АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
К вопросу о классификации
типов возбуждения1
За последнее время главным образом под влиянием преимущественно терапевтических потребностей среди психиатров появился интерес к изучению возбуждения, возникающего в течении различного рода психозов.
Известно, что как по своему генезу, так и по своей форме проявления имеется много различных типов возбуждения. Неодинаковы типы возбуждения в течении одного и того же психоза, так, например, в течении шизофрении имеются самые разнообразные по форме и генезу типы возбуждений. Наоборот, возбуждение может быть одинаковым при различных заболеваниях, например, возбуждение при сумеречном состоянии в течении эпилепсии и в течении симптоматического психоза той или иной этиологии. Являясь симптомом, включенным в синдром, возбуждение в одних случаях может занимать главенствующее положение (Delirium acutum), в других — лишь второстепенное место (делирий при лихорадке). В одних случаях генез его понятен лишь только психологически (психогенное возбуждение), в других оно является, несомненно, органически-обусловленным (возбуждение при галопирующей форме прогрессивного паралича) и, наконец, в третьей категории случаев происхождение возбуждения еще совсем не ясно (гебефреническое возбуждение). Все это часто представляет непреодолимые затруднения как при классификации типов возбуждения, так и при оценке его в каждом отдельном случае и тем более при терапевтическом вмешательстве.
Представляя себе все формы возбуждения, известные нам из психиатрической клиники, и пытаясь их классифицировать по причинному принципу, схематически можно выделить пять типов возбуждения.
Первый тип. Первичное психологически невыводимое состояние возбуждения. Сюда относится кататоническое возбуждение при шизофрении (Груле), случаи кататонического возбуждения, ведущего к смерти (Бумке), Delirium acutum, двигательные психозы Клейста, психомоторное возбуждение при всех тяжелых органических поражениях мозга. Обычно во всех этих состояниях возбуждение исчерпывает почти целиком всю клиническую картину психоза. В большинстве случаев состояние возбуждения здесь говорит о тяжелом органическом поражении мозга (кататония со смертельным исходом, галопирующая форма прогрессивного паралича, Delirium acutum и т.д.).
____________________________________________________
1Труды Института им. П.Б. Ганнушкина. — Вып. IV. — М., 1939. — С. 117-121.
Второй тип. Состояния возбуждения, обусловленные первичным нарушением сознания. Здесь имеются в виду все формы возбуждения, наблюдаемые нами при делириозных состояниях, аменции, сумеречных состояниях сознания. Возникновение, течение и окончание возбуждения здесь целиком зависит от формы и глубины нарушения сознания.
Третий тип. Состояние возбуждения, зависящее от первичного (витального) расстройства аффектов. Возбуждение при маниакальных состояниях, «raptus» при депрессивных состояниях, возбуждение в состояниях различного рода расстройств настроения (Verstimmungen). Аффективно обусловленное возбуждение этого рода по своей клинической картине резко отличается от двух предыдущих типов. Если возбуждение первого типа беспорядочно, непрерывно и в картине его отсутствуют связные переживания, то возбуждение второго типа обусловливается появляющимися в измененном состоянии сознания необычными переживаниями. Наоборот, в течении третьего типа возникновение возбуждения зависит исключительно от наступления маниакального, тоскливого, злобно-раздражительного или другого аффекта.
Четвертый тип. Возбуждение, связанное с анормальными переживаниями (психологически выводимая реакция личности на психотические переживания). Здесь должны иметься в виду, главным образом, состояния возбуждения в связи с Ratlosigkeit начальной шизофрении и пресенильных психозов, Grundstimmung (Берце) и Wahnsinn (Блейлер) той же шизофрении, возбуждение в связи с наплывом галлюцинаций и обострением бреда при хронических шизофрениях, необычные переживания в истерических или других реактивных психозах.
Пятый тип. Возбуждение, обусловленное беспорядочным проявлением влечений и стремлений вследствие слабости волевого торможения. Хорошо известные из клиники возбуждения олигофренов, перенесших шизофрению с последующим тяжелым дефектом, имеющих органический дефект, при тяжелых психопатических состояниях.
Приведенная выше классификация возбуждений является сугубо схематичной. По существу она содержит не пять, а только две известные из психопатологии группы: выводимого и невыводимого, или первичного и вторичного, возбуждения. От второго по пятый тип возбуждение психологически выводимо. Патогенетический принцип разделения форм возбуждения отнюдь не выдержан. Нарушение сознания одинаково имеется как в состоянии возбуждения типа I, так и типа И, и даже, наоборот, в первом гораздо более тяжелое, следовательно, принцип сознания ни в коей мере не может служить критерием для подразделения вышеуказанных двух форм возбуждения. Не говоря уже о том, что само допущение расстройства сознания в качестве генеза возбуждения является в высшей мере сомнительным. Если же это допускать в качестве реакций фона (Хессе, Курт, Шнейдер), то последующее деление типов II и IV будет совершенно искусственным, так как в том и другом случае происхождение возбуждения зависит от анормальных переживаний внешнего и внутреннего мира, обусловленных патологическим изменением так называемой почвы. Разделение на основе патогенеза возбуждений типов III и V, выводимых из расстройств чувств и влечений, с точки зрения последних данных психопатологии (Курт Шнейдер) не оправдывается. Безусловно, структура дефекта при шизофрении, олигофрениях, психопатиях и т.д. не сводится только к слабости волевого торможения. Вопрос об основном расстройстве в состояниях еще далеко не решен. Вне всякого сомнения, возбуждение у больных шизофренией при хронических и конечных формах, а также в стадии дефекта в ряде случаев обусловливается то какими-то преходящими вторичными органическими изменениями, хотя бы в виде того же отека мозга, то эндогенными колебаниями настроения, то, наконец, кратковременными обострениями самого процесса. Помимо этого, приведенная схема не исчерпывает всех встречающихся форм возбуждения. В какую рубрику отнести гебефреническое возбуждение, возбуждение при реактивной депрессии или реактивном состоянии у дефектного шизофреника?
