АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПОВЫШЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИВОТНЫХ К БОЛЕЗНЯМ

Прочитайте:
  1. A. Повышение глубоких рефлексов.
  2. C) обмен наследственной информации между гомологичными хромосомами
  3. Активация аденилциклазы, повышение секреции электролитов и воды
  4. Анатомия застенных желез тонкого отдела кишечника. Топография, назначение, видовые особенности у домашних животных и птиц. Иннервация, кровоснабжение, отток лимфы.
  5. Анатомия изучает строение животных в 3 основных аспектах.
  6. Артериальная гипертензия – стабильное повышение САД более 140 мм рт. ст. и/или ДАД более 90 мм рт. ст.
  7. Более продолжительное повышение температуры обычно связано с
  8. Болезненное увеличение молочной железы, нарушение оттока молока, повышение температуры тела до 38,5-39 град С
  9. Болезни животных, вызываемые вирусами (вирозы)
  10. Болезни с наследственной предрасположенностью

Болезни наносят животноводству огромный ущерб. В разных странах и районах удельный вес тех или иных болезней различен. Так, из 267 тыс. больных коров в Норвегии маститом заболело 33,5 %, кетозом — 21, молочной лихорадкой — 11,6, задержка последа отмечена у 4,5 % животных, тихая течка — у 3, киста яичников — у 2,5, метриты — у 2,2, расстройство пищеварения — у 1,8, ламиниты — у 1 % коров и т. д. Из всех коров ежегодно выявляется: больных маститом — 18 %, кетозом — 11,2 и молоч­ной лихорадкой — 6,5 %.

Данные о заболеваемости коров голштинской породы в 32 стадах США свидетельствуют о большом удельном весе мастита и болезней, влияющих на воспроизводительную способность жи­вотных. Кроме прямого ущерба, наносимого животноводству вследствие снижения продуктивности, увеличения затрат на ле­чение, обслуживание животных и т. д., болезни значительно снижают темпы генетического прогресса при селекции. Поэтому наряду с ветеринарными мерами борьбы с болезнями необходи­мо разрабатывать и внедрять генетические методы повышения устойчивости животных разных видов к заболеваниям. В связи с этим верна мысль Н. И. Вавилова о том, что среди мер защиты растений от разнообразных заболеваний, вызываемых паразити­ческими грибами, бактериями, вирусами, а также различными насекомыми, наиболее радикальным средством борьбы являются введение в культуру иммунных сортов или создание таковых путем скрещивания.

Однако селекция животных на резистентность к болезням затрудняется рядом факторов:

1) сложной генетической обусловленностью устойчивости;

2) сложной генетической природой самих макро- и в меньшей
степени микроорганизмов и сложными взаимоотношениями
между ними;

3) невозможностью широкого использования заражения (как
у растений) для выявления резистентных и восприимчивых ин­
дивидуумов;

4) отсутствием надежных косвенных критериев (генетических
и биохимических маркеров) устойчивости или восприимчивости;

5) быстрой изменчивостью патогенов и возникновением
новых резистентных штаммов, преодолевающих устойчивость
животных;

6) часто большим интервалом между поколениями и необхо­
димостью длительной селекции;

7) невозможностью использования индуцированного мутаге­
неза;


8) наличием в некоторых случаях отрицательной корреляции между устойчивостью и признаками продуктивности.

Установлено, что генетическая устойчивость к одному виду патогенов не сопровождается резистентностью к другим видам. Однако не выяснено существование отрицательной связи между устойчивостью к разным болезням. Остается открытым вопрос: может ли селекция на резистентность к одному заболеванию привести к увеличению восприимчивости к другому?

Изменчивость паразитов усложняет выполнение селекцион­ных программ, направленных на повышение устойчивости. В растениеводстве известно много примеров, когда сорта с хоро­шей устойчивостью, например к стеблевой ржавчине, впоследст­вии сильно поражались новой расой гриба-возбудителя. Это вы­зывает необходимость снова проводить селекцию на резистент­ность. Тем не менее известны примеры длительной устойчивости. Так, сорт яблони Северный разведчик оставался устойчивым против кровяной тли более 100 лет и только недавно был поражен новым биотипом кровяной тли в Австралии.

Подобная длительная устойчивость возможна и у животных. В исходной популяции мышей-альбиносов внутрибрюшинное вве­дение 1 • 107 клеток сальмонелл приводило к гибели почти всех животных через 7—8 дней. Отбор мышей в течение 11 поколений резко повысил устойчивость к сальмонеллам. Прежняя летальная доза вызывала гибель только 40 % животных к 20-му дню. После прекращения отбора достигнутая устойчивость сохранялась в те­чение 63 поколений. Эти эксперименты указывают на возмож­ность создания и поддержания длительной устойчивости к болез­ням и у сельскохозяйственных животных.


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 676 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)