АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Глава 8. Мы в ответе за тех, кого приручаем.
Дочери было два года и четыре месяца, когда я смогла устроиться в школу рядом с домом. Поселковая школа находилась возле железной дороги и леса, имея в своем подсобном хозяйстве яблоневый сад, опытный участок и реликтовую аллею из двуполостной дорожки, засаженную тремя рядами многолетних голубых елей. Кристально чистый воздух заполнял легкие ароматом смолы и шишек, тех, кто оказывался среди этой первозданной красоты. Сад и аллеи вырастили за долгие годы сами воспитанники, и теперь взрослые деревья украшали территорию старенькой двухэтажной школы. Место учителя начальных классов освободила Лидия Ермолаевна, уйдя на пенсию. Жалко было отдавать в детский садик свою маленькую темноглазую девочку, сменившую цвет глаз с голубого на карие, как у мамы. Однако, такое предложение с вакансией педагога, нельзя было упускать. Перед переводом на эту должность я год проработала воспитателем группы продленного дня. Шумная детская ватага кружилась каждый день около, создавая невиданные слуху звуки, измерить интенсивность которых возможно разве что в децибелах с помощью физиков.
Теперь у меня был свой кабинет и кое-какие знания об учебно-воспитательном процессе. Мы влюбились друг в друга автоматически я, и доставшийся мне третий. Раскрыв пароль успешного общения с маленьким любознательным и непоседливым народом: «Главное в этом деле – любовь к детям и к выбранной профессии, все остальное само придет!» засучив рукава, взялась за дело. На работу приходилось собираться тщательным образом, находившись весь рабочий день под пристальным наблюдением шестнадцати учащихся класса, которые не позволяли расслабляться. «У Вас новое платье? Оно очень сочетается с туфлями! Светлана Николаевна это очень красиво!». Если Вы понравились детям, можете считать себя хорошим педагогом. Вы словно проходите через множество фильтров, результаты фильтрации - выражение лиц детей, их не проведешь, а если сфальшивил, заметят сразу, к Вам просто не подойдут и не подпустят к себе близко. Здесь приходилось изощряться, ухитряться, преображаться, перевоплощаться и Бог знает, что еще делать, чтобы ученики поняли тему, которую объясняешь. Это было похоже на вызов, перед всеми: родителями, администрацией школы, многочисленной гвардией учителей, и самими детьми. Возникла потребность создать что - то такое, чего еще не было в учебной практике, вызвало бы интерес у учащихся и представляло собой диковинку, редкость.
«А что если мы станем обучать детей на занятиях пчеловодством?» - спросил нас как – то Сергей. Мне кажется, мы давно уже были готовы к такому вопросу. Теперь он был преподавателем технологии, вел предмет ОБЖ, и звали его теперь Сергей Евгеньевич. «Идея хорошая, что для этого нужно?» - подхватили мы интересную мысль. За месяц с небольшим в школьном кабинете, соседствующим с мастерскими, создали кабинет «Пчеловодства», где каждый учащийся на пред профильной подготовке смог получать знания из первоисточника. Вся наша семья вовлеклась в процесс создания методического кабинета: улей в натуральную величину, стенды медоносных растений, плакаты биологии пчелиной семьи, приспособления для качки меда и обработки пчел, пасечный инвентарь, одежда пчеловода, учебники, учебные фильмы и большое желание все эти знания передать детям. Занятия начинались с вопроса: «Как вы думаете, почему у меня это дело получается?» и после многозначительной паузы следовало продолжение: «Потому что я наблюдал за тем, что делает мой отец с самого раннего детства и сам помогал ему во всем! А еще это очень интересное и прибыльное занятие!». На уроках пчеловодства дети вели себя тихо, слушали внимательно, с удовольствием смотрели учебные фильмы.
Ранней весной ученики девятых и одиннадцатых классов стали приходить к нам на пасеку, пришлось поработать над соблюдением их безопасности - приготовить и сшить: одежду, сетки, резиновые перчатки, в общем, все необходимое, не позволяющее пчелиному жалу подобраться к нежной детской коже и не травмировать психику. Глядя на их довольные заинтересованные лица, захотелось запечатлеть такие моменты, так появились фото, как ребята разжигают дымарь, без страха вынимают рамки, усыпанные сверху донизу пчелами, в тандеме с цветением сада картины получились весьма живописные. Все наши совместные посещения пасеки в осенний и весенний периоды заканчивались одним и тем же – груда ложек, торчащих из блюда с медом, скопление чашек, рассыпанные по всему столу хлебные крошки, остатки печенья и довольные лица ребят.
