их производства целесооб­разно сказать спящему: «Мой голос вас не будит, не пробуж­дает, спите все глубже, глубже, глубже...». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибегнуть к описываемой ниже обычной технике гипнотиза­ции — лучше всего легкими пассами и внушением наступле­ния сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом какой-нибудь предмет нецелесооб­разно, так как это может привести к рассеиванию просоноч-ного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипнотичес­кий сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительным.

Вариант 2. Больному днем разъясняют лечение внуше­нием во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1 — 2 мин) дают прослу­шать в бодрствующем состоянии, чтобы в дальнейшем осла­бить ориентировочную реакцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предполагается на ночь поставить магнитофон или динамик недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и за­хочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автома­тически, либо лицом, проводящим лечение).

На ленте записывается текст примерно следующего со­держания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спокойным сном. Ни о чем постороннем не ду­майте. По счету 30 будете спать. Раз... Два... Три...» и т. д. Считают до 30 медленным, монотонным голосом — полуше­потом, с паузами в 3—4 с между словами. «Спите спокойно,


не просыпайтесь... С каждым днем чувствуете себя лучше и лучше...» и далее следуют формулы лечебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушающим тоном. Формулы повторяются 5 — 6 раз с паузами в 3 — 4 с. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений, и так 5—10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро буде­те себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы повторяются несколько ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона, или он может включаться и вы­ключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддержи­ваемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Вариант 3. Внушение делают ночью в течение первых 15 — 40 мин сна и далее под утро за 1 — 2 ч до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (обычно ребенка) и тихим голосом произносят слова: «Спи глубже, глубже... Не просыпайся». Далее 20 раз повторяют слова внушения. На­пример, ребенку с ночным недержанием мочи говорят: «Те­перь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая». Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое подвергается амне­зии. У некоторых больных с навязчивыми страхами или мыс­лями или у лиц, страдающих от дурной привычки, может во время сна происходить избирательное восприятие речевых сигналов, адресующихся к имеющемуся у них «больному пункту», в то время как усвоения речи нейтрального содер­жания может и не быть. Судить о том, что речь была воспри­нята, приходится по терапевтическому эффекту (критерий не надежен). Иногда с этой целью можно предложить больно­му запомнить те или иные слова, например, 10 русских слов, которые многократно повторяют, или 2 — 3 фразы, рисующие какую-либо сцену («Вы на берегу моря...»). При этом гово­рится: «Будете помнить эти слова. Наутро сможете их рас­сказать». Наутро предлагают один раз прослушать 20 слов, среди которых даны вразбивку 10 читавшихся во время сна, и сравнивают, какие слова лучше запомнились (воспроизвес­ти их спонтанно обычно не удается), или же выясняют, не на­шла ли речь, воспринятая во время сна, отражения в сновиде-


нии. Невозможность воспроизведения речи нейтрального со­держания не опровергает возможности восприятия внуше­ний. Запоминание речи во время сна вслед за терапевтиче­скими внушениями иногда в силу интерференции может ослабить терапевтический эффект внушения, поэтому оно не­желательно.

Вариант 4. Предварительно днем во время гипнотичес­кого сна наяву внушают больному: «Сегодня ночью вы за­снете под звуки моего голоса и услышите то, что я вам ска­жу. Будете засыпать и слышать, не просыпаясь». В осталь­ном лечение проводится как в варианте 3. При другой модификации больному предварительно аналогичным обра­зом внушается, что он будет ночью спать спокойным сном. Сквозь сон он услышит счет до 12 и внушения, которые ему сделают. Далее ночью проводится лечение как в варианте 3, но начинают сеанс со счета от 1 до 12. Считают тихим голо­сом со скоростью примерно одного слова в секунду. Приме­нение счета облегчает настройку на заданный сигнал.

Вместо предварительного внушения предварительная на­стройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения. Для этого предлагается испытуемому сесть или лечь в удобной позе и несколько раз повторять слова: «Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь».

Самовнушение более эффективно, если оно осуществля­ется в состоянии релаксации, вызванном аутогенной трени­ровкой.

Вариант 5. Больного переводят из состояния сна в про-соночное состояние, с ним устанавливают речевой контакт, за­тем дают вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается, и ему предлагают выпол­нить простейшие действия (говорят: «Поднимите руку... вы­ше... выше. Продолжайте спать... Спите глубже, глубже...»). Далее переходят к лечебным внушениям.

Сеансы внушения во время естественного сна могут про­водиться как индивидуально, так и коллективно. В нашей клинике В. А. Сухаревым они проводятся коллективно при лечении больных хроническим алкоголизмом и неврозами. Применяется главным образом 5-й вариант методики. Кол­лективные сеансы гипнотерапии днем сочетаются с коллек­тивными сеансами внушения во время естественного ночного сна. Динамики установлены в палатах. Внушение произво-


дится путем воспроизведения звукозаписи. При коллектив­ных сеансах внушения во время естественного сна больным неврозами внушается покой и общее хорошее самочувствие. («С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Со­вершенно Спокойны. Настроение ровное, хорошее. Полны бодрости, силы, энергии»).

Для проведения коллективных сеансов внушения во вре­мя ночного сна может быть рекомендован предложенный на­ми вариант методики, получивший название никтосуггестии (от греч. «никтос» — ночь и «суггестия» — внушение). При нем первоначально проводится сеанс коллективной гипноте­рапии или внушения наяву, во время которого вырабатыва­ется «сторожевой пункт», обеспечивающий восприятие речи во время ночного сна. Для этого больному предварительно внушается, что ночью он будет спать, не просыпаясь, но сквозь сон услышит сигнал (счет до 12) и далее слова внушения. Ночью включается магнитофон с записью голоса врача. Больной слышит сигнал (счет до 12) и далее фразы: «Спите глубже, не просыпайтесь... Дыхание ровное, спокойное... За­сыпайте все глубже и глубже...». Затем следуют слова вра­чебного внушения. В заключение больному внушается, что он будет продолжать спать глубоким сном.

При этом варианте методики в большинстве случаев боль­ные во время внушения продолжают спать не просыпаясь. Если же кто-либо из них проснется, то методика фактически предусматривает гипнотизацию проснувшегося с последую­щим переводом гипнотического сна в естественный ночной.

Лечение внушением во время естественного сна не всегда легко осуществимо. Иногда сон слишком чуткий, поверхност­ный, и пробуждение наступает легко, или очень резко выра­жена ориентировочная реакция, и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее погасить. Иногда, наоборот, сон слишком глубок, и добиться раппорта со спящим не удается. Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Используется он также для борьбы с онанизмом, ночным недержанием мочи и некоторы­ми вредными привычками у детей. При лечении навязчивых состояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдаются ослабление навязчивых страхов и улуч­шение общего самочувствия (внушается «не думайте о болез­ненном симптоме; если и вспомните, не волнуйтесь, будьте со­вершенно спокойны...»).


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1037 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)