ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭПИФИЗАРНОЙ ЗОНЫ ПРОКСИМАЛЬНОГО КОНЦА БОЛЬШЕБЕРЦОВОй КОСТИ
Эпифизеолиз проксимального конца большеберцовой кости является редким повреждением. В дорентгенов-скую эпоху описаны только случаи эпифизеолизов проксимального конца большеберцовой кости, сопровождавшиеся тяжелыми осложнениями или диагностированные
89
ка секции, а также при ампутации конечности после травмы. По данным Stubenrauch, к 1931 г. в литературе опубликовано 12 наблюдений с таким повреждением. В дальнейшем ряд авторов публиковали единичные случаи эпифизеолизов проксимального конца болыпеберцо-вой кости (В. П. Скрыгин, Dost, Henrici, Paal и др.). Таким образом, нам удалось найти в литературе описание еще 27 наблюдений этого повреждения.
Частота эпифизеолизов проксимального конца боль-шеберцовой кости к общему числу эпифизеолизов колеблется от 0,09% (Ehalt) до 1,38% (М. Г. Мюллер).
Описания случаев перелома проксимального эпифиза болынеберцовой кости у детей нам обнаружить не удалось. Среди наблюдаемых нами больных было 13 детей с повреждениями эпифизарной зоны проксимального отдела большеберцовой кости, в том числе 10—с эпифи-зеолизом и 3 — с переломом эпифиза.
Центр окостенения проксимального эпифиза больше-берцовой кости появляется к моменту рождения ребенка и располагается в центре эпифиза. Кроме того, по данным В. Г. Штефко и Broman, в 17—19 лет появляется еще небольшой центр оссификации в области бугристости большеберцовой кости. При нормальных условиях у детей в возрасте 10—13 лет начинает разрастаться передний отдел костного эпифиза большеберцовой кости и эпифизарное ядро окостенения расширяется в сторону хрящевой бугристости большеберцовой кости в виде хобота, свисающего сверху вперед и вниз. В некоторых случаях ядро окостенения бугристости вначале существует самостоятельно, отделенное хрящевым перешейком от костного эпифиза.
Слияние всех ядер окостенения проксимального отдела большеберцовой кости происходит в сроки от 17 до 24 лет. Эпифизеолиз проксимального конца большеберцовой кости встречается в основном у мальчиков 14— 18 лет, т. е. в период, близкий к полному замыканию эпифизарной зоны. Самый молодой пациент в возрасте одного года описан Gibson. Наблюдаемые нами больные были в возрасте от 6 до 15 лет, причем 7 из них были в возрасте старше 10 лет.
Перелом верхнего эпифиза большеберцовой кости встречается обычно у детей старшего возраста и является аналогом перелома мыщелка большеберцовой кости у взрослых.
Важным обстоятельством, объясняющим редкость повреждений проксимальной эпифизарной зоны и эпифиза болыпеберцовой кости, являются анатомо-топографи-ческие особенности этой области.
1. Проксимальный эпифиз большеберцовой кости окружен мощными связками и сухожилиями, которые затрудняют возникновение эпифизеолизов и переломов эпифиза при прямой травме.
2. За исключением крестообразных связок, при чрезмерном натяжении которых повреждается межмыщелко-вое возвышение, ни одна связка или сухожилие не прикрепляется непосредственно к проксимальному эпифизу и не принимает участия в возникновении эпифизеолиза при непрямом механизме травмы. Лишь в случаях, когда бугристость большеберцовой кости сливается с ее проксимальным эпифизом и является как бы продолжением последнего, напряжение собственной связки надколенника, прикрепляющейся к бугристости, может повлечь за собой эпифизеолиз проксимального эпифиза.
3. Gibson и Gold придают большое значение меньшему размеру проксимального эпифиза большеберцовой кости по сравнению с нижним эпифизом бедра, в связи с чем последний повреждается чаще.
Эпифизеолиз проксимального конца большеберцовой кости возникает при воздействии значительной силы.
