Повреждения шейного отдела позвоночника остаются одним из самых тяжелых видов травм опорно-двигательного аппарата. Подвывихи, вывихи и переломо-вывихи CIII— СVII позвонков являются наиболее часто встречающимися нестабильными повреждениями этого отдела позвоночника. Чаще всего они локализуются на уровне сV—сVII позвонков. Как правило, больные жалуются на боли и ограничение подвижности в шейном отделе. При осложненной травме в одних случаях возможны жалобы пострадавшего на слабость в руках, ногах, снижение в них чувствительности, в других—на отсутствие движений в конечностях и чувствительности в них, нарушение функции тазовых органов. Ее весьма многочисленная вариабельность зависит от степени повреждения спинного мозга и его корешков.
При объективном обследовании выявляются: вынужденное положение головы, ограничение объема движений, симптом статуи, при пальпации—напряжение длинных мышц спины, локальная болезненность, выстояние остистого отростка сместившегося позвонка, увеличение межостистого промежутка между сместившимся и нижележащим позвонком, изломанность линии остистых отростков, спинальная симптоматика от раздражения корешков до моноплегии, диплегии, гемиплегии и тетраплегии с нарушением функции тазовых органов.
Рентгенологические данные подвывихов, вывихов, переломов и переломо-вывихов описаны в разделе «Механизмы повреждений позвоночника».
Приступая к лечению пострадавшего, получившего травму шейного отдела позвоночника, необходимо четко определить механизм, уровень, характер и тяжесть повреждения, а также степень выраженности неврологических расстройств. Эти показатели определяются на основании анамнеза, клинических и рентгенологических методов обследования больного. По показаниям считаем целесообразным проведение ликвородинамических проб и веноспондилографии.
В настоящее время четко определен алгоритм действий врача при каждой клинической форме повреждения, позволяя в каждом отдельном случае избрать патогенетически целесообразный метод лечения с учетом тяжести состояния пострадавшего, времени, прошедшего с момента травмы, неврологической симптоматики, степени и характера нестабильности. При свежих, несвежих вывихах и переломо-вывихах на уровне СII—сVII позвонков в рамках оказания ургентной помощи вправление сместившихся позвонков считаем неотложным, т. е. экстренным видом помощи, а откладывание вправления вывихнутого позвонка—грубой тактической ошибкой. С целью устранения дислокации позвонков, деформации позвоночного канала и передней компрессии спинного мозга производится ручное вправление по Гютеру (И. Р. Воронович, Н. И. Хвисюк и др.) или одномоментное форсированное скелетное вытяжение за теменные бугры большими грузами в течение 1—1,5—2 часов по методике Бёлера (1953). В большинстве случаев вправление свежих вывихов достигается грузом от 15—18 до 35 кг, несвежих и застарелых—от 25 до 35—и более кг. В процессе вправления и по мере постепенного увеличения груза осуществляется рентгенологический контроль через каждые 15—20 минут. После вправления вывиха груз уменьшается до 4—5 кг и голове придается положение экстензии. Закрытое вправление вывихов в шейном отделе позвоночника форсированным вытяжением является эффективным и безопасным методом как для одно-, так и двусторонних вывихов в руках опытного врача и соблюдения всех деталей вправления. Врачу следует помнить, что позвоночный канал наименее проходим в положении крайнего сгибания и следует избегать этого во время манипуляций или скелетного вытяжения. Нейтральное положение с вытяжением по длине является наиболее оптимальным. Вправление может производить врач, хорошо понимающий рентгенотопографические взаимоотношения спинного мозга и его корешков с телом поврежденного позвонка, его суставными отростками и дужкой. Врач может уйти от больного только после уменьшения груза до 4—5 кг, убедившись в отсутствии осложнений и удовлетворительном состоянии пострадавшего. Все манипуляции при одномоментном форсированном вправлении без общения с больным не рекомендуются. В принципе они возможны, но в этих случаях функции спинного мозга должны четко контролироваться врачом по показаниям монитора.