А дальше все закрутилось с такой скоростью, что мы еле успевали с Сергеем Евгеньевичем прятаться от папарацци - центральные телевизионные каналы, корреспонденты серьезных газет и журналов взялись освещать, как дети занимаются необычным профилем. Еще позже мы стали пожинать плоды своего труда - трое ребят школы стали настоящими пчеловодами, смогли сами заработать себе на жизнь, другие блестяще защитились в университете в области маркетинга, были и такие, кто победил на Республиканском конкурсе по технологии, выполнив проектную работу «Двадцатирамочный улей – лежак».
Мои первоклассники удивили знаниями природы приехавших на семинар директоров школ, мне загорелось вести у малышей экономику. «У нас тоже были пчелы, но они все передохли» - поделился на открытом уроке семейным горем первоклассник Артемка. К нему подошел плотный на вид мужчина - директор сельской школы соседнего района и серьезно спросил: «А почему они у вас передохли?» видимо надеялся застичь парня врасплох, и услышал уверенное: «Потому, что мы нарушили технологию хранения пчел, не соблюдали температурный режим! Плохо обрабатывали лекарствами». В этот момент они будто поменялись местами, и я уже не понимала кто из них ученик, а кто директор, отличались только размерами. Тот, что был больше, произнес удивленно: «Это ведь программа института, как такие маленькие дети научились разбираться там, где не всякому взрослому удастся разобраться на таком высоком уровне?» я улыбнулась ему и ответила: «Я не отношусь к ним, как к детям, они все понимают. Все дело в интересе, его нужно разжечь!» - дискуссия продолжалась всю перемену. «А какая у вас категория?» «Высшая на данный момент» «Как? Вы ведь еще совсем молодая!» - удивился он. «Не стоит относиться ко мне, как к ребенку!».
«Это только начало!» - сказала я как то мужу, «Нам нужна своя программа!». В течение трех лет я стала по крупицам собирать материалы. Наблюдала и записывала все, чем занимался Сергей, слушала внимательно рассказы его отца - первого пчеловода в поселке, черпала информацию из книг, Интернета. Все материалы легли в солидную по толщине папку: разработки сорока уроков и деловой игра «Case–method-problem» (Как отрыть свое производство), а также программа из шестидесяти восьми уроков для малышей - экономического кружка «Пчелка». Для того, чтобы сделать деятельность законной, пришлось отправить материалы в Москву и Казань на рассмотрение комиссией из академиков и ученых. Программу одобрили и утвердили.
Мне снилось * Великая гора из хлеба, накрытая пленкой, чтоб не испачкать святыню. Я поднимаюсь по ней и сажусь на самой ее вершине*
* Я в большом здании с колоннами, двое мужчин, одетых официально в черное с кейсом в руках вошли и разложили угощения на моем столе, расположенном на полу. Меня подвели к высокому старинному трюмо и я увидела в нем свое отражение. На моем языке красовались две одинаковые серьги и кольцо из какой-то богатой коллекции. Узоры на кольце и серьгах были идентичны друг другу*. Через год мы с мужем получили две медали Януша Корчака и Дипломы Лауреатов за авторскую программу, в Татарстане первое место в Республиканском конкурсе авторских разработок. А позже Лауреата за книгу, которая была написана мной во время татарского национального праздника Ураза Байрам. Книга, посвященная моей бабушке «Амина». Все награды были из одной коллекции и награждались членами РАН в Москве.
Мы спускались по лестнице в Доме Ученых после церемонии, на груди обоих были прицеплены медали, мимо проходил седовласый дедушка, грудь которого выглядела придавленной под весом его наград. Он удивленно спросил: «Это вы откуда такие?!» «С фронта дедуля!» - он улыбнулся нам очень по-доброму, ласково. Мне стало стыдно за глупую шутку, возникло ощущение неловкости «Что значат наши медали в сравнении с его комплектом? Пустое!» вышли на улицу, сняли и спрятали в сумку, а тепло на груди осталось. «Нет, наши награды тоже чего - то да стоят, они достались нам в результате кропотливого труда и неимоверных стараний!» - ответил за нас внутренний голос «Нет, незачем стыдиться!».
Добравшись до Казанского вокзала, успели до отправления поезда проехать в экскурсионном автобусе по столице, забежать в дешёвенькое кафе и съесть по порции бесформенных, величиной с ладонь, пельменей. Пельмени показались нам царской едой «Не важно, все не важно! Я очень довольна жизнью. Нам удалось! Мы справились!» душа пела «Пока ты созидаешь, ты живешь!». На другой день в приподнятом настроении, счастливые сошли на перрон 774 километра рядом с домом, взявшаяся неизвестно откуда туча разразилась теплым ласковым ливнем и мы, промокшие с ног до головы, с хохотом забежали на порог родного дома, где нас уже ждали с победой родные. «Сама природа дала добро, провела над нами свой обряд омовения, окропила наши награды!»
Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 350 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|