АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Откуда берутся права
Единица вздор! Единица ноль! Голос единицы тоньше писка! (В. Маяковский. Поэма «В.И. Ленин»)
Человек - всего лишь узел отношений. И только отношения важны для человека. (Антуан Де Сент-Экзюпери)
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. (Конституция России, статья 2)
Если внимательно посмотреть на окружающий нас мир, то можно увидеть, что в течение своей жизни человек постоянно находится во взаимодействии с тремя его составляющими. Первая из них – это пространство объектов (предметов) и связанных с ними процессов и явлений, то, что мы называем привычными и словами материальный мир. Это та самая объективная реальность, которая дана нам в ощущениях, то, что можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, услышать. Однако, как говорят на Востоке, оче видность – это куриная действительность. Эта мысль отражает идею того, что истинный мир гораздо многообразнее части, которую способны воспринять органы чувств человека.
Вторая составляющая мира уже более сложна для восприятия человеком, привыкшим ориентироваться в основном на свои ощущения. Ее представителей нельзя увидеть глазами, потрогать руками, хотя они реально существуют. Увидеть же и потрогать можно не их, а то, что им принадлежит (вещи, предметы), но не является собственно ими. Речь идет о мире субъектов. Таковых три вида.
Первый вид субъектов – человек, воспринимаемый уже не как организм (сложнейший физико-химический объект, относящийся к первому миру), а как созданная по образу и подобию своего Творца неповторимая личность. В юриспруденции человек называется - физическое лицо. Не физическое тело, а именно лицо, личность.
Второй вид субъектов – объединение людей и имущества, в юриспруденции называемое юридическое лицо. Этот субъект создается людьми для совместного решения каких либо задач. Общество с ограниченной ответственностью «Парус» существует, имеет (обратите внимание оно имеет человека, а не он его) директора, обладает имуществом, вступает в сделки, при необходимости выступает в суде, но попробуйте потрогать руками или увидеть глазами этого субъекта. Каждый раз наши органы чувств будут иметь дело с чем-то, что этому субъекту принадлежит, но не собственно с ним, хотя в том, что он существует, сомнений нет. Понятно, что любой субъект - это уже сущность внематериальная, иными словами, духовная.
Третий вид субъектов – государство. Это особый вид человеческой общности, которая владеет и материальными предметами и субъектами - юридическими лицами, которая не владеет, но не может существовать без таких субъектов, как человек. Данная общность не является юридическим лицом, а представляет собой качественно другой субъект.
Особенностью всех субъектов является то, что они находятся иерархически выше мира предметов (объектов), имеют возможность в него активно вмешиваться, изменять его, взаимодействовать как с предметами, так и с другими субъектами. А еще у субъектов есть то, чего нет у объектов – у них есть юридические права и обязанности, но об этом чуть позже.
Третья (а на самом деле, иерархически и причинно-следственно первая) составляющая окружающего нас мира до 1993 года была сферой табу для советского врача. Говорить о ней, о ее роли во врачебной профессиональной деятельности, о взаимоотношениях с ней врача и больного человека в корпоративной морали коммунистического государственного здравоохранения считалось неприличным ввиду «беспредметности, антинаучности и вредоносности этой темы для себя и окружающих». Говорить же об обратном, было не только можно, но и считалось необходимым для врача как представителя науки. Но нет уже научного атеизма как уникальной коммунистической науки, но есть стремление к истине и объективности. Итак, Первая составляющая окружающего нас мира, его причина – Творец. Он не является уже ни субъектом, ни объектом, а в силу своей космичности, объектности и субъектности одновременно, человеческим земным языком не может быть правильно определен. Понятно лишь одно, что Его мощь и интеллект способны создавать и поддерживать в существовании не только любые предметы материального мира, но и системы невообразимой для нас сложности, такие как клетка или миллиардноклеточные высокоорганизованные интеллектуальные животные, а также субъектов всех видов. Именно поэтому в отношении Него еще используют и такие имена как Бог, Жизнедатель, Вседержитель и Премудрость.
Целостное видение мира, все более редко встречающееся сегодня ввиду углубляющейся специализации видов человеческой деятельности, тем не менее издавна существует в форме Университетов (от слова Universum, то есть мир, космос). Интересно, что факультетами первых университетов мира (первый университет был создан в итальянском городе Болонья в XII веке, второй – в Париже, ныне Сорбонна – в XIII) были медицинский, теологический и юридический. И это понятно, ибо эти учебные заведения создавались именно как отражение потребности человека разобраться в окружающем его триедином мире, понять его закономерности и научиться с ним максимально эффективно и, по возможности, гармонично сосуществовать.