По нашим данным, непрямой механизм травмы, т.е. отрыв проксимального эпифиза большеберцовой кости в результате внезапного, чрезмерного напряжения четырехглавой мышцы бедра при выпрямленной голени, встречается относительно редко.
У значительного числа больных имелся одновременно отрыв бугристости большеберцовой кости.
У 7 из 10 наблюдаемых нами больных эпифизеолиз проксимального конца большеберцовой кости возник в результате прямой травмы (транспортная травма, падение с лыж, удар по голени при игре в футбол). Непрямой механизм отмечен у 3 больных в виде резкого сгибания в коленном суставе при прыжке в высоту.
Характер смещения отломков при эпифизеолизе проксимального конца большеберцовой кости зависит от точки приложения силы.
При непрямом механизме травмы происходит отрыв бугристости большеберцовой кости вместе с эпифизом, передний отдел которого приподнимается над метафизом.
Рис. 29. Больной К., 14 лет. Эпифизеолиз проксимального конца болынеберцовой кости, возникший в результате отрывного
механизма травмы (а). Тот же больной через 6V2 лет (б).
Точка приложения силы сократившейся четырехглавой мышцы бедра находится на бугристости болынеберцовой кости, что влечет за собой при отрыве бугристости
Рис. 30. Больной К., 6 лет. Эпифизеолиз с метафизарным переломом проксимального конца большеберцовой кости со смещением, возникшим в результате прямой травмы.
смещение связанного с ней эпифиза. Способствовало этому сгибание конечности в коленном суставе, которое было у всех больных в момент травмы с отрывным механизмом. Поэтому характерным для непрямого механизма травмы является, по нашим данным, смещение эпифиза по отношению к диафизу. Сочетан-ного повреждения верхнего метафиза и верхней трети малоберцовой кости при указанном механизме мы не наблюдали.
Больной К., 14 лет, играя в футбол, упал на спину и его правая нога оказалась прижатой к земле товарищем. Пытаясь освободить ногу, мальчик сильно напряг ее и почувствовал боль в правом коленном суставе. Тут же он обнаружил деформацию в верхней трети голени и самостоятельно исправил ее, но встать на ногу не смог, доставлен на машине «скорой помощи». При осмотре: болезненность при пальпации области бугристости большеберцовой кости и выше ее по ходу эпифизарной зоны. На рентгенограмме проксимальный эпифиз большеберцовой кости приподнят в переднем отделе над метафизом (рис. 29, а). Произведена репозиция — стояние эпифиза правильное. Обследован через б'/г лет. Жалоб нет, занимается спортом. Длина го-
леней одинакова, движения в коленном суставе в полном объеме, устойчивость в нем не нарушена. На рентгенограммах патологических изменений со стороны правого коленного сустава не обнаружено (рис. 29,6). Проксимальные эпифизарные зоны костей обеих голеней замкнуты.
Другой характер носят изменения при так называемом прямом механизме травмы. При этом точка приложения силы находится на протяжении голени — на диафизе или верхнем метафизе болыиеберцовой кости, поэтому у всех больных с прямым механизмом травмы отмечается смещение дяафиза по отношению к остающемуся на месте эпифизу (рис. 30). При этом механизме в коленном суставе конечность была в момент травмы в положении разгибания. При направлении силы спереди назад обнаружено смещение диафи-за кзади с образованием рекурвации. У 6 больных линия перелома переходила на метафиз с отколом от последнего треугольного отломка. При наличии смещения диа-физа этот отломок оставался связанным с эпифизом. У 6 из 7 больных имелся перелом верхней трети малоберцовой кости как следствие тяжелой травмы.
Клинически при эпифизеолизе проксимального конца болыиеберцовой кости отмечаются боли и ограничение движений в коленном суставе, невозможность нагружать больную ногу. Характерным признаком является припухлость и болезненность в верхней трети болыиеберцовой кости. В первые 10—12 часов после травмы эти изменения локализованы по ходу эпифизарной зоны; при наличии сопутствующего перелома метафиза и в более поздние сроки после травмы эти изменения менее локализованы. У части больных определяются боли и припухлость в верхней трети малоберцовой кости в области сопутствующего зпифизеолизу перелома ее. Часто встречается вынужденное положение конечности — полусогнутое в коленном суставе. При значительном смещении отломков клиническая картина напоминает задний вывих костей голени в коленном суставе.
