АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Каузальная, аналитическая психотерапия

Прочитайте:
  1. А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия
  2. Аналитическая психология
  3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
  4. Глава 16. Психоаналитическая терапия
  5. Групповая и игровая психотерапия. Арт-терапия
  6. Динамическая (аналитическая) закрытая группа
  7. Когнитивная психотерапия
  8. Когнитивно-поведенческая психотерапия
  9. Краткосрочная психодинамическая психотерапия

При каузальной психотерапии происходит обмен инфор­мацией между больным и врачом, ведущий к осознанию и от-реагированию больным психотравмировавших переживаний.

Если человеку многократно вводить под кожу инсулин, то в конце концов замена инъекции инсулина инъекцией изото­нического раствора натрия хлорида или дистиллированной воды может вызвать условнорефлекторную гипогликемию. Возникший условный рефлекс протекает независимо от же­лания человека и не может быть им произвольно подавлен. Однако если человеку станет известно, что вместо инсулина ему будет введена вода, то условнорефлекторная гипоглике­мия не наступит. По всей вероятности, условный рефлекс в этом случае не возникает, так как вызвавший его условнореф-лекторный раздражитель получил новое сигнальное (инфор­мационное) значение.

Во многих случаях важной предпосылкой возможности устранения патологической условнорефлекторной реакции или влияния некоторых неосознаваемых переживаний явля­ется понимание тех обстоятельств, которые привели к их воз­никновению. В наблюдении О. В. Кербикова (1956), «...че­ловек, эрудированный в вопросах медицины, имел впервые приступ стенокардии тогда, когда он находился в парикмахер­ской. Когда он в следующий раз пришел в парикмахерскую, приступ повторился. Больной решил бриться дома. Взял в руки бритву — опять сжимающая боль в области сердца, опять стенокардические явления. Так установилась времен­ная патологическая связь. Однако он сам дал себе отчет в том, что у него развилась патологическая временная связь, и, установив это, он смог бриться».

Таким образом, для того, чтобы вылечить от некоторых бо­лезненных симптомов психогенного генеза, нужно их выявить


и больному осознать породившую их причину. Причина по-латыни causa, поэтому и метод лечения, основанный на выяс­нении причины заболевания, может быть назван каузальной психотерапией. В широком смысле слова он относится к ана­литическим методам.

Принцип аналитической терапии был выдвинут S. Freud. Им же дан анализ формирования некоторых невротических симптомов (в частности навячивости у одной больной) и по­казана их связь с актуальными (не инфантильно-сексуаль­ными) психотравмирующими переживаниями. Однако по­добные случаи симптомообразования S. Freud считал редки­ми и при разработке метода аналитической терапии пошел, как указывалось, по пути психоанализа, то есть выявления сексуальных переживаний раннего детского возраста. Боль­шое значение осознанию психогенеза невроза придают В. Н. Мясищев и Б. Д. Карвасарский (1990) при построении патогенетической психотерапии.

При каузальной психотерапии отыскивается «вместе с больным или помимо его, или даже при его сопротивлении среди хаоса жизненных отношений те разом или медленно действовавшие условия и обстоятельства, с которыми, может быть, связано происхождение болезненного отклонения...» (И. П. Павлов).

Это не всегда бывает просто сделать. Для выяснения их иногда приходится длительно и многократно беседовать с больным, выясняя различные обстоятельства его жизни. Иногда много ценного могут дать словесный ассоциативный эксперимент, а также изучение сновидений больного, восста­новление в памяти забытых им событий путем расспроса во время гипнотического сна, изучение его свободных ассоциа­ций и всплывающих у него воспоминаний. После того как не­осознаваемые больным причины заболевания обнаружились, выявились имевшиеся у него переживания или патологиче­ски зафиксировавшиеся условнорефлекторные связи, не на­шедшие достаточного отражения в сознании, приступают к разъяснению их больному. Стремятся, чтобы больной сам пришел к выводу об их существовании. Таким образом, уста­навливается связь между ними и остальным содержанием психики больного. После того как такая связь установлена, в случае успеха лечения больной оказывается избавленным от своего болезненного симптома.


