АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ФИЗИОЛОГИЯ ЭПИФИЗАРНОГО ХРЯЩА
Вопрос о росте костей в длину и роли различных элементов кости в этом процессе с давних пор привлекал к себе внимание многочисленных исследователей.
Еще в 1631 г. анатом Spigelius высказал свой взгляд о росте кости. Он считал, что кости растут в толщину за счет надкостницы путем отложения (аппозиции) новых слоев клеток. Рост костей в длину также происходит ап-позиционно, т. е. отложением новых слоев клеток в пределах хрящевых концов длинных трубчатых костей и непосредственно за счет хрящевой пластинки роста. Большое количество исследователей экспериментально подтвердили этот взгляд, убедительно доказав, что рост кости происходит только аппозиционно (Ф. И. Валькер, А. Л. Дрейер, И. Л. Зайченко, Н. Мачинский, Flourens, Du Hammel, Hunter, Oilier).
В 1862 г. Havers предложил новую теорию интерсти-циального роста кости. По мнению автора, рост кости происходит за счет размножения костных клеток, расположенных внутри костной ткани, которые оттесняют и раздвигают во все стороны костные клетки. Таким образом, происходит рост кости как в длину, так и по диаметру. Надкостница же является только оболочкой, придающей кости определенную форму. С помощью надкостницы происходит соединение эпифиза с диафизом. Кроме того, надкостница в какой-то мере препятствует росту кости как в длину, так и по диаметру, а также способствует фиксации сухожилий и мышц к костям. Теория интерстициального роста имеет своих последователей (П. Ф. Гутовский, П. Г. Корнев, А. В. Русаков, 1959; 3. И. Стрельцов, Norm, Wolff).
Существует также мнение, что рост кости в длину происходит как аппозиционным, так и интерстициальным путем, но главную роль при этом играет первый путь (М. В. Волков, В. С. Геликонова, А. Ф. Смирнова).
Для выяснения роли эпифизов в росте костей в длину, а также характера и степени влияния травмы на функцию эпифизарной хрящевой пластинки проведено значительное количество исследований. Применялись различные эксперименты: отделение эпифиза закрытым путем (С. И. Михновский); оперативное отделение эпифиза (В. И. Москвин, Riedinger); различные виды повреждений эпифиза— пересечение или резекция эпифизарной пластинки (Л. М. Нагибин, 3. И. Шнейдеров, Helierich, Riedinger, Banks и Compere, Kuhne, Gelbke и Ebert, Friedenberg, Campbell et al.); введение игл, спиц, металлических стержней через метафиз в эпифиз параллельно или перекрещивая их (3. М. Циома и А. И. Чанг, 3. И. Шнейдеров, Giuliani, Duben и Gelbke), эпифизеодезы путем проведения винта через метафиз в эпифиз (Vacirca и Сапега, Campbell et al.), или путем наружного соединения эпифиза с метафизом скобами по Blount (Blount, Zeier, Frias et al.), или путем наружного соединения эпифиза и метафиза трансплантатом (Bisgard и Martenson, Phe-mister).
Выводы авторов этих работ довольно противоречивы. По данным одних авторов (В. И. Москвин, 3. М. Циома и А! И. Чанг, 3. И. Шнейдеров, Bisgard, Bidder, Friedenberg, Riedinger, Giuliani), любое повреждение эпифизарной зоны вызывает отставание роста кости в длину, пропорционально обширности и глубине повреждения росткового слоя и возрасту животного. В ряде случаев развивалась деформация конечности. По данным Gelbke и Ebert,Cune, небольшие повреждения эпифизарной хрящевой пластинки (трещины или перфорации спицей), а также отрывы эпифизов без смещения не оказывают влияния на рост кости. Не вызывают расстройства роста, по данным Л.М.Нагибина и И. Л. Зайченко, и повреждения (даже обширные) центральной части эпифизарной пластинки.
Авторы, проводившие в эксперименте механические препятствия росту эпифиза соединением эпифиза и метафиза трансплантатом, скобами или аппаратом для компрессии, создающим высокое давление на эпифизарную пластинку, также отмечали отставание этой конечности в росте.
С. Михновский, Banks и Compere, обнаружив вскоре после повреждения эпифизарной хрящевой пластинки отставание роста кости в длину, отмечали в дальнейшем
о*
z19
ликвидацию укорочения за счет усиления функции неповрежденного эпифиза этой же кости. Heikel, производя эпифизеодез проксимального конца большеберцовой кости у кроликов, не обнаружил никакого его влияния на функцию дистального эпифиза.
В то время как большинство авторов (Л. М. Нагибин, 3. И. Шнейдеров, Gelbke и Ebert и др.) отрицают возможность регенерации ростковых слоев эпифизарного хряща при его повреждении, некоторые исследователи (3. М. Цура, Kienbok) считают, что эпифизарный хрящ обладает большой способностью к восстановлению.