Для взаимодействия с окружающим его триедином миром человек, познавая его закономерности, создавал и создает инструменты и технологии их использования. Для обеспечения потребностей своего бытового обустройства и физической безопасности на основе знания физики, механики, химии развивалась техника. Она была призвана взаимодействовать с миром объектов для получения такого объема материальных благ, который бы позволял нормально выживать и развиваться умножающемуся социуму. Одни технические инструменты (орудия труда) позволяли гармонизироваться с окружающим миром, другие (оружие) позволяли дисгармонизировать его предметы и субъектов, то есть разрушать и убивать. Формирование представлений о том, как устроена и как работает биологическая машина под названием живой организм привело к созданию технологий медицинских вмешательств и необходимых для этого инструментов, начиная от простейшего хирургического ножа до целенаправленно действующих на рецепторы клеток химических веществ. Гармонизирующие вмешательства выглядели как лечение (растений, животных, людей), дисгармонизирующие (на основе тех же знаний) - как использование оружия - физического, химического и биологического.
С первых дней человеческой истории существовали не только проблемы получения пищи, крова, одежды, но и проблемы взаимоотношений в семье, в роду, затем - в обществе и в государстве. Сотрудничество и мирные взаимоотношения, с одной стороны, споры, конфликты и войны с другой, знакомы человеку столь же давно, как он себя стал осознавать. И эти проблемы межсубъектных отношений люди точно так же решали и решают доныне с помощью познания закономерностей возникновения и развития каждого из субъектов и использования этих знаний (юридических, правовых) для гармонизации своей социальной действительности (моногамная семья, юридическое лицо, профессиональная корпорация, община, полис, коммуна, демократическое государство, межгосударственный мирный союз и т.д. и т.п.) или для ее направленного разрушения, то есть активной дисгармонизации (развод, сговор, заговор, мятеж, путч, революция, интервенция, использование технологий экономического и организационного оружия и т.д.).
Одновременно с техническим и социальным развитием шло и накопление богословских (теологических) знаний, которые позволили человечеству осознать и разработать пути ускорения своей эволюции в духовном мире, дали человеку знания о том, как он может лично общаться со своим Творцом и получать посредством этого общения полноту разума, полноту благ материальных, благ социальных, благ духовных.
Этот короткий философский экскурс был предпринят с одной целью – продемонстрировать тот факт, что в своей жизни человеку дано познать три вида объективных законов и использовать три вида инструментов для получения в жизни трех же видов благополучия – благополучия физического, благополучия душевного (духовного), благополучия социального. Состояние наличия у человека трех названных видов благополучия Всемирная организация здравоохранения в своем Уставе определила как здоровье (Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения, преамбула, 1948). Иными словами, очевидно, что здоровье человека, семьи, общества и государства недостижимы без совместного и правильного использования трех видов знаний: естественнонаучных, духовных и юридико-социальных, полученных человечеством за тысячелетия поиска технологий эффективного выживания и развития. Ввиду трехсоставного характера здоровья, как основного предмета медицинской деятельности, полноценный врач должен быть духовно развитой личностью и призван быть носителем комплекса знаний о правовых технологиях управления социальным благополучием человека. Речь идет не о знаниях в области социальной гигиены, а именно о том предмете, который в целом называется права человека.
Итак, законы, как предустановленные правила, определяющие взаимоотношения элементов в целом, правила, позволяющие этой целостности гармонично возникать, существовать и развиваться, действуют в системах физико-химических, биологических, социальных и надсоциальных. Это означает, что подобно тому, как существуют законы, открытые Ньютоном, Омом, Менделеевым, Эйнштейном, Менделем, Селье, Вернадским, имеются объективные законы, определяющие гармонию возникновения и развития социума как системы, состоящей из таких элементов (субъектов), как человек, семья, сообщество, организация, государство. Процесс познания этих законов продолжается доныне. Результатами таких поисков были и утопические теоретические проекты идеальных государств Аристотеля, Платона, Томаса Мора, Компанеллы и реальные (нередко кровавые) разномасштабные социальные эксперименты, знакомые нам в форме бунтов, диктатур, революций, анархических, монархических, аристократических, тоталитарных и демократических политических режимов.
