В лечении ПРСЖП за последние 50 лет можно выделить несколько периодов. В историческом аспекте отправной точкой послужил опыт, накопленный в 60-х годах, из которого были сделаны выводы о преимуществах восстановительных операций, как воссоздававших естественный ток желчи и сохранявших сфинктерный аппарат большого дуоденального соска. Однако в связи с высоким процентом рецидивов стриктур с начала 70-х годов методом выбора стало наложение билиодигестивного соустья с длительным каркасным дренированием желчеотводящего анастомоза на сменном транспеченочном дренаже (СТД). Применение СТД позволило снизить риск рецидива стриктуры до 4,5%, однако качество жизни больных, жившим длительное время с несколькими дренажами, оставалось мало удовлетворительным. Кроме того, для СТД был характерен целый ряд специфических осложнений (гемобилия, формирование желчных затеков, синдром «недренируемой доли»). Применение элемен-
231
абдоминальная хирургия
тов прецизионной техники и появление инертных шовных материалов позволило перейти к качественно новому этапу, основной характеристикой которого стало наложение бескаркасного анастомоза и использование СТД лишь у небольшой части больных по строгим показаниям.
Диагноз рубцовой стриктуры ОЖП или наложенного ранее билиодигестивного анастомоза при клинической картине механической желтухи и холангита является безусловным показанием к неотложной операции. Антибиотикотерапия должна быть начата до операции и продолжена в послеоперационном периоде. Снижение высокой температуры, прекращение ознобов и других проявлений холангита при наличии обтурации желчных протоков, пусть и неполной, не снимает необходимости проведения операции. Именно операция, проведенная в ранние сроки манифестации рубцовой стриктуры, снижает вероятность развития билиарного цирроза печени, вероятность развития недостаточности печени в послеоперационном периоде.
Чрезвычайно важен вопрос о том, производить ли предварительную декомпрессию желчных путей до операции?
Вопрос о необходимости декомпрессии желчного дерева при рубцовой стриктуре, механической желтухе и хроническом холангите нельзя решать по аналогии с острым холангитом, где быстрая адекватная декомпрессия - залог успеха. Анализ течения заболевания при хроническом перемежающемся холангите показал, что в группах больных без предварительной декомпрессии и с декомпрессией нет значимого отличия по таким тяжелым осложнениям, как развитие абсцессов печени, несостоятельности анастомозов, желудочно-кишечных кровотечений, нагноений раны.
Такое положение, по нашему мнению, во многом связано с отличием больных с хроническим заболеванием желчных путей от больных с острой желтухой и холангитом. У таких больных имеются разные показатели иммунологического статуса, разная резистент-ность к желтухе. Если при остром холангите имеет место гиперергическая реакция организма, то при хроническом - выраженный приобретенный иммунодефицит, и таким больным с хронической перемежающейся желтухой и холангитом предварительную декомпрессию желчных протоков следует проводить по строгим показаниям, прежде всего когда общее состояние больного не позволяет выполнить сложную радикальную операцию и перед ее проведением нужна длительная подготовка. При повторных операциях, как правило, имеется нарушение топографо-анатомических взаимоотношений органов в подпеченочном пространстве из-за выраженного спаечного процесса. Ориентирами для подхода к гепатикохоледоху при повторной операции являются нижнезадняя поверхность правой доли печени и латеральный край печеноч-но-двенадцатиперстной связки.
Повторные вмешательства следует проводить из широкого разреза в правом подреберье: он обеспечивает хороший доступ к подпече-ночному пространству, а при необходимости и к надпеченочному поддиафрагмальному пространству. Уже начиная с кожного разреза при вскрытии брюшной полости необходима осторожность в связи с тем, что нередко в подкожной клетчатке
оказываются органы - петли кишечника, стенка толстой кишки и желудка, которые изменены из-за сращений и образования грыжи и могут быть случайно повреждены. Для обнажения элементов пе-ченочно-двенадцатиперстной связки целесообразно начать освобождение нижней поверхности печени путем оттягивания книзу пальцами левой руки подпаянных к печени органов и тканей. Последние, как правило, при их тупом отделении отходят книзу, более плотные сращения пересекаются ножницами. Участки печени, лишенные капсулы, могут быть источником диффузного кровотечения. Кровотечение останавливается после прижатия к раневой поверхности тампона. Освобождение нижней поверхности печени производят в направлении к левой доле и кзади до париетального листка брюшины. Выделение печеночно-двенадцатиперстной связки лучше всего осуществлять с латеральной стороны по нижней поверхности печени в направлении к воротам печени, постепенно отделяя ее от стенки двенадцатиперстной кишки и желудка.
Не следует производить ненужное рассечение спаек и освобождение диафрагмальной поверхности печени, медиального края печеночно-двенадцатиперстной связки и левой доли печени. Эти ненужные манипуляции лишь отвлекают от главной задачи - обнаружения гепатикохоледоха.
Для идентификации протока производят его пункцию. При появлении в игле желчи, не вынимая иглу, производят холангиограмму, которая дает возможность составить представление о ходе протока и характере патологических изменений в нем. При плохой видимости протока иглу удалять не следует, так как она может служить указателем для дальнейшей гепатикотомии.
Если при манипуляциях по выделению гепатикохоледоха появилось подтекание желчи, следует тщательно осмотреть операционную рану, найти отверстие, постараться ввести в него пуговчатый зонд, и по нему идентифицировать проток.
При трудностях в обнаружении протоков, а это один из центральных моментов операции, следует освободить ворота печени и настойчиво продолжить проведение пункций. При неудаче нужно произвести чреспеченочную холангиографию и по ориентирам (мечевидный отросток, оставленная в печеночно-двенадцатиперстной связке игла) попытаться отыскать гепатикохоледох.
