Алгоритм обследования больных с критической ишемией конечности
Исследование крови:
• полный общий анализ крови;
• вязкость плазмы;
• липидный профиль (холестерин, триглицериды, липопротеиды высокой плотности);
• определение количества тромбоцитов;
• уровень сахара крови;
• суточный профиль сахара крови;
• протромбиновый индекс;
• уровень фибриногена;
• электрофорез протеинов крови. Сердечно-сосудистая система:
• ЭКГ с нагрузкой (если существует возможность данного исследования без использования нижних конечностей);
• эхокардиография;
• рентгенография грудной клетки. Исследование макроциркуляции:
• измерение сегментарного артериального давления на нижних конечностях с определением лодыжеч-но-плечевого индекса (ЛПИ) (недостоверен у больных с диабетом из-за медиосклероза артерий среднего диаметра);
• спектральный анализ доппле-ровского сигнала с периферических артерий нижних конечностей;
• дуплексное сканирование артерий нижних конечностей;
• дуплексное сканирование бра-хиоцефальных артерий (особое зна-
Рис. 7.22. Методика транс-кутанного определения Р02.
чение придается исследованию бифуркаций общих сонных артерий);
• рентгеноконтрастная ангиогра фия с уровня брюшной аорты до ар терий стопы с использованием фар макологической пробы.
Исследование микроциркуляции:
• транскутанное измерение напряжения кислорода в первом межпальцевом промежутке в положении конечности лежа и сидя;
• видеокапилляроскопия ногтевого ложа пораженной конечности;
• лазерная флоуметрия дисталь-ных отделов стопы.
При наличии язвенно-некротических дефектов на стопе:
• определение вида флоры и чувс твительности к антибактериальным препаратам.
При наличии сахарного диабета:
• определение уровня гликолизи-рованного гемоглобина;
• определение регионарного систолического давления на пальцах стопы;
• рентгенография стопы. Исследования, проводимые у больных
тромбангиитом:
• определение уровня С-реактивного белка;
• определение показателей гуморального иммунитета (циркулирующие иммунные комплексы, IgG и IgM).
Комплекс проведенных диагностических мероприятий определяет выбор вида лечения больного с критической ишемией нижней конечности.
Лечение. При лечении больных с критической ишемией конечностей, особенно до выполнения радикальных вмешательств, показаны такие мероприятия, как борьба с ишеми-ческим отеком, болью покоя и трофическими язвами. При наличии боли покоя больные опускают конечность. При этом необходимо выбрать наиболее оптимальное ее положение, чтобы не провоцировать увеличение отека, так как он, сдавливая капилляры, ухудшает микроцирку-
ляцию и усиливает ишемию конечности [Fagrell В., 1977].
Консервативные мероприятия эффективны у больных с критической ишемией лишь в 15—20 % случаев. Поэтому при определении лечебной тактики у больных с критической ишемией конечности прежде всего необходимо решить вопрос о возможности реконструктивной операции.
Реконструктивная сосудистая операция показана больным с критической ишемией конечности там, где имеются адекватные пути оттока, однако ранний тромбоз трансплантата может ухудшить ишемию конечности и привести к ампутации на более высоком уровне, чем предполагалось ранее. Сочетание безуспешной восстановительной операции и последующей ампутации сопровождается более высокой смертностью, чем при первичной ампутации. Поэтому показания к реконструктивной сосудистой операции у больных с критической ишемией конечности должны ставиться очень строго, с оценкой как общего, так и местного статуса.
К основным видам хирургического лечения критической ишемии конечностей относят ангиопластику и реконструктивные сосудистые операции.
Чрескожная ангиопластика со стентированием может применяться при наличии стенозов и окклюзии подвздошных артерий либо бедрен-но-подколенного сегмента длиной до 10 см. Если длина стенозов и окклюзии превышает 10 см или они расположены дистальнее бедренно-подколенного сегмента, чрескожную ангиопластику у больных с критической ишемией можно выполнять лишь в тех случаях, когда проведение реконструктивной сосудистой операции невозможно [Zeitler E., 1985]. В ближайшем послеоперационном периоде после чрескожной ангиопластики частота неудовлетворительных результатов в среднем на 10—20 % больше, чем у больных со II степенью ишемии конечности.
Проходимость через год после проведения ангиопластики сохранялась у 58 % и через 5 лет — у 33 % больных. При ишемии II степени эти показатели составляют соответственно 74 и 52 % [Johnston K.W. et al., 1987].