Последнее подведение итогов в сфере познания социальных законов, человечество сделало в середине 20-го века, когда, оглянувшись, оно увидело, что позади более сорока миллионов высокотехнологичных человекоубийств всего за четыре десятилетия, а впереди реальная угроза уничтожения жизни на Земле еще более «наукоемким» атомным и термоядерным оружием. И все это «в поисках истины» и в «борьбе за лучшее общественное устройство», проводимых путем принятия для себя каждым государством таких законов общественного развития, которые кажутся в какой-то момент его правителям наиболее целесообразными и представляются необходимыми к внедрению во всех остальных странах. Фашизм и большевизм, как две стороны одной медали с надписью тоталитаризм, в очередной раз, но с доказательствами в виде мириад жертв, показали планете уже веками известный факт того, что когда во главу деятельности государства ставятся интересы стремящихся к «счастью» для своих подданных одной нации или одного класса (партии), почему-то вместо этого счастья возникают миллионы несчастий внутри страны и угроза для стран окружающих. С другой стороны, к моменту завершения Второй мировой войны уже был накоплен и осмыслен опыт гуманистического и правового развития Великобритании, конституционного устройства Соединенных Штатов Америки и итоги развития демократии во Франции после революции 1789 года. Они показали, что наиболее бесконфликтное, устойчивое, гуманное и развивающееся общество – это то, где в качестве основного закона его жизнедеятельности установлен приоритет трех ценностей - (1) человек, (2) права человека, (3) свободы человека, и где власть не имеет права для себя ставить в качестве цели любыми удобными ей средствами сделать себя и своих подданных счастливыми, а решает задачи служебные, обеспечивая в интересах граждан (на уплачиваемые ими налоги) выполнение 5-ти простых и понятных юридических государственных функций.
Функция первая – официально признавать (не только на словах, а в действиях), что высшей ценностью на Земле в целом и в каждой стране, в частности, является человек – результат эволюции феномена жизни, существо не только физически-душевное, но и духовное, предназначенное через развитие к Образованию, то есть к снисканию подобия Образа своего Творца.
Функция вторая – признавать, что у каждого человека есть данные ему Творцом от рождения разум, совесть и права жить, развиваться, быть свободным.
Функция третья – соблюдать права и свободы человека, путем создания и развития необходимых для этого правового законодательства* и обеспечивающих его практическое воплощение государственных социальных институтов. (*Под правовым законодательством понимается нормативно-правовая база государства, построенная не для решения задач, интересующих не отдельную партию или класс, а задач реализации на практике основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому законодательство авторитарных и тоталитарных государств к правовым не относится).
Функция четвертая – охранять свободу, неприкосновенность и здоровье граждан и защищать силой своего карательного аппарата каждого человека в случаях, когда его права и свободы нарушаются.
Функция пятая – организация общих дел: государственная власть должна взять на себя обязанности, которые отдельные граждане и даже их объединения осуществить не могут – сбор налогов, содержание армии, полиции, здравоохранения.
Итогом двухлетней работы представителей всех стран мира и результатом более чем полутора тысяч голосований членов Организации Объединенных наций было принятие ею в 1948 году документа, подтверждающего международное признание указанных выше ценностей и принципов, документа, лежащего сегодня в основе конституций большинства развитых государств – Всеобщей декларации прав человека. Россия признала Декларацию и инкорпорировала ее в свою Конституцию только в 1993 году. До этого момента ценностями государственного устройства СССР, начиная с октября 1917 года, считались государство рабочих и крестьян, партия, многонациональный советский, народ и их общая цель в виде коммунистического будущего всего человечества. Человек в этой системе отношений и ценностей был всего лишь легкозаменяемым, умножаемым с помощью понятной технологии «винтиком».
«Сказанное, конечно, интересно и познавательно», - заметит читатель, - «Но зачем все это доктору знать, он что от этого диагнозы начнет точнее ставить или лечить с большей частотой положительных исходов? Ведь мы исходно договорились о том, что не стоит задача сделать из врачей еще и юристов, да и время чужое надо уважать, ибо необходимой профессиональной медицинской информации сегодня столько, что не удается ее нормально переосмыслить. А автор все рассказывает о социальной эволюции...».