Трудно доказать, что гебефреническое возбуждение является возбуждением на основе дефекта, а с другой стороны, в структуру реактивной депрессии входит и «витальное» расстройство аффектов.
Все сказанное свидетельствует о невозможности изучения взятых изолированно отдельных симптомов. Возбуждение нельзя изучать вне других с ним связанных симптомов, объединенных в тот или иной синдром. Из числа известных нам синдромов некоторые сопровождаются и психомоторным возбуждением. Мы знаем, что синдромы расстройства сознания сопровождаются возбуждением, в аффективных синдромах содержится также возбуждение, в так называемых гиперкинетических синдромах возбуждение занимает доминирующее, почти исчерпывающее собой весь синдром положение.
В синдромах начальной шизофрении, в состояниях тоскливой тревоги при пресенильных также наступает возбуждение. Сопровождаются взрывами возбуждения и состояния психического дефекта после перенесенных шизофренических и органических психозов, а также при олигофрениях и тяжелых психопатиях. Генез каждого отдельного симптома, в том числе и возбуждения, внутри всех упомянутых нами синдромов нам не известен. Выведение одних симптомов из других, в том числе и выведение возбуждения из расстройства сознания или аффекта и т.д., является по меньшей мере сомнительным, но патогенетическое различие этих пяти групп только что упомянутых синдромов для нас клинически (эмпирически) несомненно. На необходимости изучения симптомов в рамках синдромов в отношении галлюцинаций в свое время настаивал П.Шредер.
Едва ли кто будет оспаривать положение Ланге, что синдром, несмотря на всю свою зависимость от конституциональных (эндогенных) влияний, все же является выражением очевидного действия основной болезнетворной причины. Это последнее каждый раз и решает нашу как диагностическую, так и терапевтическую оценку состояния больного. Любая опытная сестра психиатрической больницы вовсе не будет применять психотерапевтических приемов к случаям возбуждения типа I и II; наоборот, она ими много достигнет в случаях IV и, наконец, применит все виды трудовой терапии, вовлечения в коллектив для борьбы с возбуждением в случаях типа V. Персонал хронических отделений, обычно прекрасно справляющийся с возбуждением типа V, становится совершенно беспомощным при возбуждении форм I, II, III и отчасти IV. Психоортопедия проф. Гиляровского, психагогия Кронфельда имеет в виду прежде всего синдромы типа V. Наоборот, применение наркотических средств, вливаний больших количеств физиологического раствора или глюкозы имеет свое оправдание, главным образом, только в случаях I и II типа.
Несмотря на всю свою недостаточность, терапия психозов в ряде случаев отнюдь не является симптоматической. Лечение симптоматических психозов есть прежде всего лечение основного заболевания, следовательно, сумеречное состояние сознания с возбуждением при симптоматических психозах будет лечиться иначе, чем подобное же при генуинной эпилепсии. Первичное возбуждение при галопирующей форме прогрессивного паралича лечится иначе, чем первичное возбуждение при шизофрении. Здесь мы, как в области терапевтической, так и клинической, сталкиваемся со сложной проблемой взаимоотношений синдромов с нозологическими единицами (Гохе, Крепелин, Гиляровский), с изучением синдромов в рамках нозологических единиц (Ганнушкин, Люстерник).
Здесь проблема возбуждения соприкасается со стержневой проблемой учения о патогенезе, трудной не только в психиатрии, но и вообще во всей медицине.
Наконец, о зависимости состояний возбуждения от конституциональных влияний. Опыт показывает, что сумеречные состояния сознания с возбуждением чаще наступают у эпилептоидов, что стеничные личности при шизофреническом Grundstimmung дают тяжелое тревожное возбуждение, что, наконец, маниакальное возбуждение, при экспансивных формах прогрессивного паралича, наступает скорее у цикло-идов, и т.д.
Нам кажется, что разрешение всех вопросов, связанных с клиникой возбуждения, зависит исключительно от дальнейшего развития учения о клинике и патогенезе как всех известных нам синдромов, так и отдельных единиц болезней. Здесь также остается в силе основной закон медицины — диагностировать и лечить не симптомы, а синдромы, не синдромы, а болезни и, наконец, не болезни, а больного.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 511 | Нарушение авторских прав
|