В дальнейшем консервативное лечение показано больным, находящимся в крайне тяжелом состоянии, если оперативное вмешательство связано с большим риском для жизни, вследствие тяжелой сочетанной травмы или сопутствующих заболеваний. Вопрос о показаниях к операции у этих больных решается только после стабилизации общего состояния больного. Консервативное лечение показано больным при наличии I степени повреждения тел позвонков и отсутствии неврологической симптоматики. Оно возможно и у больных, если в первые сутки после закрытого форсированного вправления отмечается хороший регресс неврологических изменений. При консервативном лечении вытяжение за теменные бугры осуществляют в течение 6—7 недель, затем накладывают торакокраниальный гипсовый корсет на 3—4 месяца. Отдельным больным осуществляют иммобилизацию шеи гипсовым или картонно-ватномарлевым воротником Шанца еще в течение 4—5 недель.
Оперативное лечение целесообразно у больных при безуспешности закрытого вправления, диагностировании повреждения с выраженной нестабильностью, вывихах в сочетании с переломом суставных отростков, дужки, осложненных переломо-вывихах, повреждениях с прогрессирующими неврологическими расстройствами и симптомами.
Открытый оперативный метод вправления у этой группы пострадавших является более щадящим и менее опасным для пострадавшего.
При осложненных переломах позвоночника с повреждением спинного мозга нарушение его функции зависит от ушиба, сотрясения, сдавленна, кровоизлияния, отека, повреждения корешков, разрыва спинного мозга и от сочетания этих повреждений. В первое время после травмы трудно отдифференцировать, какая из этих причин вызвала нарушение функции спинного мозга. Поэтому при малейшем подозрении на сдавление спинного мозга показана возможно ранняя декомпрессия спинного мозга. В настоящее время общепринято, что у больных с повреждением позвоночника и спинного мозга, должно быть устранено любое сдавление спинного мозга, а операция закончена вправлением перелома и стабилизацией поврежденного отдела. Наилучшую стабилизацию в шейном отделе создает фиксация его фиксатором-«стяжкой» Вороновича. Она устраняет подвижность в области повреждения, создает условия для сращения переломов в анатомически правильном положении, предотвращает возможность возникновения ранних и поздних осложнений, значительно облегчает послеоперационный уход за пострадавшим. После операции лечение больных должно быть направлено на профилактику пролежней, восходящей мочевой инфекции, уросепсиса, легочных осложнении, восстановление утраченных функций конечностей и подготовку к протезированию.
Внешней иммобилизации в восстановлении анатомии и функции шейного отдела позвоночника следует уделять особо важное значение. Весьма надежным ее средством является торакокраниальная гипсовая повязка, наложенная в условиях разгрузки и гиперэкстензии шейного отдела. Применение любых других «облегченных» повязок, как правило, приводит к рецидивам смещений, кифотической деформации на уровне повреждения, сосудистым и неврологическим нарушениям в позднем периоде. Однако опыт лечения повреждений шеи с 1965 года убедил нас в том, что зафиксировать шейный отдел позвоночника в положении гиперэкстензии общепринятыми методамипрактически не представляетсявозможным. Даже строгое выполнение методики наложения торакокраниальной гипсовой повязки в условиях разгрузки путем вытяжения за петлю Глиссона или скелетного вытяжения за теменные бугры в аппарате для наложения корсетов в положении сидя или стоя не исключает рецидивов подвывиха шейного позвонка с ангуляционной деформацией на уровне повреждения. Да и само вытяжение (скелетное, петлей Глиссона) предрасполагает не к формированию, а устранению шейного лордоза.
В целях совершенствования методики выполнения фиксирующего корсета и предупреждения указанных осложнений нами с 1983 года наложение торакокраниального гипсового корсета осуществляется только в положении лежа. При наложении гипсового корсета надплечье пострадавшего располагается на краю стола, голова легко и свободно поддерживается одной рукой за скобу для скелетного вытяжения, другой—за затылочную область в положении гиперэкстензии. Горизонтальное положение больного и дозированное скелетное вытяжения за скобу с поддержкой головы руками позволяет обеспечить полное расслабление мышц сгибателей, исключить нагрузку на передние структуры позвоночника и зафиксировать шейный отдел в положении гиперэкстензии. Данная методика позволяет легко дозировать степень гиперэкстензии, исключить рецидив подвывиха и кифотической деформации на уровне повреждения.
Таким образом, каждая травматическая деформация позвоночного столба в ургентном порядке должна быть вправлена и зафиксирована. Иммобилизация шеи в положении больного лежа с гиперэкстензией позвоночника торакокраниальным гипсовым корсетом исключает рецидив подвывиха шейного позвонка и кифотической деформации на уровне повреждения, улучшает результаты лечения.