Попробую объяснить. - Вы хотите, чтобы ваше правительство, каждый чиновник, постовой ГИБДД, ваш начальник, в конце, концов, видел в вас высшую ценность Земли, разумное и нравственное существо? - Да. - Вы хотите, чтобы ваше человеческое и профессиональное достоинство признавались незыблемыми ценностями со стороны всех людей и организаций, с которыми вы имеете дело? - Конечно. - Вы хотите, чтобы весь государственный аппарат работал лишь для одного - для того, чтобы были здоровы (по 3-м критериям ВОЗ) вы и ваша семья, и они не просто существовали, а жили и благополучно росли и развивались? - Несомненно. - А все вышеназванное является должностными обязанностями государственной власти и ее работников в России? – Нет? - А вот здесь вы ошибаетесь, поскольку с 1993 года все упомянутые выше ключевые нормы Всеобщей декларации прав человека вошли в основной закон России – Конституцию и с этого момента в силу ее статьи 2, у государственных и иных лиц названные выше обязанности и являются их основными профессиональными функциями. Однако такое ощущение, что они этого не знают и потому, нередко, действуют иначе.
Коллеги, давайте вместе поставим нашему, по-прежнему «совсоциуму», диагноз – синдром взаимноразрушающего правопренебрежения. И еще вспомним Гиппократа – врач, исцели себя сам…. И критически посмотрим на себя, как на самых образованных представителей общества. - А мы в своей работе, являясь врачами, то есть должностными лицами государственных учреждений – признаем и соблюдаем те ценности, о которых идет речь, ну, как минимум, права пациентов? - А требование статьи 30 части девять «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» о том, что своим пациентам врач обязан разъяснить их права. - Выполняем? - Нет. - Позвольте тогда напомнить, что в соответствии с частью 1 той же статьи, того же закона пациент имеет право (помните, если есть право, значит, есть правообязанное лицо, и это лицо – врач) на уважительное и гуманное отношение. Это первое из перечня прав пациентов.
О том, что такое гуманное отношение к пациенту мы поговорим чуть позже, а вот что же такое уважительное отношение следует сказать особо. Уважительное отношение к человеку сегодня во всем цивилизованном мире означает одно и то же – признание и соблюдение его прав и свобод. Поэтому, если лицо, которое общается с вами (или вы при общении с пациентом) не знает прав и свобод своего vis a vis, оно, по юридическому определению, относится к нему неуважительно, какими бы милыми улыбками этот диалог не сопровождался. С позиций действующего законодательства знание прав лица, с которым осуществляется взаимодействие в условиях медицинской деятельности – первая профессиональная обязанность врача. Именно первая, потом идут все остальные. Сомневаетесь, считаете, что законы это одно, а медицинская деятельность это совсем другое? Давайте посмотрим приказ Минздрава России N 237 от 26 августа 1992 года "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". Там в перечень квалификационных характеристик врача на первое место поставлено следующее «… врач общей практики (семейный врач) должен: - владеть основами законодательства по охране здоровья населения, знать структуру и основные принципы здравоохранения, права, обязанности, ответственность, владеть планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания, ассоциации врачей и т. п.)».
О правах человека. Они есть у вас, они есть у вашего пациента и взаимное уважительное отношение возможно только в случае если обе стороны знают и, когда это входит в их профессиональные обязанности, соблюдают их. Основные из них, были сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, это:
q ПРАВО НА ЖИЗНЬ
q ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
q ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
q ПРАВО (СВОБОДА) ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
q ПРАВО НА СОЗДАНИЕ СЕМЬИ
q ПРАВО ГРАЖДАНСТВА
q ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
q ПРАВО НА ПРАВОСУДИЕ
q ПРАВО ПЕТИЦИЙ
q ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
q ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
q ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ
q ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
q ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
q ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
q ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА, НА ДОСТУП К ГОССЛУЖБЕ
q ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
q ПРАВО НА ТРУД
q ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ
q ПРАВО НА ОТДЫХ
q ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ
В одной из последующих глав речь пойдет о правах пациента. Вы увидите, что все они (а их 15) являются производными от перечисленных выше прав Человека, Человека, вынужденного вступить в контакт с очень сложной социальной подсистемой – здравоохранением. Да и профессиональные права врача также произошли от вышеназванных прав.
Необходимо несколько слов сказать о важном для правопонимания содержании статьи 18 Конституции РФ, которая разъясняет, зачем вообще сегодня в России существует государственная власть и чем должен заниматься весь содержащийся на налоги граждан аппарат государственных служащих (кстати, в него входят и врачи государственных медицинских учреждений.). В ней сказано, что «… права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
ПРАВА … являются непосредственно действующими. Это означает, что если какое либо право указано в Конституции, законе или подзаконном акте, то этого достаточно для того, чтобы человек данным правом пользовался, а правобязанные лица обеспечивали его признание, соблюдение и защиту. То есть не нужно никаких дополнительных приказов, инструкций, указаний, разъяснений, информационных писем из Министерств и ведомств.
