ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭПИФИЗАРНЫХ ЗОН КОСТЕЙ ТАЗА И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
РАЗРЫВЫ Y-ОБРАЗНОГО ХРЯЩА ВЕРТЛУЖНОЙ ВПАДИНЫ
Повреждения зоны роста вертлужной впадины (разрывы Y-образного хряща) мало известны широкому кругу детских травматологов и хирургов, хотя среди других повреждений вертлужной впадины они встречаются нередко. До настоящего времени в мировой литературе описаны лишь единичные наблюдения (И. И. Юриков-ский, Haberler, Keller, Mester). Эти повреждения клинически нередко не распознаются, а сделанные рентгенограммы часто неправильно трактуются, что обычно связано с недостаточным знанием сложного рентгено-анато-мического строения вертлужной впадины у детей. При отсутствии же расхождения костей вертлужной впадины рентгенологическая диагностика чрезвычайно затруднена, как и повреждений любой другой эпифизарнои зоны, и основывается преимущественно или только на клинических проявлениях. Рентгенологически разрывY-образного хряща подтверждается в отдаленные сроки при выявлении тех или иных нарушений роста вследствие преждевременного замыкания эпифизарнои зоны.
Разрывы Y-образного хряща, как и другие виды повреждений вертлужной впадины, редко бывают изолированными, обычно они сочетаются с другими повреждениями тазового кольца. Как правило, они являются следствием непрямого механизма травмы—сдавления таза во фронтальной или сагиттальной плоскости. При этом возникают множественные переломы тазового кольца, проникающие в вертлужную впадину. Реже разрывы хряща могут быть следствием удара по области большого вертела согнутой и ротированной внутрь конечности. Удар передается через шейку и головку бедренной кости на дно вертлужной впадины и, хотя хрящевые прослойки головки и впадины в какой-то мере амортизируют удар, меньшая прочность хряща по сравнению с окружающими костями может привести к его разрыву.
Если же сила удара достаточно большая, головка бедра может внедриться в вертлужную впадину или в полость таза (так называемый «центральный вывих»). Иногда разрыв Y-образного хряща может возникнуть при падении с высоты на разведенные ноги или на ягодицы.
Разрывы Y-образного хряща возможны у детей любого возраста до наступления замыкания зоны роста (14— 16 лет), однако практически они встретились у детей младшего возраста (7—11 лет).
Все повреждения эпифизарной зоны подразделены на две группы: разрывы Y-образного хряща без расхождения костей, образующих вертлужную впадину, и разрывы Y-образного хряща с расхождением костей и первичным или вторичным центральным смещением головки бедренной кости.
В клинической картине на первый план выступали жалобы на боли в области тазобедренного сустава и нарушение функции конечности. Обращала внимание наружная ротация конечности, попытка внутренней ротации ее усиливала боль в суставе. Активные и пассивные движения ограничены и болезненны. При смещении головки бедренной кости в глубь вертлужной впадины или в полость таза обнаруживалась асимметрия таза вследствие западания области большого вертела, относительное укорочение, конечности, напряжение приводящих мышц и ограничение отведения кнаружи. При ректальном исследовании выявлялась локальная болезненность на уровне дна впадины или болезненное выпячивание в полость таза при смещении головки бедренной кости. В паховой области иногда отмечалась припухлость и болезненность при пальпации.
Расхождение костей при разрыве Y-образного хряща может быть небольшим в виде небольшого расширения эпифизарной зоны или значительного смещения, определяемого на рентгенограмме, до полного вывиха лобковой или седалищной кости, что выявлялось и при клиническом обследовании.
Диагноз устанавливался на основании клинических данных и рентгенологического исследования. Если диагностика разрыва хряща с расхождением костей вертлужной впадины не вызывала особых затруднений (при знании рентгено-анатомических особенностей детского таза), то чрезвычайно трудно распознавалось его повреждение при отсутствии расхождений костей. Об этом
свидетельствовал тот факт, что ни у одного больного диагноз не был установлен при поступлении и за время лечения в больнице. В таких случаях, как и при повреждении эпифизарных зон других локализаций, диагноз основывался на клинических данных.
Определенное значение для диагностики повреждений имеет выявленный нами симптом «костного мости-к а». При динамическом рентгеновском наблюдении через 20—30 дней после травмы в ряде случаев обнаруживалось появление узкой полоски окостенения, которая в виде мостика переходила через дно вертлужной впадины на уровне Y-образного хряща с подвздошной кости на лобковую. Наличие этого симптома с достоверностью указывало на разрыв Y-образного хряща, хотя его отсутствие не исключало возможности повреждения. Небольшие изменения на рентгенограмме (изолированные переломы лобковой или седалищной кости), не соответствующие тяжести травмы, а также состоянию и жалобам пострадавшего, должны настораживать врача в отношении возможности разрыва Y-образного хряща. Повторные рентгенограммы через 2—4 недели после травмы в ряде случаев подтверждали диагноз (положительный симптом «костного мостика»).