В процессе лечения по этому методу при проникновении к «больному пункту» у больного иногда возникает бурная эмоциональная реакция, нередко с рядом экспрессивных дви­жений — моторным разрядом (чаще всего это наблюдается при лечении больных истерией). В достижении терапевтичес­кого эффекта в этих случаях, по всей вероятности, играет роль и отреагирование психотравмирующего переживания (под­робнее мы на нем остановимся при рассмотрении лечения ка-тарзисом).

Каузальная психотерапия сама по себе далеко не всегда приводит к излечению, однако осознание механизма возник­новения болезненного симптома облегчает его устранение другими методами психического воздействия. Наиболее це­лесообразно применять ее в сочетании с терапией убеждени­ем и внушением, особенно до того, как проводить последнее, а также с условно-рефлекторной терапией. Каузальная тера­пия применима при лечении неврозов в тех случаях, когда причина, вызвавшая заболевание, является скрытой.

Так, у студентки Р., 19 лет, дрожание, чувство страха и рвота ста­ли появляться тогда, когда ее жених начинал обнимать ее, хотя он ей нравился. К нам она обратилась тогда, когда это стало угрожать ее замужеству.

Больной было указано, что в основе ее заболевания лежит воз­никновение рвоты по механизму условного рефлекса, и приведен описанный в начале данного раздела пример с заменой инсулина изотоническим раствором натрия хлорида, который по указанному механизму вызывает такую же реакцию, как инсулин. Далее ей бы­ло рассказано об описанном выше больном с навязчивым сомнени­ем, не осталась ли дверь открытой, которое прошло после того, как он осознал его генез. Больной было сказано: «Объятия вашего же­ниха могут вызывать у вас страх и рвоту только до тех пор, пока вы не знаете, сигналом чего они для вас в действительности являются, пока вы не знаете, с каким отвратительным, вызывающим рвоту событием и представлениями она у вас связана. Постарайтесь же вспомнить о всех событиях вашей жизни, которые можно связать с представлениями об отвращении».

В течение трех бесед с больной, во время которых она расска­зывала о различных событиях своей жизни, установить генез этой рвоты не удалось. Во время четвертой беседы ей предлагалось спо­койно, сидя в кресле, вспоминать и говорить все, что ей придет в


голову. Больная долго говорила и вдруг неожиданно замолчала. Да­лее при настойчивой просьбе рассказать то, о чем она только что подумала, сообщила, что она вспомнила о женихе ее старшей сестры, но что это, по ее мнению, неважно и она не хочет об этом говорить. После повторной просьбы больная сообщила, что в возрасте 8 лет однажды случайно увидела показавшуюся ей отвратительной сексу­альную сцену между сестрой и ее женихом. Это ее сильно потрясло и вскоре вызвало рвоту. «Теперь я понимаю,— сказала больная в ответ на заданный вопрос, — когда мой жених меня обнимает и це­лует, это, видимо, напоминает мне о том событии и поэтому вызывает рвоту. Но он у меня хороший!». Наступило полное выздоровление.

Этот же метод играл роль в достижении описанного вы­ше излечения у больных неврозом навязчивых состояний.

Во время лечения больных желательно вместе с ними вы­являть и обсуждать условия формирования у них черт харак­тера, способствовавших возникновению заболевания, с тем чтобы добиться их смягчения и общего оздоровления лич­ности.

Одна наша больная неврозом навязчивых состояний стра­дала от навязчивой мысли, что она все делает «не так». Она была вынуждена десятки раз переделывать любое совершен­ное ею действие — перетирать посуду, перестилать скатерть, переставлять стул и т. п. В процессе лечения больная посте­пенно пришла к убеждению, что ее навязчивая идея вовсе не является нелепой, абсурдной, неизвестно откуда взявшейся, как ей вначале казалось, а отражает ее глубокое сожаление о том, что она в жизни поступила «не так»: сделала аборт, вследствие чего лишилась возможности материнства. Во вре­мя бесед с больной были детально проанализированы усло­вия формирования ее характера. Показана неправильность, уродливость воспитания, полученного ею в семье, которое привело к формированию у нее эгоцентризма, переоценки своей личности и появлению притязаний, не соответствующих ее возможностям. Обсуждена с больной роль ее характе­рологических особенностей в возникновении заболевания и указана важность включения ее в трудовую деятельность в условиях коллектива. Таким образом, достигнуто не только устранение явлений навязчивости, но и некоторое общее оз­доровление личности.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 915 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)