АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Синдром страхов

Прочитайте:
  1. HELLP – синдром
  2. HELLP-синдром
  3. I-VII ПАРЫ ЧМН: СТРОЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ.
  4. I. Мочевой синдром
  5. I. Синдромологическая концепция Крепелина
  6. II. Синдромологическая концепция Гохе
  7. III. Синдромологическая концепция Джексона
  8. IV Отечный синдром
  9. IV. Захворювання, синдроми і феномени
  10. IV. Концепции экзогенных синдромов Бонгеффера

Страх — чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонительный реф­лекс. Повышенная физиологическая и психологическая го­товность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблю­дающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопа­тологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возрас­та преимущественно в ночное время, их не следует рассмат­ривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятель­ность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их бес­причинность или явное несоответствие выраженности стра­хов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение об­щего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различ­ных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассмат­ривать как синдром страхов и относить к проявлениям пре­имущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики за­трудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп син­дрома страха в детском и подростковом возрасте:

• навязчивые страхи;

• страхи со сверхценным содержанием;

• недифференцированные, бессодержательные страхи;

• страхи бредового характера;

• ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относи­тельной простотой, более или менее отчетливой связью с содер­жанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными пе­реживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подрост­ков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, фи­зических недостатков (прыщи на лице, недостаточно пря­мые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т. п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятель­ности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной пси­хотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблю­даться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вы­звавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обосно­ванности этих страхов и не пытается их преодолевать в от­личие от навязчивых страхов.

Как пишет В.В. Ковалев, при невротических страхах страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в ви­де различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасностей, которые подстерегают его в отсутствии родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Та­кие представления преобладают в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разго­воров окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тре­вожно-мнительными чертами характера, психическим инфан­тилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространять­ся на целую группу вещей или животных, вызвавших первона­чальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у де­тей в возрасте 7—9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспева­емости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10—11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших род­ственников. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особен­но, когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их пре­одолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстрой­ствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержа­ния чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегета­тивными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

Психопатологические недифференцированные, бессо­держательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двига­тельным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятные соматические ощущения (сдавливание и зами­рание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощуще­ний с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной при­чины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут но­сить приступообразный характер и наблюдаться при невро­зах и вяло текущей шизофрении.

Страхи бредового характера отличаются переживани­ями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопро­вождаются постоянной тревогой, настороженностью, подо­зрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от воз­раста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, хо­лодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображае­мых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся об­манами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают ха­рактер бредовых страхов, которые не удается снять убежде­нием. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении (В.В. Ковалев).

Ночные страхи — это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени изменен­ного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного рас­стройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошко­льном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испыты­вает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня» и т. п., которые ука­зывают на наличие устрашающих переживаний типа снови­дений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ниче­го не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойствен­на определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987; Н.М. Жариков, 1989; В.Н. Мамцева, 1991; А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательно­го наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сом­намбулизмом) и сноговорением, характер которых часто име­ет эпилептическую основу.

Наличие страхов у детей, посещающих дошкольные учреж­дения, должны вызывать обеспокоенность, необходимость собеседования, успокоения, совместной проверки комнаты, в которой спит ребенок. Воспитатели и родители должны знать, что перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, пугать детей:

- необходимо создать обстановку, чтобы ребенок мог рас­сказать, что его тревожит;

- зарисовать видение («страшилище») и порвать рисунок, как бы изгоняя его;

- не фиксировать внимание на том, что пугает ребенка;

- в присутствии ребенка не стоит говорить о боязни собак, о различных заболеваниях;

- расширять круг интересов ребенка и запас знаний, чи­тать книги или рассказывать о геройских поступках детей и подростков.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите об особенностях проявления страхов в детском возрасте. Чем страх отличается от тревоги?

2. Какую роль играют страхи в жизни человека? Когда страхи полезны, а когда — губительны?

3. Как вы себе представляете возникновение страха? С ка­кими эмоциями может взаимодействовать страх?

4. Объясните значение возраста для возникновения стра­хов.

5. Назовите различные формы страхов.

6. Чем характеризуются навязчивые страхи?

7. Какие особенности страхов со сверхценным содержа­нием?

8. Какие страхи называются «бессодержательными»?

9. Чем отличаются страхи бредового характера?

10. Как проявляются «ночные страхи»?

11. Медицинская и педагогическая помощь при страхах в детском возрасте. Какие задания педагог может предложить ребенку для преодоления чувства страха?

12. Назовите профилактические мероприятия при детских страхах.

 


Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 1945 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)