При наличии желчного свища желчные протоки, как правило, не расширены, поэтому их обнаружение может вызвать большие затруднения. Важно не потерять свищевой ход на операции и суметь проследить его до впадения в проток. С этой целью следует ввести в свищ металлический зонд и продвигать его вглубь, рассекая свищевой ход. При стриктуре наложенного ранее билиодигестивного aHac-домоза для подхода и обнаружения печеночного протока можно использовать рассечение анасто-мозированной петли кишки.
При обнаружении гепатикохоледоха рассекают его переднюю стенку на длину 3-4 мм и вводят в него пуговчатый или маточный зонд. Определяют ход правого и левого долевых печеночных протоков и после этого производят разрез протока так, чтобы было образовано наибольшее из возможных отверстий. При возможности разрез продолжают на левый печеночный проток для увеличения диа-
:
абдоминальная хирургия
метра будущего анастомоза. Широкий анастомоз - залог успеха операции.
При операциях по поводу Рубцовых стриктур желчных протоков желательно выполнение четырех важнейших правил:
1. Иссечь все рубцовые ткани, так как в рубцово- измененных стенках протока происходят процес сы созревания соединительной ткани, приводя щие к дальнейшему увеличению рубца.
2. Хорошо адаптировать слизистые оболочки при наложении анастомоза. Это препятствует кон такту желчи с соединительнотканными элемента ми стенки протока.
3. Наложить анастомоз без натяжения, так как оно, помимо нагрузки на швы, ухудшает крово снабжение и способствует развитию соединитель ной ткани и рубцеванию
4. Выполнить широкое анастомозирование, по скольку любые соустья с желчными протоками резко суживаются в послеоперационном периоде.
Эти правила особенно трудно соблюсти при высоких стриктурах и, в частности, при стриктуре 0. Это и заставило обратиться к созданию анастомозов на каркасных трубках, которые при длительном стоянии (в течение 1,5-2 лет) предотвращают развитие рестеноза. Наиболее удачными среди таких каркасов был СТД: дренаж проводили через гепатикоеюноана-стомоз и выводили оба конца наружу - один через печень, второй через еюностому. Такой дренаж легко прочищался и при необходимости без труда производили его замену новым. Было разработано много вариантов дренирования в зависимости от конкретных ситуаций. Мы применили СТД в различных модификациях у 250 больных, этот опыт описан в монографиях, представленных в списке литературы. Применение СТД резко улучшило результаты лечения Рубцовых стриктур желчных протоков, однако качество жизни с несколькими выходящими наружу дренажными трубками было терпимым, но далеким от комфорта. С внедрением в хирургическую практику новых инертных шовных материалов - проле-на и рассасывающихся нитей (викрил), не вызывающих воспалительной реакции и не усиливающих развитие соединительной ткани, стало возможным наложение бескаркасных анастомозов, даже при поражении бифуркации и долевых печеночных протоков.
Техника наложения швов для создания высоких би-лиольевдигестивных соустьев хорошо описана в монографии НА. Майстренко и А.И. Нечай (1999). Основным моментом создания анастомоза является наложение отдельных швов на всем протяжении передней и задней стенок протока с захватом концов нитей зажимами. В дальнейшем к протоку подводят кишку и наложенной на проток нитью прошивают стенку кишки. Такая методика дает возможность в сложных анатомических условиях наложить прецизионные швы на стенку протока в отсутствие кишки, а потом использовать их для создания анастомоза с ней. Мы применяем такую технику создания анастомозов с 1987 г. и к настоящему времени выполнили более 200 бескаркасных анастомозов при стриктуре 0 с хорошими отдаленными результатами (рецидив у 5-7% больных).
Помимо важности наложения прецизионного анастомоза и обязательного применения инертного шовного материала, о которых уже было упомянуто,
еще два фактора имеют большое значение в улучшении результатов лечения стриктур желчных протоков.
1. Создание анастомоза с нормальными, а не с рубцово-измененными стенками протока. При бифуркационных и дуктальных стриктурах иссечь рубцово измененные стенки протоков чрезвычайно трудно, поэтому мы разработали методику выделе ния протоков выше стриктуры за счет иссечения па ренхимы IV сегмента печени в области портальных ворот. Такая методика позволяет выйти на протоки проксимальнее рубцовой стриктуры и не заниматься иссечением рубцовых тканей. Если не удается выде лить неизмененные стенки протоков, это нередко бывает при переходе процесса на правый печеноч ный проток, который сразу после бифуркации может быть окружен толстым слоем паренхимы печени, встает вопрос о необходимости каркасного дрениро вания. В такой ситуации мы накладываем прецизион ный бескаркасный анастомоз с левым печеночным протоком и вводим СТД в анастомоз с правым пече ночным протоком или его сегментарными ветвями. Среди 142 больных со стриктурой 0 мы использовали СТД у 14 (10%), при этом с левым долевым протоком был наложен прецизионный анастомоз. У 11 боль ных из 14 СТД удален через 2 - 2,5 года после опера ции, у 3 - сохранен в связи с отказом больных от уда ления трубки. Рестриктур в этой группе не было.
2. При высоких стриктурах мы являемся сто ронниками использования для анастомоза уча стка тощей кишки, длиной не менее 80 см, вы деленной по Ру. Анастомоз с тонкой кишкой фор мируется без натяжения, достаточная длина отклю ченной кишки дает возможность избежать рефлюкса кишечного содержимого во внутрипеченочные про токи.