ПРАВА… определяют смысл, содержание и применение законов. Этоозначает, что все принимаемые в стране законы должны быть направлены конкретно на реализацию и защиту названных прав человека, создавая условия для того, чтобы каждым правом на практике можно было воспользоваться. Не просто говорить о правах, а именно пользоваться. В этих законах указаны правообязанные лица – то есть указано, кто, где, когда и как будут обеспечивать человеку возможность реализации своего права. Например, гражданам государство гарантирует право на образование. Это значит, что государство обязано за счет бюджета создать и потом финансировать деятельность системы начальных, средних, высших и последипломных образовательных учреждений, которые и решают на практике задачу реализации права человека на образование. В качестве иллюстрации к названным выше правам представлена таблица, в которой указано, какие ключевые законы в России приняты для превращения гарантированных Конституцией России прав человека в действующие механизмы их практического.
Право человека в России
| Название регулирующего правоотношения федерального закона
| ПРАВО НА ЖИЗНЬ
| Уголовный кодекс РФ
| ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
| Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, О психиатрической помощи, О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании
| ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
| Гражданский кодекс РФ
| ПРАВО (СВОБОДА) ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
| О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
| ПРАВО НА СОЗДАНИЕ СЕМЬИ
| Семейный кодекс РФ
| ПРАВО ГРАЖДАНСТВА
| О гражданстве Российской Федерации
| ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
| Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Об информации, информатизации и защите информации, О средствах массовой информации
| ПРАВО НА ПРАВОСУДИЕ
| О судебной системе РФ
| ПРАВО ПЕТИЦИЙ
| есть проект федерального закона
| ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
| Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, О медицинском страховании граждан в Российской Федерации
| ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
| Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ
| ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ
| отношения регулируются комплексом законодательных актов
| ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
| Об основах обязательного социального страхования,
О трудовых пенсиях в Российской Федерации
| ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
| Жилищный кодекс РФ
| ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
| Об образовании
| ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА, НА ДОСТУП К ГОССЛУЖБЕ
| Об основах государственной службы Российской Федерации
| ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
| Экологический кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ
| ПРАВО НА ТРУД
| Трудовой кодекс РФ
| ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ
| Об общественных объединениях
| ПРАВО НА ОТДЫХ
| Трудовой кодекс России
| ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ
| есть проект федерального закона
| ПРАВА определяют …деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Эта часть статьи 18 Конституции РФ говорит о том, что законодательная власть, исполнительная власть, органы местного самоуправления существуют для решения ключевой задачи - для обеспечения гражданам возможности реализовать свои права. Иначе говоря, для разработки и создания государственных механизмов, позволяющих каждому из многих миллионов граждан повседневно своими правами пользоваться. Поскольку государственные учреждения, относящиеся к системе здравоохранения, являются учреждениями исполнительной ветви власти, возникает два непривычных (с обыденной точки зрения), но значимых для повседневной работы (для правового позиционирования врача и руководителя медицинского учреждения) юридических вывода из обсуждаемой статьи Конституции:
Вывод первый. Государственные медицинские учреждения создаются не для оказания медицинской помощи гражданам, а для обеспечения реализации ими своего конституционного права на охрану здоровья (медицинская помощь - это деятельность, технология, целевая же функция государственной организации именно реализация права). Поэтому государственное медицинское учреждение сегодня - это не благодетель, оказывающий воспомоществование в трудную для гражданина минуту, а правообязанное лицо, созданное исключительно для того, чтобы за счет денег налогоплательщиков обеспечить нуждающемуся гражданину России возможность воспользоваться своим конституционным правом на доступную медицинскую помощь.
Вывод второй. Государственные медицинские учреждения учреждаются органами исполнительной власти для реализации второй целевой функции, а именно во исполнение, взятого властью перед гражданами в статье 41 Конституции РФ обязательства обеспечить для них возможность получать в государственных медицинских учреждениях медицинскую помощь бесплатно, то есть за счет средств бюджета и страховых взносов. Это означает, что взимание с граждан в этих организациях денежных средств за медицинскую помощь, оказанную не по их желанию, а в связи с наличием необходимости в ней, является прямым нарушением их конституционного права.