Таким образом, указанные авторы, приходя к различным выводам при разрешении вопросов о влиянии травмы на эпифизарный ростковый хрящ, утверждают ведущую роль эпифизарного хряща в росте длинных трубчатых костей в длину.
Как же функционирует эпифизарная хрящевая пластинка роста? В ней постоянно происходят процессы разрушения и размножения новых клеток в результате непрекращающегося энхондрального процесса окостенения как со стороны диафиза, так и со стороны эпифиза. Со стороны диафиза в хрящевые клетки эпифизарной пластинки врастают сосуды и вокруг хряща откладывается тонкая волокнистая костная ткань. Эпифизарная пластинка как бы отодвигается к эпифизу. Одновременно происходит размножение клеток зпифизарной пластинки, что в определенный период уравновешивает процесс разрушения, и хрящевая пластинка не истончается. С течением времени тенденция разрушения начинает преобладать над образованием новых хрящевых клеток, хрящевая пластинка истончается и постепенно исчезает — наступает полное замыкание эпифизарной зоны (А. А. Заварзин, Л. Г. Исраелян, Н. К. Лысенков и др.).
По данным В. Г. Штефко, у ребенка на первом году жизни зона роста очень широка, однако уже к концу первого года ее ширина уменьшается почти вдвое. В дальнейшем эта зона несколько расширяется, не достигая, однако, величины, которую она имела в первое полугодие жизни. Большой ширины зона роста достигает к 10—12 годам, а затем резко падает к 16—18 годам, когда рост эпифизов прекращается.
Указанное изменение ширины эпифизарной зоны отражает неравномерность роста ребенка в различные периоды.
С целью уточнения интенсивности роста конечностей в зависимости от возраста ребенка предложены различные таблицы определения интенсивности роста, однако они неточны.
Общепризнано, что эпифизы проксимального и дистального концов длинных трубчатых костей имеют раз-
Рис. 2. Схема активности у роста различных эпифизар-ных зон длинных трубчатых костей по Digby.
личную активность роста в длину. Наиболее активными эпифизами для нижних конечностей являются дистальный эпифиз бедра и проксимальный эпифиз большеберцовой кости. М. В. Волков, В. С. Геликонова, Н. Г. Дамье, Eliason и Fergusson, Bergmann, Siegling отмечают, что проксимальный эпифиз большеберцовой кости на 10—15% активнее дистального. Для верхних конечностей более активными в росте являются эпифизарные зоны проксимального отдела плечевой и дистального конца лучевой костей (рис. 2).
Различная активность эпифизарных зон подтверждается наблюдениями за изменением расположения поперечных линий от эпифизарных зон. Эти линии нередко можно наблюдать на рентгенограммах длинных трубчатых костей.
Reich, изучая поперечные линии роста на культях голени у детей, считает их проявлением неравномерного роста культей в длину, периодических остановок роста.
М. В. Волков отметил в динамике увеличение расстояний поперечных линий не только от эпифизарных зон, но и между самими линиями, что указывает на наличие интерстициального роста кости. Поперечные линии представляют собой пластинки компактного костного вещества, образующегося в результате неравномерного замедленного роста кости в длину. Вследствие этого новообразованные костные балки не создают нормальную костную сеть, а скапливаются и уплотняются в виде пластов, видимых на рентгенограммах. В отличие от предшествующих авторов М. В. Волков считает поперечные линии следствием не остановки, а нарушения и задержки продолжающегося роста кости в длину. В связи с этим автор предлагает название «линии задержки роста».
Рентгенологические исследования указывают на необязательное наличие поперечных линий не только у здоровых детей, но даже и после повреждений области эпифизарных зон. После перелома внутреннего отдела ди-стального эпифиза большеберцовой кости без смещения поперечная линия, как правило, не появлялась, что связано с незначительным повреждением эпифизарного хряща. При переломах внутреннего отдела эпифиза со смещением отломка с хорошим отдаленным результатом лечения поперечная линия не отмечалась или располагалась строго горизонтально, равномерно отдаленная от эпифизарйой зоны. Однако, если после тяжелой травмы внутреннего отдела эпифиза развивалась варусная деформация голени, рентгенологически обязательно выявлялась поперечная линия. При этом расстояние от внутреннего отдела эпифизарной зоны до поперечной линии было значительно меньше, чем на остальном ее протяжении. У 2 больных имелись две поперечные линии: появившаяся первой отстояла от эпифизарной линии значительно дальше, чем вторая, и была параллельна плоскости эпифизарного хряща, что свидетельствовало о не сразу прекратившемся росте внутреннего отдела эпифизарной хрящевой пластинки. Таким образом, наблюдая за отодвиганием поперечной линии роста от эпифизарного хряща, можно в ранние сроки обнаружить отставание в росте внутреннего отдела эпифизарного хряща.
Глава III
основы КЛИНИЧЕСКОЙ
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 931 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
|