Отрыв бугристости болыиеберцовой кости проявляется в выступлении бугристости, болезненности и кровоизлияния в этой области, а также невозможности активного разгибания в коленном суставе.
Гемартроз коленного сустава не является обязательным симптомом эпифизеолиза и, если наблюдается, обусловлен контузией коленного сустава.
Диагноз уточняется рентгенограммой верхней трети голени и коленного сустава в двух проекциях. При этом может быть обнаружен ряд характерных изменений.
1. Расширение эпифизарной зоны (чаще ее внутреннего и переднего отделов) без заметного или с незначительным смещением эпифиза. В таких случаях необходимо сравнительное изучение эпифизарных зон проксимального отдела обеих голеней.
2. Заметное смещение эпифиза, которое чаще видно на рентгенограмме, сделанной в боковой проекции.
3. Наличие косого метафизарного перелома верхней трети болыпеберцовой кости, плоскость которого подходит к эпифизарной зоне. Часто плоскость этого перелома является продолжением разъединения в эпифизарной зоне.
В случаях, когда указанные рентгенологические симптомы сомнительны или отсутствуют, а имеется клиническая картина эпифизеолиза, следует после иммобилизации конечности в течение 10—12 дней произвести повторное рентгенологическое обследование (без гипса). При наличии эпифизеолиза на рентгенограммах отчетливо определяется обызвествленная надкостница.
Сравнительное исследование рентгенограмм проксимального отдела обеих голеней позволяет установить диагноз даже у детей младшего возраста, так как ядро окостенения проксимального эпифиза выявляется на рентгенограммах уже к моменту рождения ребенка.
В большинстве неосложненных случаев, описанных в литературе, эпифизеолиз проксимального конца боль-шеберцовой кости сопровождался небольшим смещением эпифиза. Только Stubenrauch и Bohler описали случаи с большим смещением отломков. Мы наблюдали у 4 больных эпифизеолиз без заметного смещения, у 2 — небольшое и у 4— большое смещение отломков.
Многие авторы (Bohler, Aitken, Ingersoll, Rettig, Currij, Bishop) указывают на возможность развития тяжелого осложнения — повреждения магистральных сосудов в подколенной впадине смещенным кзади диа-физом с гангреной голени. Повреждения нервных стволов встречаются значительно реже; один случай повреждения малоберцового нерва описал Tanton. Мы наблюдали парез малоберцового нерва у одного больного с закрытым эпифизеолизом проксимального конца больше-берцовой кости, возникшим в результате прямой травмы.
Лечение эпифизеолиза проксимального конца боль-шеберцовой кости без заметного смещения заключается в иммобилизации конечности гипсовой повязкой от верхней трети бедра до пальцев на 4—5 недель. При гемартрозе производится пункция коленного сустава с эвакуацией крови.
При наличии даже незначительного смещения эпифиза требуется идеальная репозиция, так как оставшееся смещение может впоследствии увеличиться и вызвать деформацию в коленном суставе, а также укорочение голени.
У всех 6 наблюдаемых нами больных со смещением отломков произведена репозиция под наркозом. Вправление отломков производилось под контролем рентгеноскопии при положении больного на спине. В зависимости от механизма возникновения эпифизеолиза вправление отломков производится по-разному. При наличии эпифизеолиза отрывного характера врач правой рукой ■охватывает заднюю и боковые поверхности средней трети голени, производит натяжение по длине и полностью разгибает ногу в коленном суставе; левой рукой он од-
Рис. 31. Схема репозиции отломков при эпифизеолизе проксимального эпифиза большеберцовой кости, возникшем в результате отрывного механизма травмы (а), приложения травмирующей силы к голени на протяжении (б).
/— вытяжение за голень; 1» — противотяга за бедро; 2— разгибание голени;
2а — давление на верхний эпифиз большеберцовой кости; 3 — давление на
верхний отдел метадиафиза.