ПРАВА… обеспечиваются правосудием. Это означает, что государство создает независимую от исполнительной и законодательных ветвей власти третью ветвь власти - судебную систему, обязанную принимать к рассмотрению жалобы и исковые заявления граждан и организаций, и решения органов которой являются обязательными для всех граждан и организаций. Сегодня в России действует судебная система, включающая в себя мировых судей, федеральные суды 1-й и 2-й инстанции, Верховный суд, Конституционный Суд, систему арбитражных судов. Кроме того, некоммерческие организации создают временные и постоянно действующие третейские суды. Для исполнения судебных решений действует специально созданный правовой институт – служба судебных приставов. Так, например, в соответствии со ст. 87 Закона РФ «Об исполнительном производстве» лицо, уклоняющееся от выполнения требований судебного пристава, может быть оштрафовано в размере до 100 МРОТ или подвергнуто иным мерам процессуального принуждения, вплоть до привлечения к уголовной ответственности
В законодательстве широко используется словосочетание права и свободы. О правах человека, пусть достаточно кратко, но сказано, теперь необходимо уточнить, что же такое свободы человека.
Что такое свободы человека
Если при наличии права существует лицо, которое обязано обеспечить своими действиями человеку возможность это право реализовать, то когда речь идет о свободе, наоборот, все обязаны воздерживаться от каких либо действий, способных помешать человеку использовать на практике свою свободу. В момент прочтения этих строк вы имеете дело с фактом реализации автором свободы мысли и свободы слова, а сами реализовали свободу поиска получения информации. Оба - читатель и автор столь свободно действуют (без Главлита и цензуры) благодаря тому, что есть в нашей Конституции статья 29, гарантирующая свободу слова и печати. Свободы необходимы человеку уже не столько для физического выживания (это больше функция прав), сколько для полноценного интеллектуального и духовного прогресса. Полноценное развитие человека проблематично без свободы передвижения, свободы экономической деятельности, свободы слова, свободы совести, свободы выражения мнений и убеждений, свободы вероисповедания, свободы митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. В отличие от права на труд в Конституции СССР (что обязывало государство обеспечить каждого гражданина рабочим местом), граждане РФ имеют конституционную гарантию свободы труда*, то есть свободу распоряжаться по собственному усмотрению своими знаниями и умениями (*Конституции РФ, ст. 37- « Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» ). Свободы же труда в СССР не было, так как труд являлся обязанностью советского человека. Труд был не предметом выбора жизненной самореализации, а обязанностью каждого советского человека (Дзержинский суд Ленинграда в 1964 году приговорил гражданина И.Бродского к высылке и принудительным работам в деревне Норинское Коношского района Архангельской области в связи с отсутствием у него постоянного места его работы. То, что человек писал стихи и этим зарабатывал на жизнь, не было признано судом в качестве факта выполнения гр. Бродским своей конституционной обязанности трудиться).
Каждый обладает свободой совести. В Конституции СССР таковая свобода тоже называлась. Она определялась, как свобода исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. В России с 1993 года в соответствии со ст. 28 Конституции гражданам гарантирована свобода совести. Строгой привязки понятия совесть к вере и вероисповеданию в Конституции РФ уже не делается. Буквальное (юридическое) прочтение этой статьи говорит о том, что в РФ отсутствие у человека совести является состоянием не противоречащим законодательству. Однако существует в России одна профессия, представителям которой законодательно запрещено быть недобросовестным – это медицинские работники (требование ст. 58 и 68 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Свобода передвижения и выбора места жительства. До настоящего времени в головах очень многих должностных и недолжностных лиц России живут и действуют устойчивые и неправильные представления о прописке: есть прописка – есть права, нет прописки – нет прав (речь, в первую очередь, идет о правах на трудоустройство, на получение медицинской помощи, на социальную защиту и т.д.). Необходимо напомнить, что имевшая в СССР место разрешительная система прописки ныне не существует, а заменена уведомительной системой регистрации гражданин в органах внутренних дел. Гражданин уведомляет их о том, где он постоянно проживает (регистрация по месту жительства) или временно находится (регистрация по месту пребывании). Зарегистрирован гражданин или нет, где он зарегистрирован, сегодня не является юридическим фактом, определяющим объем его гражданских прав и свобод. Регистрация - это всего лишь уведомление органа внутренних дел о месте нахождения человека, а не получение разрешения на что либо. В соответствии со статьей 3 федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» … регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 566 | Нарушение авторских прав
|