После выполнения чрескожной ангиопластики у 2,3 % больных с критической ишемией наблюдаются различные осложнения. Частота осложнений зависит от локализации и протяженности артериальной окклюзии. При вмешательствах на артериях таза число осложнений составляет 1,9 %, на бедренно-подко-ленном сегменте — 2,7 %, при коротких обструкциях — 2,3 %, при стенозах и окклюзиях протяженностью более 10 см — 6,7 %. Наиболее распространенными осложнениями при чрескожной ангиопластике являются кровотечения и тромбоэмболии [Zeitler E., 1985].
Хорошие результаты дает выполнение аспирационной тромбэктомии, так как при этой процедуре снижается риск механического повреждения артериальной стенки [Guenther R.W., Vorwek D., 1990].
При артериальных тромбозах с успехом применяют регионарный тром-болизис. В зону тромботической окклюзии устанавливают катетер, по которому производят внутриартери-альную инфузию в тромботические массы фибринолитических препаратов. После растворения тромбов при необходимости возможно проведение баллонной вазодилатации [Родионов СВ., 1992; Eikelboom В., 1990].
Несмотря на значительные успехи в развитии эндовазальных методов лечения артериальных обструкций, ведущую роль в лечении критической ишемии конечностей играют реконструктивные сосудистые операции. Это объясняется тем, что больные с критической ишемией имеют, как правило, множественные и протяженные стенозы и окклюзии [Bell P.R.F., 1988].
Стенозы и окклюзии аорты и подвздошных артерий обычно являются
частью многоуровневого поражения артерий при критической ишемии нижних конечностей. Однако выполнения даже одного аортобифемо-рального шунтирования без реконструкции дистального сосудистого русла часто бывает достаточно для спасения конечности при критической ишемии [Bell P.R.F., 1990].
Аортобифеморальное шунтирование, выполненное у больных с критической ишемией, дает хорошие отдаленные результаты. Так, через год после операции у 90 % оперированных больных реокклюзий не наблюдалось, через 5 лет эти показатели составляли от 74 до 90 %, через 10 лет — от 59 до
69 %. Смертность больных, перенес ших аортобифеморальное шунтирова ние в течение 30 дней после опера ции, составляет 4 % [Piotrowski J. et al., 1986]. Пациенты, тяжесть состо яния которых не позволяет выпол нить такую операцию, могут быть оперированы менее травматичным ретроперитонеальным доступом [Johnson J.N. et al, 1986].
После выполнения бедренно-под-коленного шунтирования с наложением дистального анастомоза выше щели коленного сустава реокклюзий не наблюдалось у 75 % больных при использовании в качестве протеза аутовены и у 65 % больных при применении синтетического протеза через 5 лет. В случаях наложения дистального анастомоза ниже коленного сустава эти показатели составили
70 и менее 60 % соответственно [Bell P.R.F., 1990]. Результаты бед- ренно-большеберцовых шунтирова ний хуже, чем бедренно-подколен ных. При выполнении бедренно- большеберцового шунтирования в качестве протеза, если возможно, используют аутовену. При этом реокклюзий в течение года не на блюдалось у 70 % пациентов, при ис пользовании же синтетического про теза они возникли у 40 % больных [Bell P.R.F., 1990]. К сожалению, воз можности реконструктивной хирур гии при критической ишемии значи-
тельно ограничены в связи с характерными для этого состояния поражениями дистального сосудистого русла. В таких случаях у части больных возможна операция артери-ализации венозного кровотока стопы [Покровский А.В. и др., 1990]. Эта операция оказывается эффективной более чем у 85 % пациентов, исходно обреченных на первичную ампутацию конечности.
Изолированная поясничная сим-патэктомия не является средством спасения конечности при критической ишемии, но может быть использована для уменьшения боли покоя. У некоторых пациентов с критической ишемией конечности она может привести к потеплению стопы и некоторому субъективному улучшению, хотя и не исключает ампутацию. Для определения показаний к поясничной симпатэктомии у пациентов с критической ишемией конечности необходимо ориентироваться на показатели ишемической пробы — прирост линейной скорости кровотока на 50 % и более по общей бедренной артерии.
В случае невозможности проведения хирургического вмешательства или же в качестве дополнения к нему проводят консервативную терапию, которая включает антикоагулянтную терапию, гипербарическую оксиге-нацию, системный и регионарный тромболизис, гемодилюцию и применение вазоактивных препаратов, включая простаноиды. За рубежом было проведено множество исследований и опубликован ряд работ по использованию таких простаноидов, как Pgl2 и PgEl, для лечения тяжелых форм ишемии конечности. Широкое распространение получил препарат проставазин (вазапростан) фирмы "Шварц Фарма" (Германия), основным действующим компонентом которого является простагландин Е1. Препарат назначают как внутривенно, так и внутриартериально. Для внутривенного введения обычно применяют дозу 60 мкг (3 ампулы)
1 раз в день или по 40 мкг (2 ампулы)
2 раза в день в течение 3—4 нед. Большинство исследователей пришли к выводу, что данный препарат явля ется наиболее мощным фармакологи ческим средством для лечения кри тический ишемии [Покровский А.В. и др., 1992, 1995]. При использова нии вазапростана положительный ре зультат удается получить у 65—75 % больных с критической ишемией.