повременно отдавливает сверху вниз смещенный кверху эпифиз (рис. 31, а). При этом вправление эпифиза облегчается благодаря расслаблению четырехглавой мышцы бедра.
После репозиции накладывают циркулярную коксит- ную гипсовую повязку в положении разгибания в коленном суставе под углом 175°.
При репозиции эпифизеолиза, возникшего в результате прямой травмы, врач правой рукой охватывает заднюю и боковую поверхности верхней трети голени и, согнув ногу в тазо-бедренном и коленном суставах под углом 90°, производит одновременно вытяжение голени по длине и давление сзади наперед на смещенный кзади верхний отдел метадиафиза; левая же рука отдавливает спереди назад эпифиза большеберцовой кости (рис. 31,6). После вправления отломков производят постепенное частичное разгибание в коленном суставе. Таким образом, в отличие ст предыдущего вправление эпифиза делают в положении сгибания в коленном суставе для расслабления задней группы мышц голени. Тазо-бедренная гипсовая повязка иммобилизует конечность в положении сгибания в коленном суставе под углом 160°. Если имеется тенденция эпифиза к вторичному смещению в процессе разгибания в коленном суставе, что хорошо видно при рентгеноскопии, то вместо циркулярной повязки накладывают переднюю гипсовую лонгету при сгибании в коленном суставе под углом до 90° и даже меньше. В последующем конечность поэтапно выпрямляется до полного разгибания с фиксацией ее сменными гипсовыми лонгетами. Начиная с 5—7-го дня после того как ребенок может поднять ногу с гипсовой повязкой, разрешается ходьба с помощью костылей и осторожной нагрузкой на больную ногу. Гипсовую повязку снимают через 4—б недель в зависимости от возраста, полная нагрузка на больную конечность возможна только через 1 ]/г—2 недели после снятия гипсовой повязки.
В случаях, когда имелась несвоевременная диагностика или поступление больного в поздние сроки после травмы, ручная репозиция не дает эффекта. Это связано с развитием контрактуры мышц, которую не удается ликвидировать ручной тягой. В двух подобных случаях мы прибегли к вправлению проксимального эпифиза путем скелетного вытяжения. У этих детей в возрасте 12 и 15 лет эпифизеслиз проксимального конца большеберцовой
7l/2 Заказ 6064 97
кости диагностирован на 9-й и 24-й день после травмы. У первого больного получено хорошее, у второго — удовлетворительное состояние отломков. После неудачной ручной репозиции проведено скелетное вытяжение за верхний метафиз большеберцовой кости, голень укладывалась на шину при сгибании конечности в коленном и тазо-бедренном суставах под углом 90°. Тяга за спицу проводилась под углом 45° к оси голени с грузом 5 кг, клеоловое вытяжение по ее оси с грузом 2 кг и противо-тяга за бедро с грузом 3 кг. Полное вправление эпифиза у первого больного выявлено на рентгенограммах на 4-е сутки вытяжения, за это же время у второго больного достигнуто почти точное вправление эпифиза. Эти наблюдения показывают возможность достижения точного вправления проксимального эпифиза большеберцовой кости даже в поздние сроки после травмы методом скелетного вытяжения, если ручная репозиция не дает эффекта.
Ближайшие и отдаленные результаты лечения у больных с неосложненным эпифизеолизом благоприятны при условии точной репозиции и достаточной иммобилизации. Boruns указывает на возможность развития укорочения голени в результате преждевременного замыкания проксимальной эпифизарной зоны большеберцовой кости при значительном смещении и недостаточной репозиции. О влиянии на исход эпифизеолиза точной репозиции упоминают и другие авторы. Так, Bohler пишет, что он никогда не находил нарушений роста голени, если произведена точная репозиция. По данным Ehalt, ростковая зона на стороне эпифизеолиза замыкается на несколько месяцев раньше, чем на здоровой стороне, однако разница в сроках закрытия эпифизарных зон настолько мала, что большого отставания в росте голени не наступает. Наряду с этим некоторые авторы (Husfeldt, Lehner, Scheuer-mann) описывают деформации в коленном суставе в виде рекурвации и вальгусного искривления, которые развились после нераспознанных и невправленных эпи-физеолизов проксимального конца большеберцовой кости (в сроки до 6 месяцев с момента травм).