Все же у большинства больных, по аналогии с эпи-физеолизами без смещения других костей, правильный диагноз был установлен в отдаленные сроки после травмы на основании изменений тазобедренного сустава в результате преждевременного замыкания зоны роста. Приводим пример.
Больной П., 6 лет, выпал из кабины автомобиля. Установлен перелом правой лобковой и седалищной костей (рис. 22, а). При осмотре через 6 лет выявлена асимметрия таза за счет правой его половины, движения в правом тазо-бедреином суставе умеренно ограничены, на рентгенограмме видно уплощение вертлужной впадины и утолщение дна ее, недоразвитие правых лобковой и седалищной костей вследствие нераспознанного во время лечения разрыва Y-образного хряща правой вертлужной впадины (рис. 22, б).
Лучшим методом лечения больных с разрывами Y-образного хряща является скелетное вытяжение за проксимальный метафиз болынеберцовой кости на стандартной шине, дополняемое другими лечебными мероприятиями в зависимости от сопутствующих переломов тазового кольца. У детей младшего возраста (3—6 лет) допустимо клеоловое вытяжение за два сегмента конечности. Вытяжение с грузами в 2—4 кг продолжается в течение
Рис. 22. Больной П., 6 лет. Перелом правой лобковой и седалищной костей. Разрыв Y-образного хряща не распознан (а).
Тот же больной через 6 лет. Уплощение правой вертлужной впадины и утолщение дна ее, недоразвитие правых лобковой и седалищной костей (б).
4—6 недель в зависимости от возраста больных и других переломов таза. Ходьба с костылями без нагрузки на поврежденный сустав разрешается через 5—7 недель после травмы, ходьба без костылей допустима не ранее Ю—12 недель после травмы. С первых дней по улучшении общего состояния проводится лечебная гимнастика по методике Древинг, детализированной Н. Г. Дамье применительно к детям. Ранняя нагрузка недопустима, так как она чревата опасностью развития аваскулярных изменений в тазо-бедренном суставе или возможностью вторичного смещения головки бедренной кости, что видно из следующего примера.
Рис. 23. Больной К-, 8 лет. Множественный перелом переднего и заднего отделов тазового кольца, разрыв Y-образного хряща слева не распознан (а).
Тот же больной через 15 лет. Асимметрия таза, смещение головки левого бедра с дном вертлужной впадины в полость таза (б).
Больной К., 8 лет, придавлен колесом автомобиля. На рентгенограмме установлен множественный перелом переднего и заднего отделов тазового кольца, разрыв Y-образного хряща левой вертлужной впадины со смещением лобковой кости не распознан (рис. 23, а). Через 37 дней больному разрешена ходьба, но он жаловался на боли и левом тазо-бедренном суставе. В кабинете долечивания через 4 месяца и при обследовании через 15 лет выявлена асимметрия таза, умеренное ограничение функции левого тазо-бедренного сустава, на рентгенограмме головка левой бедренной кости вместе с дном вертлужной впадины смещены в полость таза, она увеличена в размерах, суставная щель сужена (рис. 23, б).
При центральном вывихе головки бедренной кости скелетное вытяжение по оси с умеренным отведением конечности позволяло устранить смещение. Иногда требовалась дополнительная тяга кнаружи в виде петли, охватывающей бедро, или скелетного вытяжения за большой вертел. При неудаче консервативного лечения могут возникнуть показания к открытой репозиции и остеосин-
тезу.
Мы решительно высказываемся против предложения некоторых авторов производить одномоментную репозицию отломков дна вертлужной впадины и смещенной головки бедренной кости через прямую кишку. Не говоря о том, что такой метод репозиции не всегда приводит к успеху, существует реальная опасность повреждения стенки прямой кишки концами отломков и инфицирования отломков кости и забрюшинного пространства.
Изучение отдаленных результатов в сроки до 18 лет после травмы показало, что у ряда больных выявлены характерные для повреждений эпифизарных зон осложнения— преждевременное замыкание зоны роста и отставание* в развитии вертлужной впадины и половины таза. У этой группы больных, а также у больного с вторичным смещением головки бедренной кости выявлено умеренное нарушение функции тазо-бедренного сустава— некоторое ограничение сгибания и внутренней ротации.
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 958 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
|