Для лечения используют также ультрафиолетовое и лазерное внутривенное облучение крови [Петухов Е.Б. и др., 1989; Швальб И.Г. и др., 1990]. При этом отмечается снижение активности перекисного окисления липидов и тромбоцитарной агрегации. А.Е.Барсуков (1989) рекомендует применять комплексные методы лечения — ультрафиолетовое облучение крови, гипербарическую окси-генацию и гемосорбцию.
Использование гипербарической оксигенации при критической ишемии конечностей основано на том, что ингаляции кислорода под давлением 3 атм повышают его содержание в плазме крови. Это приводит к увеличению поступления кислорода в ишемизированные ткани в связи с его легкой диффузией в интерсти-циальную жидкость [Verstraete M., Verhaeghe R., 1990]. Однако убедительных данных, подтверждающих существенный эффект гипербарической оксигенации при лечении больных с критической ишемией, не получено. Кроме того, это лечение часто приводит к еще большему нарастанию ишемии конечности и ухудшению общего состояния больных.
Проведение постоянной эпиду-ральной спинномозговой электростимуляции может уменьшить боль покоя и улучшить микроциркулятор-ный кровоток (рис. 7.23). Имеются сообщения о том, что у 80 % больных, которым проводили эпидураль-ную спинномозговую электростимуляцию, удалось сохранить конечность через 1 год после окончания процедуры, и у 56 % больных — через 2 года [Jacobs M.J. et al, 1990].
Рис. 7.23. Постоянная эпидуральная спинномозговая электростимуляция.
Первичная ампутация конечности при критической ишемии должна выполняться после неудачной попытки консервативной терапии лишь в тех случаях, когда невозможны какие-либо реваскуляризующие операции, а также у больных с обширным некрозом тканей на голени и стопе, когда существует угроза развития тяжелой интоксикации. Могут возникнуть также ситуации, когда необходимо решить вопрос, что лучше — выполнить первичную ампутацию или произвести повторную реконструктивную операцию, имеющую
мало шансов на успех [Harris P.L. et al., 1990].
Пациенты с ампутированной конечностью имеют неблагоприятный прогноз, касающийся как реабилитации, так и выживаемости. Только 70 % культей на уровне ниже коленного сустава заживают первичным натяжением, 15 % — вторичным, и у 15 % больных требуется реампутация выше коленного сустава. Необходимость в ампутации другой конечности возникает в 30 % случаев. Госпитальная смертность при ампутации ниже и выше коленного сустава со-
ставляет 8 и 18 % соответственно. Приблизительно 40 % больных умирают в течение 2 последующих лет после ампутации на уровне бедра. Способность к самостоятельному передвижению достигается менее чем у 50 % пациентов после ампутации ниже и у 25 % — выше коленного сустава.
В некоторых случаях первичная ампутация конечности может быть более целесообразной, чем хирургические процедуры с малым шансом на успех. Решать эту трудную задачу должен консилиум специалистов, занимающихся проблемой критической ишемии.
Показания к первичной ампутации конечности при критической ишемии:
▲ неэффективность консерватив ных мероприятий при купировании явлений критической ишемии;
▲отсутствие возможности проведения ангиопластики и реконструктивной сосудистой операции из-за тяжелого поражения путей оттока;
▲ распространение гангрены на область голеностопного сустава;
▲ тяжелое общее состояние больного, связанное с основным заболеванием и сопутствующей патологией.
Таким образом, первичную ампутацию конечности следует выполнять при невозможности ревас-куляризации и наличии гнойно-некротических изменений конечности. Ампутация конечности должна сопровождаться соответствующей реабилитацией, направленной на поддержание физической активности пациента и социальную адаптацию.
Для лечения критической ишемии нижних конечностей используют как хирургические, так и консервативные методы. Лечение проводят в специализированном стационаре. Диагностические мероприятия должны быть направлены на выявление любой возможности, которая позволила бы выполнить сосудистую реконструктивную операцию; процент ее успеха в спасении конечности приближается к 90, тогда как консервативная терапия оказывается эффективной менее чем у 20 % больных.
Литература
Савельев B.C., Кошкин В.М. Критическая ишемия нижних конечностей. — М.: Медицина, 1997. - 160 с.
Second European Consensus Document on Chronic Critical Leg Ischaemiae // Europ. J. Vase. Surgery. - 1992. - Vol. 6. - Suppl. A.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 1261 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
|