Ближайшие результаты лечения прослежены у всех 10 больных. У одного из них отмечались остаточные явления пареза малоберцового нерва, остальные имели отличные анатомические и функциональные результаты. Сроки восстановления полного объема движений в ко-
ленном суставе колебались от V/2 до 4 недель после снятия гипсовой повязки (в зависимости от тяжести повреждения).
Отдаленные результаты прослежены у 5 из 10 больных в сроки от 1 года до 9 лет после травмы. У всех детей получены отличные анатомические и функциональные результаты. Задержки роста не отмечено. Это позволяет думать, что плоскость перелома при эпифизеолизе проходила через зону оссификации эпифизарного хряща, а не через зону его активного роста. Большое значение имеет также точность репозиции отломков, которая улучшает условия репарации в области перелома.
Переломы проксимального эпифиза большеберцовой кости встретились только у 3 наблюдаемых нами больных. Двое детей были в возрасте 7 лет и один — в возрасте 15 лет.
У 2 больных перелом возник в результате тяжелой прямой травмы области коленного сустава, у одной больной перелом эпифиза сочетался с эпифизеолизом переднего отдела проксимального эпифиза и явился результатом чрезмерного напряжения четырехглавой мышцы бедра.
Больная К., 15 лет, на уроке физкультуры при прыжке в длину резко оттолкнулась правой ногой и почувствовала боль в правом коленном суставе. При осмотре обнаружена большая флюктуирующая гематома и болезненность в области бугристости большеберцовой кости, надколенник не «баллотировал». Нога согнута в коленном суставе под углом 150°, активное разгибание в нем невозможно. Диагностирован отрыв бугристости большеберцовой кости и эпифизеолиз переднего отдела проксимального эпифиза с переломом последнего (эпифизарная зона резко сужена) (рис. 32). В связи с отрывом бугристости большеберцовой кости под эфирным наркозом произведена операция — репозиция эпифиза и бугристости большеберцовой кости с подшиванием последней шелковыми швами к надкостнице большеберцовой кости. Наложена гипсовая повязка на 2 месяца. После снятия гипсовой повязки на рентгенограммах определяется правильное стояние отломков и костная мозоль; через 4 недели достигнут полный объем движений в коленном суставе. Обследована через 5 лет. Жалоб чет. Длина голеней одинакова, патологических изменений в области правого коленного сустава не обнаружено.
Для клинической картины перелома проксимального эпифиза характерны симптомы внутрисуставного повреждения коленного сустава.
1. Боль и ограничение движений в коленном суставе.
2. Боль в коленном суставе при нагрузке больной ноги.
7'/2
Рис. 32. Больная К., 15 лет. Отрыв бугристости с
эпифизеолизом и переломом проксимального эпифиза
правой болыиеберцовой кости.
3. Гемартроз коленного сустава (у 2 из 3 больных).
Диагноз уточняется рентгенологическим обследованием коленного сустава в двух проекциях.
У 2 больных рентгенологически обнаружен вертикально скошенный перелом среднего отдела эпифиза без смещения и у одного больного — вертикальный перелом переднего отдела эпифиза со смещением отломка кверху.
Лечение перелома проксимального эпифиза больше-берцовой кости без смещения заключалось в иммобилизации коленного сустава бесподстилочным гипсовым тутором в течение 4 недель. У одного больного с полым отрывом бугристости большеберцовой кости и переломом—эпифизеолизом переднего отдела эпифиза произведено оперативное вправление отломка. Ходьба в гипсовой повязке разрешается с 5—6-го дня после репозиции.
Отдаленный результат удалось выяснить у 2 из 3 больных через l'/г года и 5 лет, у обоих получен хороший исход.
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 1601 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
|