Внушение в состоянии наркотического сна
Внушение в состоянии наркотического сна может производиться лишь в том случае, если он неглубокий. При глубоком наркотическом сне торможение носит столь глубокий и разлитой характер, что не удается сохранить «сторожевой пункт» в коре, через который можно поддерживать контакт со спящим. Кроме того, в таком состоянии трудно вызвать «очаг концентрированного возбуждения» в мозге, лежащий в
основе внушения. Внушения, сделанные в состоянии наркотического сна, отличаются, по нашим наблюдениям, меньшей стойкостью, чем во время гипнотического сна, что особенно существенно в тех случаях, когда сделанное лечебное внушение должно длительно сохранять свое действие, как, например, при лечении больных хроническим алкоголизмом, и менее важно при одномоментном купировании истерических симптомов.
Техника лечения. Больному разъясняют характер проводимого лечения и укладывают его в горизонтальное положение. Вводят ему внутривенно очень медленно 2 — 8 мл 10% раствора пантотала, барбамила (амитал-натрия), гексенала (ослабленным больным лучше вводить 5 % раствор). Достигнув желаемой глубины сна, поддерживают ее в течение нескольких минут медленным введением снотворного (иглу из вены не вынимают). Во время наступившего сна производят лечебные внушения, после чего дают больному возможность выспаться.
Наиболее благоприятным для производства внушения является неглубокий наркотический сон, предшествующий появлению анальгезии и развитию последующей амнезии этого периода.
Для контроля глубины сна предлагают больному вслух считать до 20 в обратном порядке или производить простое вычисление (например, от двузначных чисел отнимать всегда 4) и считают сон слишком глубоким, если больной не в состоянии это выполнить.
В процессе лечебных внушений иногда происходит оживление психотравмировавших переживаний, в связи с чем возникает бурная эмоциональная реакция, выражающаяся в виде аффекта то страха, то тоски или отчаяния, сопровождающихся экспрессивными движениями. В этих случаях в достижении терапевтического эффекта, помимо внушения, может играть роль и отреагирование их во время сна (наркока-тарзис).
Вызывание наркотического сна может сочетаться с вызыванием гипнотического сна. При этом либо можно раньше давать снотворное, потом проводить гипнотизацию (наркогипноз), либо раньше вызывать гипнотический сон, а затем для углубления его давать снотворное (гипнонаркоз). При таком лечении требуется тем меньшая доза снотворного, чем глубже гипнотический сон.
Лечение внушением в состоянии наркотического сна показано в тех же случаях, что и во время гипнотического сна, особенно если больные плохо поддаются гипнозу.
Положительные результаты от его применения мы нередко видели при истерических моносимптомах (гиперкинезах, параличах и парезах, рвоте, икоте и др.), а также иногда при фобиях и истерических психозах — проводилось курсовое лечение (по 10 сеансов через день).
М. Э. Телешевская, широко применявшая этот метод под названием наркопсихотерапии и детально разработавшая методику лечения, достигала его с помощью устранения истерических моносимптомов многолетней давности, затяжных асте-ноипохондрических состояний, расстройства сна и эмоциональных нарушений у больных неврозами. Английские и американские авторы широко пользовались этим методом во время второй мировой войны для лечения «военных неврозов».
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 539 | Нарушение авторских прав
|